«Золото погибших кораблей»
Когда-то советский писатель-фантаст Александр Беляев написал роман «Остров погибших кораблей». Фабула незамысловата - течения сносят потерявшие управление суда в некую точку океана, где они сцепляются бортами, образуя остров. С его обитателями в романе и происходят авантюрные приключения, поиски древних сокровищ и тому подобное.
Но что нам какой-то старый фантаст, да еще и ушедшей эпохи? Некоторые наши чиновники легко заткнут за пояс его фантазию, доказав, что с такого «острова» можно совершенно реально иметь неплохой гешефт в виде особняков со всеми удобствами, дорогостоящих автомобилей и прочих суперблаг современной цивилизации.
Итак, знакомьтесь, Горелик Сергей Павлович, работавший в начале десятилетия заместителем руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта («Росморречфлот»). По служебной надобности он, естественно, периодически обращал свой взгляд на Сахалин, который с известным допущением можно назвать островом «погибших кораблей» - столько судов разного типа и класса ржавеет у его берегов, особенно вблизи акваторий портов, что впрямую создает угрозу безопасности мореплавания. А господин Горелик, в общем-то, и отвечал за эту безопасность.
Но, судя по всему, она его не слишком беспокоила. Все опасности занесены в лоции, капитаны на Сахалине – опытные, а если что случится – ответственность все равно будет лежать на них. Да и какие там «древние сокровища» в ржавых баржах?
И вдруг... Крайне взволновало Сергея Павловича сообщение от начальника Управления экономики и финансов «Росморречфлота» Эдуарда Матько о том, что на счетах ФГУ «Администрация морских портов Сахалина» («АМП Сахалина») на 15 ноября 2010 года находятся остатки в размере 118 млн. 604 тыс. 098 рублей! Такие деньги, и без должного присмотра?!
В первой декаде декабря 2010 года будучи в служебной командировке во Владивостоке Горелик в гостинице «Хёнде» встретился с капитаном морского порта Корсаков Евгением Чебаковым, который одновременно являлся руководителем «АМП Сахалина», и гендиректором ФГУП «Сахалинское аварийно-спасательное бассейновое управление» (ФГУП «СахБАСУ») Вячеславом Филипповым. Обе эти организации, кстати, входят в структуру «Росморречфлота», так что Горелик был непосредственным начальником своих собеседников.
Чебаков подтвердил, что ожидаемая прибыль «АМП Сахалина» в 2010 году - около 120 млн. рублей и что эти деньги хорошо бы направить на подъем затонувших в акваториях портов судов. Филиппов, в свою очередь, подтвердил возможность таких работ силами «СахБАСУ», обозначил их стоимость — 1-2 млн. рублей за судно. Но сообщил, что необходимо привлечение субподрядчиков, имеющих лицензии на переработку и реализацию металлолома, то есть утилизацию судов — само ФГУП этого делать не могло, а без утилизации подъем не имел смысла.
И вот тут у Горелика возникла идея, в дальнейшем квалифицированная как «преступный умысел, направленный на хищение денежных средств ФГУ «АМП Сахалина» в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, с использованием своего служебного положения, путем обмана».
Проще говоря, 1-2 млн. рублей за судно Горелик счел крайне заниженной ценой, а схему с использованием одного субподрядчика примитивной и даже опасной. В результате он «убедил» всех своих собеседников, привлек некоторых своих подчиненных из «Росморречфлота» и «дело» пошло. На расчистку берегов Сахалина от затонувших судов вышли компании ООО «Радэль», ООО «Тайрас», ООО «ТрансАвтоГрупп», ООО «ЛАРТЭК», ООО «Крэш», находящиеся по западную сторону Уральских гор, и ООО «Восток Строй» (г. Владивосток).
Впрочем, берега Сахалина в акваториях портов Корсаков и Невельск какими были, такими и остались! Поскольку компании-призраки предназначались в основном для вывода денег. Из 18 судов на бумаге поднято 17, фактически - 6. При этом стоимость работ значительно завышена.
«АМП Сахалина» платила «СахБАСУ» за подъем судов, «СахБАСУ» - компании субподрядчику за их утилизацию, которая, в свою очередь, платила фиктивным субподрядчикам за огромный перечень оказанных услуг через фиктивные договоры, счета-фактуры, липовые акты приемки выполненных работ по подъему и утилизации судов.
Конечно, Горелик делился со всеми участниками процесса, но, как было документально подтверждено следствием, «общий размер денежных средств, противоправно и безвозмездно изъятых с причинением ущерба собственнику — ФГУ «АМП Сахалина» и обращенных в пользу Горелика С.П., составляет не менее 59 млн. рублей. Указанное лицо в сентябре 2013 года привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу».
Горелик на всех стадиях следствия, в том числе и судебного, свою вину признавать отказался. И, тем не менее, Корсаковский городской суд приговорил его «к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и к штрафу в размере 800 тыс. рублей» (сообщение пресс-службы прокуратуры Сахалинской области). Вместе с ним был осужден один из предпринимателей, получивший 4 года лишения свободы условно.
Ранее, в октябре-ноябре 2015 года, Корсаковский суд осудил еще троих соучастников, давших признательные показания и изобличивших организатора.
Приговор в отношении Горелика в окончательную силу вступил, позади кассационные и апелляционные инстанции. Но мы обратим внимание на один момент. Следствие утверждает, что Горелик вывел с «острова погибших кораблей» около 60 млн. рублей. И где же они?
И тут был обнаружен интересный договор от 10 октября 2011 года о покупке жилого дома в селе Ангелово Красногорского района Московской области площадью 679,9 кв. м на земельном участке площадью 2270 кв. м аккурат за 60 млн. рублей. Покупателем является некто Людмила Черникова. Казалось бы, причем тут «остров погибших кораблей»? А связь простая: формальная владелица особняка — сестра жены Горелика, а проживал в этом доме никто иной, как лично сам Сергей Павлович со своей семьей. Стоит добавить, что сумма сделки в 60 млн. рублей – это малая часть, которая показана в России при оформлении сделки. Еще $5 млн. были перечислены через подконтрольные компании, в том числе зарегистрированные в офшорах.
Стандартная схема, применяемая проворовавшимися чиновниками.
Кстати, по инсайдерской информации, Горелик хотя и не признал свою вину, но все же был готов возместить ущерб в 60 млн. рублей (хотя, казалось бы, за что, если он не виновен?) лишь бы получить «условное». При этом речи о продаже особняка в селе Ангелово не идет. Очевидно, были у него и другие «острова погибших кораблей», ускользнувшие от внимания правоохранительных органов.
Море — оно большое...
Итак, знакомьтесь, Горелик Сергей Павлович, работавший в начале десятилетия заместителем руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта («Росморречфлот»). По служебной надобности он, естественно, периодически обращал свой взгляд на Сахалин, который с известным допущением можно назвать островом «погибших кораблей» - столько судов разного типа и класса ржавеет у его берегов, особенно вблизи акваторий портов, что впрямую создает угрозу безопасности мореплавания. А господин Горелик, в общем-то, и отвечал за эту безопасность.
Но, судя по всему, она его не слишком беспокоила. Все опасности занесены в лоции, капитаны на Сахалине – опытные, а если что случится – ответственность все равно будет лежать на них. Да и какие там «древние сокровища» в ржавых баржах?
И вдруг... Крайне взволновало Сергея Павловича сообщение от начальника Управления экономики и финансов «Росморречфлота» Эдуарда Матько о том, что на счетах ФГУ «Администрация морских портов Сахалина» («АМП Сахалина») на 15 ноября 2010 года находятся остатки в размере 118 млн. 604 тыс. 098 рублей! Такие деньги, и без должного присмотра?!
В первой декаде декабря 2010 года будучи в служебной командировке во Владивостоке Горелик в гостинице «Хёнде» встретился с капитаном морского порта Корсаков Евгением Чебаковым, который одновременно являлся руководителем «АМП Сахалина», и гендиректором ФГУП «Сахалинское аварийно-спасательное бассейновое управление» (ФГУП «СахБАСУ») Вячеславом Филипповым. Обе эти организации, кстати, входят в структуру «Росморречфлота», так что Горелик был непосредственным начальником своих собеседников.
Чебаков подтвердил, что ожидаемая прибыль «АМП Сахалина» в 2010 году - около 120 млн. рублей и что эти деньги хорошо бы направить на подъем затонувших в акваториях портов судов. Филиппов, в свою очередь, подтвердил возможность таких работ силами «СахБАСУ», обозначил их стоимость — 1-2 млн. рублей за судно. Но сообщил, что необходимо привлечение субподрядчиков, имеющих лицензии на переработку и реализацию металлолома, то есть утилизацию судов — само ФГУП этого делать не могло, а без утилизации подъем не имел смысла.
И вот тут у Горелика возникла идея, в дальнейшем квалифицированная как «преступный умысел, направленный на хищение денежных средств ФГУ «АМП Сахалина» в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, с использованием своего служебного положения, путем обмана».
Проще говоря, 1-2 млн. рублей за судно Горелик счел крайне заниженной ценой, а схему с использованием одного субподрядчика примитивной и даже опасной. В результате он «убедил» всех своих собеседников, привлек некоторых своих подчиненных из «Росморречфлота» и «дело» пошло. На расчистку берегов Сахалина от затонувших судов вышли компании ООО «Радэль», ООО «Тайрас», ООО «ТрансАвтоГрупп», ООО «ЛАРТЭК», ООО «Крэш», находящиеся по западную сторону Уральских гор, и ООО «Восток Строй» (г. Владивосток).
Впрочем, берега Сахалина в акваториях портов Корсаков и Невельск какими были, такими и остались! Поскольку компании-призраки предназначались в основном для вывода денег. Из 18 судов на бумаге поднято 17, фактически - 6. При этом стоимость работ значительно завышена.
«АМП Сахалина» платила «СахБАСУ» за подъем судов, «СахБАСУ» - компании субподрядчику за их утилизацию, которая, в свою очередь, платила фиктивным субподрядчикам за огромный перечень оказанных услуг через фиктивные договоры, счета-фактуры, липовые акты приемки выполненных работ по подъему и утилизации судов.
Конечно, Горелик делился со всеми участниками процесса, но, как было документально подтверждено следствием, «общий размер денежных средств, противоправно и безвозмездно изъятых с причинением ущерба собственнику — ФГУ «АМП Сахалина» и обращенных в пользу Горелика С.П., составляет не менее 59 млн. рублей. Указанное лицо в сентябре 2013 года привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу».
Горелик на всех стадиях следствия, в том числе и судебного, свою вину признавать отказался. И, тем не менее, Корсаковский городской суд приговорил его «к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и к штрафу в размере 800 тыс. рублей» (сообщение пресс-службы прокуратуры Сахалинской области). Вместе с ним был осужден один из предпринимателей, получивший 4 года лишения свободы условно.
Ранее, в октябре-ноябре 2015 года, Корсаковский суд осудил еще троих соучастников, давших признательные показания и изобличивших организатора.
Приговор в отношении Горелика в окончательную силу вступил, позади кассационные и апелляционные инстанции. Но мы обратим внимание на один момент. Следствие утверждает, что Горелик вывел с «острова погибших кораблей» около 60 млн. рублей. И где же они?
И тут был обнаружен интересный договор от 10 октября 2011 года о покупке жилого дома в селе Ангелово Красногорского района Московской области площадью 679,9 кв. м на земельном участке площадью 2270 кв. м аккурат за 60 млн. рублей. Покупателем является некто Людмила Черникова. Казалось бы, причем тут «остров погибших кораблей»? А связь простая: формальная владелица особняка — сестра жены Горелика, а проживал в этом доме никто иной, как лично сам Сергей Павлович со своей семьей. Стоит добавить, что сумма сделки в 60 млн. рублей – это малая часть, которая показана в России при оформлении сделки. Еще $5 млн. были перечислены через подконтрольные компании, в том числе зарегистрированные в офшорах.
Стандартная схема, применяемая проворовавшимися чиновниками.
Кстати, по инсайдерской информации, Горелик хотя и не признал свою вину, но все же был готов возместить ущерб в 60 млн. рублей (хотя, казалось бы, за что, если он не виновен?) лишь бы получить «условное». При этом речи о продаже особняка в селе Ангелово не идет. Очевидно, были у него и другие «острова погибших кораблей», ускользнувшие от внимания правоохранительных органов.
Море — оно большое...