Золотой унитаз за $10 миллионов: как провокация становится искусством
Скандальный художник Маурицио Каттелан, автор банана на скотче, выставляет на аукцион свой золотой унитаз «Америка». Стартовая цена — 10 миллионов долларов. Узнайте историю провокационного шедевра.
Золотой унитаз за $10 миллионов: как провокация становится искусством
Итальянский художник Маурицио Каттелан, которого часто называют главным арт-провокатором современности, снова оказывается в центре скандала и обсуждений. На этот раз на аукционе Sotheby's будет продан его знаменитый золотой унитаз под названием «Америка». Стартовая цена лота составляет ошеломляющие 10 миллионов долларов, и эксперты не исключают, что итоговая стоимость может быть еще выше.
Этот функциональный объект, отлитый из 223 фунтов 18-каратного чистого золота, является не просто драгоценным изделием, а мощным социальным заявлением. Каттелан, уже прославившийся продажей банана, приклеенного скотчем к стене, за 120 тысяч долларов, продолжает исследовать границы искусства и ценности. Его работа «Америка» была задумана как парадокс: поместить нечто невероятно дорогое в «наименее благородное и наиболее необходимое место» — туалет. Тем самым художник стирает грань между высоким искусством и базовой физиологической функцией, заставляя зрителя задуматься о том, что в нашем обществе считается священным, а что — нет.
Первая версия унитаза была установлена в нью-йоркском Музее Гуггенхайма в 2016 году, где произвела настоящий фурор. Критики сразу провели параллель с другой знаковой провокацией в мире искусства — «Фонтаном» Марселя Дюшана, представлявшим собой обычный писсуар. Инсталляция Каттелана пошла еще дальше: она была полностью функциональна. По словам музея, 100 000 посетителей выстроились в очередь, чтобы не только увидеть, но и воспользоваться этим произведением искусства.
Один из них, бывший автор The Washington Post Крис Перес, восторженно описал свой опыт: «Наблюдать за тем, как вода стекает обратно в позолоченную чашу, было, без сомнения, самым приятным моментом во всём процессе». Этот интерактивный элемент стал ключевой частью концепции, демократизируя искусство и делая его буквально частью повседневной жизни каждого человека, независимо от его статуса.
Драматичная история произведения получила новый виток, когда его версия была выставлена в Бленхеймском дворце в Великобритании. Унитаз установили в ванной комнате Уинстона Черчилля, создавая мощный контраст между историческим наследием и современной провокацией. Однако эта выставка закончилась скандалом: воры, вооруженные кувалдами, ворвались во дворец, похитили золотой унитаз стоимостью 6 миллионов долларов и повредили водопровод, вызвав затопление исторического здания. Хотя трое участников кражи были осуждены, сам арт-объект так и не был найден.
Предстоящие торги подтверждают «прикосновение Мидаса» Каттелана, его уникальную способность превращать самые обыденные, а подчас и абсурдные предметы в золото и сенсационные заголовки. Его работа «Комедиант» (банан на скотче) стала одной из самых обсуждаемых сенсаций в мире искусства, а по мнению представителей Sotheby's, даже «в одиночку заставила мир пересмотреть своё отношение к искусству и его ценности».
Продажа золотого унитаза «Америка» — это не просто аукцион дорогого объекта. Это кульминация многолетнего диалога о природе ценности, потребления и статуса в современном обществе. Каттелан своим творчеством задает неудобные вопросы: что на самом деле мы ценим и почему? Где проходит грань между гениальностью и абсурдом? И можно ли считать искусством то, что предназначено для самой прозаической цели? Как отметил эксперт Sotheby's Дэвид Гальперин, эта работа «продолжает отражать дух времени», оставаясь актуальным символом нашей эпохи.
Итальянский художник Маурицио Каттелан, которого часто называют главным арт-провокатором современности, снова оказывается в центре скандала и обсуждений. На этот раз на аукционе Sotheby's будет продан его знаменитый золотой унитаз под названием «Америка». Стартовая цена лота составляет ошеломляющие 10 миллионов долларов, и эксперты не исключают, что итоговая стоимость может быть еще выше.
Этот функциональный объект, отлитый из 223 фунтов 18-каратного чистого золота, является не просто драгоценным изделием, а мощным социальным заявлением. Каттелан, уже прославившийся продажей банана, приклеенного скотчем к стене, за 120 тысяч долларов, продолжает исследовать границы искусства и ценности. Его работа «Америка» была задумана как парадокс: поместить нечто невероятно дорогое в «наименее благородное и наиболее необходимое место» — туалет. Тем самым художник стирает грань между высоким искусством и базовой физиологической функцией, заставляя зрителя задуматься о том, что в нашем обществе считается священным, а что — нет.
Первая версия унитаза была установлена в нью-йоркском Музее Гуггенхайма в 2016 году, где произвела настоящий фурор. Критики сразу провели параллель с другой знаковой провокацией в мире искусства — «Фонтаном» Марселя Дюшана, представлявшим собой обычный писсуар. Инсталляция Каттелана пошла еще дальше: она была полностью функциональна. По словам музея, 100 000 посетителей выстроились в очередь, чтобы не только увидеть, но и воспользоваться этим произведением искусства.
Один из них, бывший автор The Washington Post Крис Перес, восторженно описал свой опыт: «Наблюдать за тем, как вода стекает обратно в позолоченную чашу, было, без сомнения, самым приятным моментом во всём процессе». Этот интерактивный элемент стал ключевой частью концепции, демократизируя искусство и делая его буквально частью повседневной жизни каждого человека, независимо от его статуса.
Драматичная история произведения получила новый виток, когда его версия была выставлена в Бленхеймском дворце в Великобритании. Унитаз установили в ванной комнате Уинстона Черчилля, создавая мощный контраст между историческим наследием и современной провокацией. Однако эта выставка закончилась скандалом: воры, вооруженные кувалдами, ворвались во дворец, похитили золотой унитаз стоимостью 6 миллионов долларов и повредили водопровод, вызвав затопление исторического здания. Хотя трое участников кражи были осуждены, сам арт-объект так и не был найден.
Предстоящие торги подтверждают «прикосновение Мидаса» Каттелана, его уникальную способность превращать самые обыденные, а подчас и абсурдные предметы в золото и сенсационные заголовки. Его работа «Комедиант» (банан на скотче) стала одной из самых обсуждаемых сенсаций в мире искусства, а по мнению представителей Sotheby's, даже «в одиночку заставила мир пересмотреть своё отношение к искусству и его ценности».
Продажа золотого унитаза «Америка» — это не просто аукцион дорогого объекта. Это кульминация многолетнего диалога о природе ценности, потребления и статуса в современном обществе. Каттелан своим творчеством задает неудобные вопросы: что на самом деле мы ценим и почему? Где проходит грань между гениальностью и абсурдом? И можно ли считать искусством то, что предназначено для самой прозаической цели? Как отметил эксперт Sotheby's Дэвид Гальперин, эта работа «продолжает отражать дух времени», оставаясь актуальным символом нашей эпохи.