Отказываясь продавать предприятиям группы «БазЭл» и «Метахим» нефелиновый концентрат, производящейся на входящем в его группу заводе «Апатит», этот фактический монополист предпочитал выбрасывать его, отправляя в отвалы тысячи и тысячи тонн этого мельчайшего и весьма вредного для природы и человеческого организма порошка.
Так или иначе, но производственная деятельность «Апатита» – одного из крупнейших в мире предприятий этого рода – неминуемо связана с выбросом большого числа загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнением водоемов и что самое неприятное – образованием отходов производства. Предприятие добывает в год более 100 млн тонн горной массы, при этом из этого количества в отходы идет более 90%. За 80 лет работы предприятия их накопилось сотни миллионов кубометров.
Но отходы отходам рознь. Одно дело, когда речь идет об отвалах проходческих пород –грунте и камнях – но совсем другое, если это отходы от обогащения, так называемые «хвосты».
Основной результат деятельности завода «Апатит» – это собственно апатитовый концентрат – сырье, в котором содержится большая концентрация гидроксилапатита – важнейшего источника фосфора для производства особо ценных фосфорных удобрений.
По сути, с точки зрения завода, все остальное это и есть отходы. В том числе и ставший столь известным после приезда в Пикалево премьер-министра Владимира Путина нефелиновый концентрат. Он состоит в основном из калия, натрия, алюминия и кремния. Этот минерал химическая промышленность научилась использовать для производства цемента, соды и поташа.
Весьма неприятным свойством нефелинового концентрата является то, что он представляет собой очень мелкий порошок, фактически пыль. Сами горняки знают это не понаслышке. Каждый из них знает, что если не применять защитных средств, пыль оседает в легких, вызывая тяжелую болезнь — силикоз. Если отправлять нефелиновый концентрат в открытые отвалы – а именно так в последнее время «Апатит» и поступал – то малейший ветерок поднимает его облака. Что и стало регулярно происходить после 2005 года, когда, в борьбе против конкурентов, монополист «ФосАгро» начало устанавливать фактически запретительные отпускные цены на эту свою продукцию, предпочитая ее выбрасывать, чем отдавать конкурентам.
Увы, помимо натрия и калия в отправлявшемся в отвалы сотнями тысяч тонн порошке, содержатся и другие элементы. Основными микроэлементами, попадающими в воду в районе промышленной зоны ОАО «Апатит» являются стронций, галлий и алюминий. В результате пыления отвалов нефелинового концентрата возникают тонкодисперсные взвеси этих металлов.
Для обеспечения производства водой «Апатит» использует пять водозаборов, а объем сбросов воды составляет более 200 млн кубометров. Этот объем сопоставим с объемом большого водохранилища. (Для сравнения, весь объем водных ресурсов водохранилищ Центрально-черноземного региона России всего лишь в 2,5 раза больше).
Поэтому водосборы озер Большой Вудъявр и Имандра, находящихся рядом с рудниками «Кировский» и «Юкспор» и хвостохранилищами апатито-нефелиновых обогатительных фабрик № 2 и № 3 демонстрируют значительное (иногда на порядок) увеличение числа вредных компонентов по сравнению с естественным их природным содержанием.
Загрязнение водоемов микроэлементами, особенно тяжелыми металлами, является одним из самых опасных видов загрязнения из-за их высокой токсичности и способности накапливаться в донных отложениях, рыбе и распространяться далее по пищевым цепям.
Все это вызывает не только текущие, но и отдаленные негативные последствия.
Таким образом, мы в очередной раз вынуждены наблюдать варварские методы ведения хозяйства, построенные на психологии временщика. Увы, в новейшей истории России ситуация, когда единственной целью становится лишь извлечение прибыли, не редкость. При такой ущербной жизненной философии люди, и уж тем более природа в расчет не принимаются вообще.
Печальный результат этого подхода, проводимого «Апатитом» и его управляющей структурой – компанией «ФосАгро» – проявился во всей своей неприглядности в декабре прошлого года, когда в результате взрыва зарядной машины «МЗКС-160» на принадлежащем «Апатиту» Расвумчоррском руднике погибло 12 человек. Тогда компания попросту решила откупиться от родственников, посчитав, что комплекс мероприятий по полному аудиту техники безопасности обойдется дороже.
То же самое происходит и теперь. Для руководителя «Апатита» Максима Волкова проще выполнять распоряжения главного бенефициара «ФосАгро» сенатора Андрея Гурьева. Опасаться того, что природоохранная прокуратура Мурманской области возбудит против него дело по 247 статье УК за загрязнение окружающей среды, ему не приходится. А то, что и ныне живущие, и еще не родившиеся жители Кировска и Апатитов становятся экологическими заложниками беспринципных, если не сказать преступных, действий «ФосАгро» по захвату рынка, в расчет не принимается.
Кроме экологической катастрофы, неизбежно надвигающейся на Мурманскую область, необузданная жажда наживы со стороны собственника и управленцев «ФосАгро» уже привела к вполне реальной социальной катастрофе, произошедшей в городе Пикалево, когда по вине монополиста остановились три градообразующих предприятия, обрекая жителей города на безработицу и голод.
Что уж тут говорить об экологии, когда целый российский город оказался в заложниках у распоясавшихся дельцов, поставивших себе целью личное обогащение вопреки законным правам простых людей и государства в целом.