Баранки и бараны Константина Эрнста

Ни по рождению, ни по предыдущему опыту работы Константин Эрнст на место в команде питерских силовиков претендовать не может, а значит, и полным доверием пользоваться в соответствующих кругах не может.

Отмечая 75-летие отечественного телевидения, страна готовится перейти на новый цифровой формат вещания. Специалисты обещают после этого чуть ли не взрывное развитие российского телевещания не только с появлением множества новых телеканалов, но и с возникновением новых телеуслуг, которые не возможно было до сих пор даже представить.

На фоне столь благостных перспектив трудно поверить, что в стране до сих пор есть районы, где, как и в былые советские годы, зрителям доступны лишь передачи Первого канала. В некоторых районах даже России нет, не говоря уже о НТВ, ТВЦ и проч. И хотя в этом нет особых заслуг руководства канала, это дает ему весомые преимущества. Впрочем, налагает и серьезные обязанности.

Видимо, из-за груза ответственности генеральный директор Первого канала Константин Эрнст в репортаже программы Время с торжественного вечера, посвященного юбилею, на фоне улыбающихся и радостных коллег выглядел задумчивым и напряженным. Впрочем, может быть, ему показался недостаточным Орден За заслуги перед Отечеством IV степени, который ему вручили в честь праздника? Такой же орден вручили и генеральному директору холдинга ВГТРК Олегу Добродееву. Кто знает, может, сравнивая себя с коллегой, глава Первого канала решил, что его заслуги недооценены? А, может быть, он просто был недоволен тем, что не попал за один столик с президентом, где с главой страны пили шампанское известные дикторы и телеведущие?

Реклама на веке

А ведь в преддверии горячего политического сезона 2007-08 годов во многом именно от политики и позиции президента будет зависеть политика вещания Первого канала. Другие каналы еще могут позволить себе эксперименты, критику в сторону власти. Сложность же ситуации Константина Эрнста заключается в том, что работать ему приходится не только на аудиторию. Создается впечатление, что главными его заказчиками выступают те, кто хочет видеть аудиторию Первого канала этакими туповатыми созданиями, мирно переползающими время от времени от ящика телевизионного к ящику для голосования. Благодарные телезрители должны в нужное время становится благодарным электоратом. И лишь пока генеральный продюсер обеспечивает это перетекание аудитории от ящика к ящику, ему гарантировано беспроблемное пребывание в должности. Поэтому информационные передачи канала своим пропагандистским пафосом навевают кому-то тоску, кому-то ностальгию застойных времен, а все остальное время канал забит развлекательными сериалами и шоу, не требующими от зрителя высокого умственного напряжения.

Знаете, я свои эстетические пристрастия на Первого канала не реализовываю. Я их как бы реализовываю в более узком кругу. Работая на Первом, я должен работать на аудиторию, которая смотрит Первый канал, и учитывать ее пожелания, - сказал однажды Константин Эрнст. Что же касается желаний аудитории, то удовлетворить их Первому каналу оказывается несложно.

Законы желтой прессы, согласно которым потакание самым низменным вкусам зрителя обеспечивает самую высокую аудиторию, первым придумал не Эрнст. Да и сам он признается, что увы, человек включает телевизор и видит искусство и переключает на другой канал. Любая острая социальная тема неинтересна зрителям. Как только обсуждается настоящая важная социальная тема, на наш взгляд, очень острая и актуальная, доля (аудитории Авт.) падает в два раза, - утверждает Эрнст. - А когда обсуждается что-нибудь из жизни звезд, то рейтинги очень высокие. Видимо, для такой аудитории, жаждущей только хлеба и зрелищ, Эрнст и делает телевидение.

В свое время путевку в телевизионную жизнь Эрнсту дал Борис Березовский. Но пришло время, и олигарху пришлось расстаться с телевидением. Эрнст же остался, хотя власть в Кремле сменилась, и новые хозяева первое время зорко присматривались к нему. Однако полная лояльность к власти, необходимая для главы самого главного российского телеканала, позволила Эрнсту, в отличие от многих других назначенцев прежних времен, сохранить место.

Но с приближением горячей политической поры с осени 2007 по весну 2008 одной лояльности становится недостаточно. Вот, казалось бы, кому мог помешать лояльный во всех отношениях Михаил Зурабов. Кстати, в прошлом тоже хороший знакомый Бориса Березовского. Ан нет, и до него руки дошли, слишком уж серьезные финансовые потоки оказались у него под контролем.

Ни по рождению, ни по предыдущему опыту работы Константин Эрнст на место в команде питерских силовиков претендовать не может, а значит, и полным доверием пользоваться в соответствующих кругах не может. Таким образом, существует угроза, что так называемая команда силовиков захочет прибрать к рукам столь важный пропагандистский и финансовый ресурс как Первый канал.

Кое-кто считает, что, несмотря на то, что гром над головой Константина Львовича еще не грянул, он все же страхуется от возможных неприятностей. Он не может не предполагать, что при грядущем очередном переделе власти и собственности его могут и не оставить на хозяйстве. А потому для Константина Эрнста сейчас важно обеспечить свое дальнейшее безбедное существование, если, не дай бог, что...

Говорят, у Константина Львовича разнообразный бизнес, причем не только в России. Но для начала, наверное, хватит кинопроизводства и шоу-бизнеса. У Эрнста имеется огромная кинофабрика. Многие сериалы и художественные фильмы, которые идут на Первом, говорят, находятся в его личном производстве. Он сам как руководитель телеканала их заказывает и сам же производит. Кроме того, он же осуществляет и PR-компанию канала и его проектов. Есть версия, что лично Эрнсту принадлежат авторские права на весь продукт, произведенный Первым каналом, а это значит, что даже случись Эрнсту уйти, повтор любой передачи, сериала или фильма, произведенный при нем, принесет копеечку, и не малую, в его карман.

Шоу-бизнес - также значительная статья дохода. По слухам, он намерен создать в этой области монополию и планирует предоставить эфир Первого канала Русской медиагруппе. С попытками Первого канала подмять под себя ряд известных российских продюсеров связан и ряд громких скандалов, и исчезновение из эфира Первого некоторых узнаваемых и известных в отечественном шоу-бизнесе лиц.

Есть предположение, что, чем ближе к выборам, тем более желтым (до определенного уровня, разумеется) будет становиться Первый канал. Как сказал недавно Константин Эрнст, за последние несколько лет телевидение покинули от 15 до 25 процентов аудитории. "Это люди, которые реализовали себя за эти годы и которые перестали видеть в телевизоре некий объект для развлечения и информирования", - отметил он. Иными словами, вскоре у экранов первого канала останется лишь основная часть путинского электората лояльно настроенные к президенту пенсионеры. Но они не уйдут ни при каких обстоятельствах. Они переварят все. А вот чтобы хоть на время вернуть тех, кто помоложе, придется предложить им жвачку повкуснее. Не очень эстетичную, зато вполне надежную, чтобы не потерять кресло до срока и угодить кремлевской верхушке.

Я и моя команда любим умное, качественное, тонкое, художественное телевидение. Аудитория, к сожалению, любит телевидение гораздо проще, незамысловатей. Как только телевидение пытается копнуть глубже, аудитория на это болезненно реагирует: Вы нам нужны, чтобы расслабиться и отдохнуть, не грузите. Мы работаем в сфере обслуживания населения и предлагаем ему те пирожки, которые оно любит. А мы любим баранки, - говорит Эрнст.

Поэтому и не копает глубже. Что не мешает ему, в отличие от зрительских пирожков с сомнительной начинкой, получать баранки разве что не из чистого золота: по информации журнала "Власть", только поступления от рекламы составили у канала в 2004 году около $500 млн. Впрочем, приходится признать, что эти и многие другие миллионы появились благодаря тем самым баранам, которые покорно жуют пирожки Первого канала.

Реклама на веке
Кто хочет «наложить лапу» на «зеленый коридор»? Дело тонкое, Петруха – 2