В комплекте с ЖАСО

На прошлой неделе стало известно, что инвестиционная группа «Ренессанс Капитал» начала поиск покупателей ОАО СО «ЖАСО». Но потенциальные претенденты, судя по всему, не спешат за этим активом. Вполне вероятно, крупнейших страховщиков пугает неоднозначная репутация коллег.

О решении акционеров ЖАСО продать ее контрольный пакет (вплоть до 99,6%), а также несколько дочерних компаний говорится в презентации «Ренессанс капитала», которому поручен поиск инвестора. Эксперты оценивают ЖАСО в 11 млрд. рублей из-за высокой зависимости компании от сотрудничества с ОАО «Российские железные дороги», на которое в 2011 году приходилось примерно 68% страховых сборов. По данным самой ЖАСО, ее полисами ДМС обеспечено более 1,1 млн. сотрудников РЖД.

Кроме того, у ЖАСО вторая по размеру база клиентов в России: 13 млн. розничных и более 10 000 корпоративных, гласит та же презентация. Розничные клиенты - в основном, пассажиры, которых ЖАСО страхует от несчастных случаев во время поездки. Ежегодно компания продает более 10 млн. таких страховок (обязательных и добровольных) и занимает половину рынка обязательного страхования пассажиров.

Десятую часть сборов ЖАСО принесло страхование пассажиров, 7% - страхование имущества, по 6% - автокаско и ОСАГО. Корпоративные контракты принесли ЖАСО 77% премии, на регионы пришлось 59% сборов. С премией в 11,3 млрд. руб. и долей рынка 1,7% компания в прошлом году заняла 13-е место в списке крупнейших страховщиков. Но растет ЖАСО гораздо медленнее рынка: за прошлый год она увеличила сборы на 6% против средних 19%.

Реклама на веке

Впрочем, большинство крупных страховщиков пока особого интереса к предложению «Ренессанс Капитала» не проявили, отмечают «Ведомости». Как сообщили изданию представители банка ВТБ, который в прошлом году приобрел у РЖД Транскредитбанк, сейчас они не рассматривают вопрос о приобретении этого актива. Гендиректор «Ингосстраха» Александр Григорьев и топ-менеджер «Росгосстраха» также заявили, что ЖАСО им не интересна. Это же сказал и представитель «Тройки диалог», которая перед кризисом собиралась купить долю в ЖАСО.

С одной стороны, говорят эксперты, вполне вероятно, лидеры страхового рынка не видят смысла покупать абсолютный кэптив, чья деятельность, по сути, обеспечена контрактами лишь одной госкомпании, в то время как филиальная сеть ЖАСО весьма и весьма слабая. С другой, по оценке наблюдателей, причиной осторожности потенциальных покупателей может быть не самая лучшая репутация, сложившаяся у ЖАСО за последние годы.

Как стало известно в конце мая, у Счетной палаты, проверившей страховщика за 2009 и 2010 годы и первый квартал 2011 года, появились вопросы к СО, сообщает РБКdaily. Как выяснили аудиторы, ЖАСО зачастую направляет средства от договоров личного страхования не совсем по назначению. Как говорится в отчете СП, общая сумма начисленных платежей по обязательному личному страхованию пассажиров железнодорожного транспорта составила 503,1 млн. руб., при этом выплаты составили всего 1,376 млн. руб. (0,27%). Примечательно, что 413,4 млн. руб. из полумиллиона собранных премий было направлено в резерв предупредительных мероприятий (РПМ), причем ежегодно остатки сумм этого резерва значительны.

«Можно сказать о недостаточно эффективном использовании средств, поступающих от обязательного личного страхования пассажиров железнодорожного транспорта», - говорится в отчете Счетной палаты. У аудиторов «вызывают сомнение с точки зрения предупреждения происшествий на железных дорогах и сокращения страховых случаев такие направления использования средств резервного фонда, как участие в финансировании лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья работников и мероприятий по содержанию и обработке пассажирских вагонов в соответствии с установленными санитарно-гигиеническими нормами» и прочие мероприятия. При этом страховое покрытие в 12 тыс. рублей в случае гибели пассажира и 750 рублей при получении травмы явно не обеспечивает достойного возмещения вреда жизни и здоровью пассажиров.

Впрочем, председатель правления ЖАСО Татьяна Парамонова сообщила журналистам, что у СП «не было к компании никаких вопросов и замечаний». Однако, сообщают СМИ, Счетная палата по итогам проверки направила представление в РЖД, информационное письмо в правительство и отчет по итогам проверки в Совет Федерации и Госдуму.

Стоит заглянуть на форумы специализированных сайтов, где клиенты страховщиков оставляют свои отзывы - тут же проявляется истинное лицо ЖАСО. «То, что покрывает страховка - это лечение прошлого века. За более современное лечение все равно надо платить хорошие деньги», «Безобразное отношение к клиенту. Пятый месяц тяжба по страховой выплате по КАСКО», «Наша компания (юридическая) регулярно принимает участие в консультациях по поводу невыплат или занижения выплат страховыми компаниями. ЖАСО лидирует по всем статьям: если платят, то через четверть года, суммы несерьезные, нарушают договоренности всегда, как у них лицензию не отобрали, до сих пор удивляюсь. Одним словом, болтуны и аферисты! Клиенты стонут», «Ужасная компания, деньги отмывают!» - это лишь некоторые из отзывов возмущенных клиентов ЖАСО.

Да и особенности внутренней политики этой компании в свое время шокировали общественность. Как писали некоторые СМИ осенью 2010 года, посредством бывших и действующих сотрудников ЖАСО стали известны некоторые схемы увода и обналичивания страховых средств СО. Одна из самых простых: страховые выплаты происходили по фиктивным страховым договорам. Причем, у каждого подразделения компании был чуть ли не обязательный ежемесячный план по «заключению» таких договоров.

Как сообщал тогда The Moscow Post, система липовых страховых выплат и агентских вознаграждений была настолько отлажена и пущена на поток, что обналичка происходила прямо в холле центрального офиса ЖАСО. По слухам, ежемесячно через банкомат Транскредитбанка таким образом обналичивалось до 3,5 миллиона рублей.

С фигурой руководительницы ЖАСО Татьяной Парамоновой и вовсе связывают легенды. Именно с ее приходом в компанию в 2009 году, по мнению наблюдателей, у ЖАСО начались настоящие неприятности. Бывшая зампред Центробанка, от которой, по всей видимости, новое руководство ЦБ поспешило избавиться, для начала отменила выплату всех премий, бонусов и надбавок работникам СО. Вслед за этим были отменены добровольное медицинское страхование, добровольное льготное страхование от несчастных случаев для сотрудников ЖАСО, компенсация за расходы по оплате мобильных телефонов и другие составляющие «социального пакета».

Одной из экономических мер, внедренных Татьяной Владимировной, стало сокращение заработной платы, причем, по утверждению сотрудников компании, с явным нарушением всех имеющихся положений Трудового кодекса. При этом себе генеральный директор, как говорят, обеспечила хороший оклад и премии.

Затем последовали увольнения, начавшиеся с самой «верхушки» ЖАСО. Вместо уволенных замов, главбуха и начотделов Парамонова, по словам очевидцев, набрала людей, не имеющих никакого опыта в страховом деле, зато преданных новой начальнице.

Печальный итог такого диктаторства не заставил себя ждать. За год правления Татьяны Парамоновой страховое общество ЖАСО, на протяжении шестнадцати лет являвшееся одним из лидеров страхового рынка России, впервые не попало в престижный рейтинг страховых компаний, составляемый РБК.

По данным ФССН, на основании которых в начале 2010 года агентство финансовой информации ПРАЙМ-ТАСС провело анализ деятельности страховых компаний, страховому обществу ЖАСО было отведено «утешительное» 20-е место в списке двадцати крупнейших компаний России. В опубликованном 4 февраля 2010 года агентством материале под красноречивым названием «Жизнь еще теплится» приводится информация о том, что прирост средств ЖАСО по сравнению с результатами 2008 года составил минус 42,4%!

Очевидно, все это не сошло с рук Татьяне Парамоновой - видимо, в дело пришлось вмешаться ее вышестоящему руководству. В итоге сегодня ЖАСО, хоть и не входит в десятку крупнейших страховщиков России, но все же стоит на 13-м месте, по оценкам аналитиков. Впрочем, судя по всему, причиной роста компании стала не стратегия развития или грамотный подход к клиентам, а то, что ЖАСО по-прежнему обеспечено контрактами материнской госкомпании, которая теперь решила выставить страховщика на продажу.

Как пишут «Ведомости», единственным, кто выразил готовность подумать о приобретении ЖАСО, стал «Согаз». «ЖАСО может быть интересна тому, кто хочет претендовать на страхование рисков РЖД – и, прежде всего, на портфель ДМС ЖАСО. У самого «Согаза» ДМС - одно из ключевых направлений, сборы по нему в прошлом году составили треть портфеля группы», - пишет издание.

Впрочем, в таком случае «Согазу», скорее всего, лучше подумать о других рисках. Судя по многочисленным негативным отзывам клиентов ЖАСО, в комплекте с компанией можно получить колоссальные невыплаты по договорам. Так что перед покупкой этого страховщика, возможно, нужно сто раз перестраховаться…

Реклама на веке
Обыграть поляков не смогли Елена Ваенга спешит завершить строительство своего загородного дома