Вместе с тем, как полагает ряд аналитиков, основной акционер компании Наталья Филева может вскоре вообще продать компанию, так как дела в ней идут из рук вон плохо. Супругов Филевых, владеющих Сибирью, с 1998г. зачастую называют санитарами авиационного бизнеса. Дело в том, что своему росту компания обязана поглощением более слабых авиапредприятий.Сибирь была основана в 1992 г. на основе Толмачевского авиаотряда города Новосибирска. Тогдашний ее хозяин, Росавиаконсорциум, подконтрольный Татевосу Суринову, скупал разоряющиеся авиапредприятия, за счет чего получил развитую авиасеть.
Как рассказывает Владислав Филев, когда он пришел в Сибирь, эта фирма никому была не нужна, и он купил ее. На самом деле все было несколько иначе. После кризиса 1998 г. многие предприятия были на грани банкротства. Не обошла эта участь и Сибирь. А Филев, занимавший в то время пост гендиректора, уже успел поработать в крупных корпорациях, и собственных средств у него было достаточно. Вот и купил он тогда всего за 3 млн. рублей компанию, так как прежние владельцы были на грани полнейшего разорения.
Первое поглощение Филев осуществил в 2001г., приобретя Внуковские авиалинии (ВА) у того же Суринова, своего прежнего начальника. Впрочем, многие игроки рынка уже тогда опасались прихода Сибири, понимая, чем это может грозить. В те годы во время объединения двух авикомпаний было несколько судебных процессов, в ходе которых истцы хотели остановить слияние. Так, парализовать сделку пыталось ООО Юридическая авиационная служба (ЮАС), которая просила арбитражный суд приостановить сделку за долги ВА.
В результате Московский арбитражный суд 20 июня 2001г. постановил взыскать с Сибири в пользу ЮАС 3,434 млн. рублей основного долга и 572 000 рублей пени. А в качестве обеспечительной меры суд приостановил процедуру объединения авиакомпаний до погашения задолженности. Впрочем, расплатившись, Сибирь продолжила объединение.
Чтобы выйти на международный рынок, Сибири нужны были мощные авиалайнеры, лизинг которых обошелся бы Филеву в очень большие пошлины. А платить очень не хотелось. Вот Сибирь и прикупила по случаю обанкротившиеся Армянские авиалинии, а едва ввезя лайнеры, сразу же продала зарубежного авиаперевозчика.
Вообще, к Сибири у многих отношение далеко не однозначное. По мнению Известий, за годы борьбы за региональные рынки у Сибири сложилась репутация агрессивной компании. Последние полгода она судилась в Татарстане, Казани и Красноярске. А до этого был Челябинск, Томск, Иркутск, Норильск и ряд других городов. Даже если авиакомпания без скандала входит на региональный рынок, чуть позже неминуемо начинаются проблемы.
Так, буквально прошлым летом томский губернатор Виктор Кресс даже созывал пресс-конференцию, для того чтобы публично пригласить на томский рынок, монополизированный тогда Сибирью, другие авиакомпании. Сейчас там летают Владивосток-авиа и KrasAir, вхождение этих двух перевозчиков значительно снизило цены на авиабилеты из Томска. Конфликтует авиакомпания Сибирь почти в каждом регионе, куда пытается попасть, причем со всеми сразу: с властями, с руководством аэропорта, с базовым перевозчиком и даже с пассажирами (Век писал о похожем случае, произошедшем в Волгограде). Последние страдают от излюбленного метода Сибири по созданию эффекта присутствия: продажа билетов на рейсы, слоты для которых еще не утверждены. Региональные представительства авиакомпании разворачивают активную рекламную кампанию, направленную на раскрутку новых рейсов.
Не проходит и года, чтобы Сибирь не оказалась замешана в каком-либо скандале. Многие еще помнят конфликт, произошедший в 2004 г., который, кстати, не обошелся без обычных в таких ситуациях драк и милиции. Речь идет о поглощении Челябинского авиапредприятия (ЧАП). Ранее им владели некий г-н Разумов и Сергей Яшин, его партнер, но последнему в тайне от Разумова удалось консолидировать пакет акций в 54% и продать его Сибири. Разумов в свою очередь заявил о незаконности сделки, поскольку она не согласовывалась с антимонопольными органами, а существующим акционерам не было предоставлено преимущественного права выкупа акций. Договориться с Разумовым сибирскому менеджменту удалось к концу лета прошлого года в конце августа было официально объявлено об отказе от взаимных претензий челябинского бизнесмена и Сибири. Однако история на этом не закончилась.
В офис компании Энкор, эксплуатанта самолетов ЧАП, находящегося в здании аэропорта Домодедово, проникли представители авиакомпании Сибирь в сопровождении охраны и милиции. Сотрудник милиции заявил: На территории офиса совершается преступление, откройте дверь. Когда охранник подчинился и открыл, в помещение проникли работники Сибири, в том числе руководитель представительства Сибири в аэропорту Домодедово Андрей Бояркин и гендиректор Энкора, назначенный Сибирью, Евгений Кирсанов. Сотрудники забаррикадировались в одной из комнат, откуда продолжали обеспечивать выполнение полетов. Людям пришлось работать без еды и воды.
Многие удивляются, откуда Филев мог брать средства на развитие авиакомпании. На самом деле ларчик просто открывался. Руководство Сибири попросту периодически закладывало свое имущество и ценные бумаги, беря под это кредиты. Но такая политика была хороша до поры до времени. В настоящее время долг компании составляет как минимум $120 млн. В конечном итоге жена Филева, Наталья (номинальным владельцем акций является именно она), по некоторым слухам, еще в прошлом году начала вести переговоры с владельцем Нафта-Москвы Сулейманом Керимовым о продаже части активов. Однако по какой-то причине сделка не состоялась. Вполне возможно, что Филевы испугались продавать Керимову ценные бумаги, ведь последний славится своей стратегией недружественных поглощений. А так как Филевы сами не прочь порой поглотить какую-либо фирму, то они, наверное, не захотели оказаться в роли жертвы.
По мнению аналитика ИК Финнам Владимира Дергиевского, которое он высказал обозревателю Века, Сулейману Керимову Сибирь может быть интересна, только если он намерен полностью поглотить компанию. Вчерашнее известие о том, что государство избавляется от своих активов в Сибири, мало кого удивила, так как, по мнению экспертов, сейчас, когда дела у компании идут не очень хорошо, ее актив явно переоценен. Поэтому многие называют наиболее вероятным покупателем Аэрофлот. Тем более что акции ему достанутся фактически бесплатно, так как на 70% это государственная компания. По словам Дергиевского, консолидация отрасли авиаперевозок идет уже несколько месяцев. Активы крупных авиакомпаний присоединяются к государственным. Продажа блокпакета Сибири укладывается в эту тенденцию. Менеджмент не будет покупать эти ценные бумаги, потому что их цена явно завышена. На наш взгляд, сегодня Сибирь стоит 2,3 млрд. рублей, в то время как РФФИ хочет 2,8 млрд. руб. Скорее всего, у Росимущества уже есть договоренность с Аэрофлотом о продаже последнему этих ценных бумаг.
Как сказал Веку представитель одного из акционеров Аэрофлота, начальник департамента авиационных активов ООО Национальная резервная корпорация Константин Тетерин, мы за любую консолидацию, которая приводит к синергетическому эффекту. Мы всегда стояли за присоединение к Аэрофлоту, любых ценных активов. Если же присоединение происходит путем включения мусорных активов, мы против. На мой взгляд, акции Сибири таковыми не являются, поскольку это вполне рабочая компания.Между тем сохраняется риск того, что Сибирь захватит недружественная компания. В этой ситуации владельцам Сибири стоило бы самим купить у государства блокпакет.
Однако, как сообщил Веку пресс-секретарь этой компании Илья Новохатский, мы в аукционе участвовать не будем, так как тот пакет, который находится в руках менеджмента, позволяет сохранить контроль над компанией. Вместе с тем Новохатский добавил: Если пакет приобретет недружественная компания, то у нас есть возможность его размыть. Тогда становится непонятно, зачем доводить ситуацию до поглощения, если можно просто купить активы?
Может быть, у Филевых попросту не осталось денег, чтобы выкупить блокпакет собственной компании?Впрочем, этому может быть и другое объяснение. По признанию самого Новохатского, Госактив пытаются продать уже многие годы, но из этого ничего не выходит. Наверное, попросту никому не нужен.