Луговой обратился к главе антикоррупционного главка МВД Андрею Курносенко с просьбой проверить ценообразование данных сделок, а также установить их законность. Гендиректора РЖД Олега Белозерова парламентарий просит провести анализ цен закупки и продажи лома различными подразделениями компании.
Внимание правоохранителей Луговой обращает на три конкурса по закупке металлолома в 2018–2019 годах, которые организовала «дочка» РЖД — Вагонная ремонтная компания (ВРК-1), общей стоимостью более 113 млн. рублей.
Единственным участником тендеров и, естественно, их победителем стала компания «Транслом». Согласно данным с сайта госзакупок, данное предприятие выиграло лишь один тендер, однако парламентарий настаивает на том, что и два других контракта получило именно оно.
Как следует из аукционной документации одного из тендеров, металлолом обошелся ВРК-1 в среднем в 17 тыс. рублей за тонну. При этом, согласно действующему между сторонами соглашению о формульном ценообразовании, цена не должна была превышать 9 тыс. рублей за тонну, настаивает Луговой. По версии депутата, «Транслом» мог закупать лом у одного подразделения РЖД и перепродавать другому по завышенной вдвое цене.
Аналитики отмечают, что в 2018 году стоимость тонны металлолома в 17 тыс. рублей была вполне реалистичной. По их словам, в 2017–2018 годах из-за дефицита цены на лом в России выросли на 52%, до 17,7 тыс. рублей. Кроме того, отмечается, что «Транслом», приобретая неразделанный лом, вправе устанавливать надбавку за его сортировку в пределах 30%.
В РЖД заявили, что цена в договорах определялась на основании рыночной с учетом условий расчетов и доставки. В компании настаивают на том, что закупка ВРК-1 лома производилась в полном соответствии с действующим законодательством.
Напомним, в начале года стало известно о том, что выполнявший на тот момент обязанности вице-премьера Дмитрий Козак поручил проверить ряд контрактов между РЖД и «Трансломом». Проверять экономическую обоснованность сделки будут специалисты ФАС, Минпромторга и Минэкономразвития.
Официально три соглашения с «Трансломом» подписала дочерняя структура РЖД – «Федеральная пассажирская компания». По условиям договоров ФПК передаст на разборку под лом 2 тыс. списанных вагонов. «Транслом» до конца 2022 года должен выполнить свои обязательства.
На сомнительный характер данных сделок также обратил внимание Луговой. Он же и обратился к Козаку с просьбой разобраться в ситуации. Кроме того, он направил письма в МВД и РЖД. По мнению Лугового, условия соглашений крайне невыгодны для ФПК, которая теряет на каждом вагоне без малого 1 млн. рублей.
«Транслом», ранее являвшийся дочерней структурой РЖД, стал частной компанией осенью 2016 года. Ее выкупила компания «Кронос», владельцем которой является Алексей Золотарев. Прежде он вел общий бизнес с бывшим главой Минтранса, а ныне помощником главы государства Игорем Левитиным. «Транслом» специализируется на продаже лома, который поступает от железнодорожников и Минобороны.