Московский агитпроп стартовал раньше времени

Избирательная кампания в Москве еще не началась, а окружные и муниципальные СМИ уже начали хором агитировать за провластных кандидатов в депутаты разного уровня. Подробности – в материале, размещенном на сайте «Скандалы.ру».

Всего бюджет города содержит 136 районных газет и 12 окружных (во всех округах). Часть из них — в Зеленограде и на Юго-Западе — выпускаются напрямую префектурами, за остальные отвечают подрядчики, в числе которых — редакция финансируемой из бюджета газеты «Вечерняя Москва» и «Единая Редакция». Расходы на департамент СМИ и рекламы в бюджете Москвы на 2019 год составили более 14 миллиардов руб.

Дождь изучил выпуски районной прессы, сопоставив их с неофициальными списками кандидатов. О том, что эти люди собираются идти на выборы и будут неформально поддерживаться мэрией и «Единой Россией», писали «Ведомости», «Медуза» и «Коммерсантъ». Выяснилось, что с января 2019 года в газетах регулярно появляются имена, которые прежде упоминались лишь раз в несколько лет или не упоминались вовсе.

Некоторые из них до сих пор не объявили о намерении баллотироваться, то есть формально пока не имеют никакого отношения к выборам в городскую думу. Например, руководители образовательных и медицинских учреждений, чьи кандидатуры согласованы мэрией (то есть в их округах не будут выдвигаться единороссы и они получат административную поддержку): директор научно-практического центра социальной реабилитации инвалидов, муниципальный депутат Светлана Воловец (член «Единой России») и ректор Московского государственного университета пищевых производств Михаил Балыхин (брат Артема Балыхина, бывшего помощника Вячеслава Володина в правительстве и администрации президента). Он был доверенным лицом Сергея Собянина на выборах мэра Москвы 2018 года.

Реклама на веке

Воловец и Балыхин до сих пор публично не заявляли о выдвижении, и, тем не менее, статьи об их участии в субботниках, посещении школ, встречах с ветеранами и студентами регулярно выходят в районных и окружных газетах с марта. Причем в самых северных округах — №2 и №6, о которых говорили источники «Медузы».

О Воловец писали газеты «Куркино», «Молжаниновские вести», «Наше Северное Тушино» и «Южное Тушино», о Балыхине — окружная газета «Север Столицы», «Вечерняя Москва» и районное издание «Наше Ховрино».

Московский агитпроп стартовал раньше времени

Фото: szaopressa.ru

Кандидат от «Яблока» Елена Филина, которая, как и Балыхин, идет на выборы по округу №6, видит в таком «подсвечивании» его деятельности команду из префектуры или мэрии: «Это очевидное использование административного ресурса. Еще недавно местным газетам Балыхин был неинтересен, а теперь стали писать не прекращая. Постоянно организовываются встречи с жителями с участием глав управ и прочих чиновников, где он как бы имитирует борьбу с ними и обещает решить проблемы жителей. Внезапно такой заботливый ректор пищевого института и вовсе не кандидат».

Дождь направил запросы Светлане Воловец и Михаилу Балыхину с просьбой прокомментировать публикации о себе, но пока не получил ответов.

Московский агитпроп стартовал раньше времени

Михаил Балыхин. Фото: пресс-служба МГУПП

Действующий депутат Мосгордумы от округа №4 Евгений Герасимов заявил Дождю, что еще не решил, будет ли выдвигаться и если да, то как. Тем не менее, его деятельность уже начали освещать бюджетные СМИ — однако не в том округе, который он представляет сейчас, а в округе №40, «расчищенном» под него на этих выборах. Газета «Можайский» одноименного района (который сейчас в городском парламенте представляет Павел Поселенов) акцентирует внимание читателей на Герасимове, называя его «почетным гостем»: за последние три месяца при его участии была запущена новая автобусная линия по улице Толбухина и началось обсуждение обустройства сквера. В каждой заметке уточняется, что депутат от соседнего округа принимает участие в районных проектах «по просьбам жителей». В марте, апреле и мае Герасимов успел посетить с десяток мероприятий в районе Фили-Давыдково, послушать со школьниками «лекцию о Луне», встретиться с ветеранами, дзюдоистами и постояльцами местной библиотеки.

«Просто была потребность в том, чтобы я принял участие в некоторых проблемах, которые есть в этих районах», — объяснил Герасимов Дождю.

В заметке газеты «Можайский» о запуске автобусной линии Герасимов делится способом решения проблем: «Говорил с префектом. Он сказал тогда, что нужно идти к мэру Москвы Сергею Собянину, потому что это достаточно серьезная проблема и решать ее необходимо как можно быстрее. Когда получили поддержку от мэра столицы, конечно, все завертелось…»

Схожим образом участились упоминания о деятельности бизнесмена Андрея Титова, муниципального депутата района Силино. В избирательном округе №1 он должен сменить сенатора-единоросса Зинаиду Драгункину. Последний раз о Титове в районных газетах «Крюково», «Матушкино», «Савелки», «Старое Крюково» и «Силино» писали к 2017 году, однако уже с февраля 2019 года количество посвященных ему материалов достигает пяти-шести в месяц.

Московский агитпроп стартовал раньше времени

Фото: zelao.ru

В газетах округа №4, который сейчас представляет Герасимов, больше пишут о Марии Киселевой, бывшей ведущей программы «Слабое звено». На страницах изданий «Строгинские вести», «Крылатское» и «Кунцево» Киселева борется со стихийными свалками и призывает горожан выходить на митинг против точечной застройки. Она заявила о своем намерении баллотироваться в депутаты в конце марта, уже после того, как начала вести активную кампанию в соцсетях, в том числе при помощи сервиса «Яндекса» «Мой район». Часть пользователей возмущались призывом Киселевой выходить на митинг против застройки напротив жилого дома в Крылатском 21 апреля: до этого жители района говорили о выходе на улицу 24 числа, а организаторы призывали соседей быть внимательными по отношению к листовкам с альтернативной датой мероприятия. По итогу первого митинга на сайте газеты «Крылатское» вышел репортаж с комментариями Киселевой, а следующему выходу жителей издание не уделило внимания.

Киселева отказалась от комментариев, сославшись на занятость.

Публикации, освещающие деятельность кандидатов в большинстве делятся на три вида: приуроченные к национальным праздникам, посвященные локальным инициативам и общественной деятельности местных институтов и благотворителей.

Все три темы поднимаются в статьях СМИ округа №3 о Сабине Цветковой, руководителе благотворительного проекта «Центр добрых дел» и заместителе главы Совета по культуре при Росгвардии. В 2015 году члены «Офицеры России» (организацию возглавляет ее муж Антон Цветков) во главе с ней сорвали выставку американского фотографа Джека Стерджесса в Центре фотографии имени братьев Люмьер, посчитав его работы детской порнографией.

Например, 29 апреля в окружной газете «Москва. Северо-Запад» вышло сразу два текста о том, как Сабина Цветкова в канун православной пасхи 27-28 апреля организовала доставку в аэропорт Внуково Благодатного огня, а затем принесла его частицу в местный храм. В тот же день материалы об этом с разными авторами вышли во всех трех районных газетах — «Покровское-Стрешнево», «Районный масштаб» (Щукино) и «Митинский экспресс» (Митино).

Сама Цветкова, комментируя внимание местной прессы, утверждает, что еще не получала предложений о выдвижении, однако выразила полную готовность выдвинуть свою кандидатуру, «как только предложат»: «Почетно, что обращается внимание на мою персону, и почетно, что говорят об этом выдвижении».

Как говорит председатель Межрегионального общественного объединения избирателей, эксперт в области избирательного права Андрей Бузин, такая практика сложилась в Москве еще при Юрии Лужкове: «За два-три месяца до начала избирательной кампании начинаются публикации о будущих кандидатах, которых будет поддерживать администрация. Начало раскручивания приходится на период раньше, чем объявлены выборы». По его словам, пока не опубликовано решение о назначении выборов, формального нарушения в такой информационной поддержке нет, но это нецелевое использование бюджета.

Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова сказала Дождю, что по поводу выборов может повторить то, что уже подчеркивала ранее: правительство Москвы занято исключительно организацией технической стороны голосования, видеонаблюдения, размещения участков и так далее, а остальные сообщения о какой-либо поддержке — это вольные интерпретации СМИ.

По данным «Медузы», большинство предполагаемых кандидатов от власти, включая членов «Единой России», не собираются баллотироваться от партии, а выступят в порядке самовыдвижения — это связано с низким рейтингом партии власти.

Оригинал материала:
https://scandaly.ru/2019/05/30/osobennosti-moskovskogo-agitpropa/?fbclid=IwAR39JxdG4WnIOENBititRID2G0qfUOOJ-rzIWjmOdRLakKLdxs9sWHPUyWo
*
Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014) внесено Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
Зачем Украине украинский язык? (часть 3) Судьи – тоже люди, и им все не чуждо