30 апреля МИД Великобритании опубликовал «Доклад о состоянии демократии и прав человека в 2011 году». Этим документом закрепляется запрет на въезд в страну иностранцам - нарушителям этих прав. В фонде Hermitage Capital это связывают с делом их юриста Сергея Магнитского, погибшего в московском СИЗО, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-релиз фонда.
Такие меры, отмечают коллеги покойного юриста, британцы ввели спустя месяц после парламентских слушаний по делу Магнитского, на которых депутаты единогласно приняли резолюцию о введении санкций к фигурантам «списка Магнитского».
Тем не менее, ранее некоторые британские депутаты, обвиняющие российские власти в смерти юриста, уже пытались добиться принятия официального «списка Магнитского» - законопроекта, который позволил бы запретить въезд в страну российским чиновникам, якобы причастным к гибели юриста Hermitage Capital, но потерпели неудачу.
В «Докладе о состоянии демократии и прав человека в 2011 году», опубликованном МИД страны, говорится: «Запрет на въезд в Великобританию распространится на лиц, в отношении которых имеются независимые, надежные и заслуживающие доверия сведения об их причастности к нарушениям прав человека».
В документе также отмечается, что до ареста Магнитский работал над раскрытием схемы похищения средств из российского бюджета и выявлением роли в этой схеме сотрудников правоохранительных органов, которые, по имеющимся сведениям, участвовали затем в его аресте и удержании под стражей.
При этом подчеркивается, что до сих пор никто не понес наказания за гибель Магнитского в государственном следственном изоляторе.
На прошлой неделе депутаты из 29 стран Совета Европы также поддержали проект резолюции о проведении независимого международного расследования по делу Сергея Магнитского. Депутаты Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) подписали требование о международном расследовании дела Сергея Магнитского под эгидой Совета Европы. Ранее администрация США поддержала законопроект о «списке Магнитского», который находится на рассмотрении в Конгрессе США.
Напомним, что Сергей Магнитский умер в СИЗО 16 ноября 2009 года. Его арестовали по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Незадолго до этого Магнитский вскрыл факты хищений из российского бюджета на общую сумму 5,4 млрд. рублей. Власти обвинили его в хищении именно этой суммы. МВД не нашло нарушений в деятельности следственной группы по делу Магнитского. Позднее выводы президентского совета по правам человека о причастности сотрудников правоохранительных органов к смерти Магнитского были признаны в министерстве «не имеющими значения».
Российские власти, однако, настаивают, что дело Магнитского расследовалось в рамках закона. Обстоятельства его гибели также не раз становились предметом официальных расследований. По факту смерти юриста возбуждено уголовное дело, обвиняемыми по которому проходят двое врачей.
Недавно Следственный комитет России в двенадцатый раз продлил срок следствия по уголовному делу о смерти Сергея Магнитского, в котором нет ни подозреваемых, ни обвиняемых, выделив в отдельное производство дело в отношении бывшего замначальника СИЗО «Бутырка» Дмитрия Кратова, которому вменена «халатность».
На требования родственников Сергея Магнитского и правозащитников о переквалификации преступления на «истязания» и «убийство» российские следственные органы ответили отказом.
В «черный список», составленный в прошлом году, попали следующие российские чиновники, причастные к гибели Сергея Магнитского:
Елена Сташина - судья Тверского суда Москвы. Продлила арест Сергею Магнитскому и отказала в жалобе на отказ в лечении за четыре дня до смерти юриста.
Алексей Криворучко - судья Тверского суда Москвы. Дважды продлил арест Магнитского до суда - 19 января 2009 года и 14 сентября 2009 года. Отклонял обращения Магнитского о тяжелых условиях содержания.
Ольга Егорова - председатель Мосгорсуда. Не имела отношения к делу Магнитского, но вступилась за судей Тверского суда, которые вели дело.
Алексей Аничин - экс-глава Следственного комитета МВД. По версии коллег Магнитского, именно он отклонял ходатайства юриста и скрывал его разоблачительные показания против сотрудников МВД. После смерти Магнитского Аничин официально заявил, что в его жалобах не было ни слова о состоянии здоровья или условиях содержания.
Олег Логунов - бывший сотрудник Следственного комитета МВД (сейчас работает в Генеральной прокуратуре). Курировал дело Магнитского и инициировал его арест.
Татьяна Герасимова - первый замначальника Следственного департамента МВД. По мнению защитников Магнитского, участвовала в сокрытии обстоятельств гибели юриста.
Олег Сильченко - экс-руководитель следственной группы СК МВД. Возглавлял следствие по делу Сергея Магнитского.
Олег Уржумцев - следователь Следственного управления СКР по Татарстану. Проводил обыск офисов Hepmitage Capital и вызывал адвокатов фирмы на допросы.
Борис Кибис - следователь Главного управления МВД по ЦФО. По указанию Татьяны Герасимовой сменил Олега Сильченко, не найдя в действиях предшественника никаких нарушений.
Виктор Воронин - глава управления «К» ФСБ. Инициировал возбуждение уголовного дела против юристов Hermitage.
Ольга Степанова - начальник Московской налоговой инспекции № 28. Одобрила возврат $153 млн. налогов в декабре 2007 года.
Елена Химина - начальник Московской налоговой инспекции № 25. Одобрила возврат $77 млн. налогов.
Дмитрий Камнов - экс-начальник Бутырского СИЗО. Руководил изолятором в тот период, когда в нем содержался Сергей Магнитский.
Фикрет Тагиев - начальник СИЗО «Матросская тишина». В этом изоляторе скончался юрист после того, как ему не оказали надлежащей медицинской помощи.
Юрий Калинин - экс-директор ФСИН России. После гибели Магнитского официально заявлял об отсутствии жалоб на неоказание медпомощи со стороны Магнитского.
Андрей Печегин - экс-замруководителя отдела по надзору за расследованием особо важных дел Генпрокуратуры. Курировал дело Магнитского.