Путин в очередной раз поручил правительству ускорить процесс создания единой компании на базе федерального имущества двух московских аэропортов. Об этом говорится в протокольном поручении главы государства по вопросам развития Московского авиаузла от 31 января 2013 года, а предложения должны быть представлены правительством до 1 июня 2013 года.
Напомним, у государства 83,04% акций «Международного аэропорта Шереметьево» (МАШ), 74,74% акций «Аэропорта Внуково» и 25% +1 акция «Международного аэропорта Внуково». Решение об объединении этих активов было озвучено Путиным еще в марте 2011 года, затем он несколько раз торопил правительство с этим процессом. Последней ориентировочной датой объединения был ноябрь 2012 года, однако и тогда слияния не произошло.
В сентябре прошлого года источники, близкие к ситуации, утверждали, что на самом деле до сих пор по теме объединения Внуково с Шереметьево вообще ничего толком не происходит. «Все это объясняется, в том числе тем, что аэропорт не может определиться со своей стратегией развития, пока со своими планами не определится крупнейший перевозчик Шереметьево - «Аэрофлот», - пишет Gazeta.Ru со ссылкой на свой источник, близкий к МАШ. - В итоге планируется, что A.T.Kearney (консультант по объединению - ред.) представит предложения по консолидации активов только к концу 2013 года. Когда завершится само объединение, остается только гадать».
Примечательно, что в конце декабря прошлого года в правлении МАШ появились три новых заместителя, которые, по словам источника газеты, занимаются всеми стратегическими вопросами. Замом гендиректора по правовым и организационным вопросам был назначен Александр Ильин, замом по инвестициям и коммерческой деятельности - Сергей Ярышев, заместителем по экономике и финансам - Александр Олейник. Не исключено, что это ставленники потенциальных претендентов на объединенные аэропорты - Александра Пономаренко, Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга. МАШ включен в программу приватизации с перспективой полного выхода государства из объединенной аэропортовой компании к 2016 году.
Как сообщил «Веку» источник, близкий к авиаотрасли, неслучайно проект объединения Внуково и МАШ поручили Игорю Шувалову, а не профильному вице-премьеру Аркадию Дворковичу. «Этот «кусок» в виде объединенных аэропортов увели от Дворковича, чтобы он гарантированно не достался стоящим за вице-премьером бизнесменам, ранее претендовавшим на аэропортовые активы. А вообще, «локомотивом» этого мероприятия служит советник президента РФ Игорь Левитин - ему поручено продвигать проект консолидации Внуково и Шереметьево», - отмечает источник.
С одной стороны, Аркадий Ротенберг до сих пор вроде бы не проявлял интереса к этим активам, с другой - во Внуково и Шереметьево работает компания «Трансстроймеханизация» («дочка» связанного с Ротенбергом концерна «Мостотрест»). Тем более, с учетом грандиозных планов государства по созданию в авиаузле мирового хаба активы привлекательны для инвесторов.
Ранее говоря о структуре Московского авиаузла, правительство включало туда не только Внуково и Шереметьево, но и Домодедово. Согласно планам чиновников, аэродромное имущество трех аэропортов должно было объединиться в одну структуру. Но представители Домодедово высказывались против объединения имущества аэропортов в единую компанию. В итоге подконтрольный частным акционерам аэропорт был исключен из схемы консолидации.
«Сейчас Минтранс с мэром Москвы договорились об объединении в единый комплекс Шереметьево и Внуково», - говорил в марте 2011 года тогдашний премьер-министр Владимир Путин. Он добавил, что в дальнейшем хаб Шереметьево-Внуково будет приватизирован.
В документе от 31 января 2013 года Путин потребовал от правительства поторопиться и обеспечить к 1 июля 2013 года исполнение указания от 11 июля 2012 года. Тогда он поддержал предложение советника Игоря Левитина о создании госкомпании, которая консолидирует федеральное имущество МАУ - аэропорты и аэродромы.
15 ноября 2012 года, отчитываясь перед президентом об исполнении указания, Игорь Шувалов сообщил, что консультант представит предложения об эффективной стратегии развития авиаузла до 15 апреля 2013 года, а в полном объеме работа будет завершена до 1 июля 2013 года. Сейчас президент поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву проконтролировать выполнение этого обещания в срок.