За первые 10 месяцев нынешнего года авторынок упал на 12,7%. Между тем, учитывая прогнозы различных ведомств, в следующем году падение продолжится, сообщил представитель компании EY Андрей Томышев «Известиям». Опираясь на прогнозы по ВВП в РФ, показатель которого ожидается в районе нуля в 2015 году с последующим ростом в 2016-м, снижение авторынка произойдет на 7-10% и 5-6% соответственно для каждого из указанных периодов. Такую оценку дали в аудиторско-консалтинговой компании исходя из состояния автопарка.
Так, Томышев сообщил изданию, что на данный момент рынок авто недостаточно насыщен. Если в странах Восточной Европы на тысячу граждан приходится 400 автомобилей, то в Москве – 300, в других регионах и того меньше. По мнению экспертов, только к 2020 году с 39-40 млн машин автопарк РФ дойдет до 45-46 млн. Кроме того, граждане не спешат расставаться со старыми автомобилями. Объясняется это неопределенной ситуацией на валютном рынке. И если в 2009 году на одну утилизованную машину приходилось две новых, то в 2013 году – восемь новых. Вернуться к прежней ситуации, которая является нормальной для рынка, он сможет только в 2016 году.
Эксперты, опрошенные «Известиями», уверены в том, что следующий год будет тяжелым для рынка. По словам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, падение может достигнуть 25%, особенно если учесть снижение автомобильного кредитования. Однако уже через год ситуация изменится, уверен управляющий директор российского отделения Subaru Motors Казуси Иосида. По его словам, в 2011-2012 годах отмечался пик продаж авто в России, а поскольку статистика утверждает, что в стране автомобилем в среднем владеют 4-5 лет, то в 2016 году их начнут менять. Но рынок не начнет расти без поддержки государства, уверен Иосида.
В этом убежден и вице-президент Российской ассоциации автодилеров Андрей Петренко. По его словам, подорожание авто, падение спроса и ужесточение кредитной политики банков могут привести к тому, что 30% автодилеров без дополнительной господдержки вынуждены будут покинуть рынок. А для автовладельцев это может означать проблемы с техобслуживанием.