Туристические кластеры: кто всех краше, всех милее

В России, безусловно, есть на что посмотреть, но отсутствие инфраструктуры и гостиниц, отвечающих всем современным требованиям, значительно снижает турпоток. Исправить эту ситуацию призвана федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на период с 2019 года по 2025 год.

Что такое «туристический кластер»

Кластер подразумевает комплексное развитие территории, а туристский бизнес становится одним из значимых секторов экономики. Не случайно, что наиболее значимыми функциями сферы туризма являются создание новых рабочих мест; выделение субсидий государства на развитие; улучшение инфраструктуры региона; поддержка различными фондами; рост культурного уровня населения, а, соответственно, получают более эффективное развитие малые города России, которые сохраняют свой исторический облик.

Впервые идея создания кластеров была озвучена в программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации», которая действовала в период с 2011 года по 2018 год. В новой целевой программе планируется выделить почти 250 млрд. рублей на развитие инфраструктуры. Участники гостиничной индустрии позитивно оценивают кластерный подход. От развития инфраструктуры выигрывает как бизнес, так и турист. Только комплексный подход позволит сделать туристический кластер привлекательным и конкурентоспособным.

Реклама на веке

Иркутская область разрабатывает то одну, то другую программу

В ходе обсуждения распределений субсидий российским регионам на создание инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристских кластеров на 2023 и 2024 годы отмечалось, что проект направлен в том числе и на создание инфраструктуры для развития туризма на особо охраняемых природных территориях в рамках федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Около 330 га лесного фонда на прибайкальской территории планируют передать из федеральной в региональную собственность Иркутской области для создания туристического кластера «Байкальская слобода», формированием которого занимается госкорпорация «Туризм.РФ». Об этом сообщил губернатор региона Игорь Кобзев в интервью ТАСС на международной выставке-форуме «Россия».

«Байкальскую слободу» планируют создать на побережье Ангары в 40 км от столицы региона и в 20 км от озера Байкал. Посещение ориентировочно станет доступным с 2027 года. На берегу Иркутского водохранилища предполагается разместить отели на 3,5 тыс. номеров, аквапарк, марину для стоянки яхт, а также создать сеть туристических маршрутов.

На создание подобной туристической инфраструктуры нужна дополнительная земля: где-то надо строить дорожки, гостиницы, набережную, предприятия общественного питания и контактный зоопарк. При этом, конечно, предполагается, что природа будет сохранена. Хочется верить, но верится с большим трудом, учитывая хотя бы обсуждение поправок в закон о Байкале…

Грандиозные планы развития туристического потенциала Иркутской области уже давно вынашиваются в отношении «опорной точки» Байкальска. Мастер-план уже написан и оплачен (и не один), но пока что ничего не сдвинулось с места. Даже отходы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) находятся все еще там, где их сложило предприятие.

Да и остров Ольхон на Байкале пока ничем новым не радует приехавших сюда туристов, удивляя их лишь очередями на паром и странно протекающим дорожным строительством.

Туристические амбиции архангельского губернатора

Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский заявил, что регион будет бороться за туристов с другими субъектами. Власти архангелогородчины начнут развивать кластерный туризм, для чего у них есть серьезный потенциал и большие конкурентные преимущества.

В ближайшее время будут предложены «правильно упакованные турпродукты» - от санаторно-курортного отдыха, исторического и спортивного до индустриального в Сольвычегодске, заявил Цыбульский.

Одним из проектов, которому центр развития туризма уделяет большое внимание, является инициатива «Дорога на Русский Север». Цель проекта — превратить трассу М-8 в настоящий туристический маршрут, наполняющий новыми красками поездку из центральных городов страны в Поморье.

В рамках проекта «Дорога на Русский Север» центр активно ведёт работу с проектами в муниципалитетах, через которые проходит федеральная трасса, что важно для появления новых точек придорожного сервиса, объектов размещения и питания, сообщили в пресс-службе правительства Архангельской области.

По мнению главы региона, важно как можно больше рассказывать о преимуществах той или иной территории Архангельской области, продвигая ее привлекательность как среди местных жителей, так и по всей стране, чтобы привлечь туристов из других регионов России и государств.

«Среднестатистический житель России понятия не имеет, что есть в Архангельской области, как и в других регионах, кроме каких-то общеизвестных мест. Чтобы понять, что может привлечь туриста, нужно встать на его место», - отметил Цыбульский и пояснил, что тогда станет понятно, какие «фишки» нужно продвигать для того, чтобы заинтересовать потенциального туриста.

Кроме того, губернатор региона поручил главам муниципалитетов совместно с министерством культуры составить карту клиентского пути для туриста в Архангельской области и обозначить конкретные трудности, которые необходимо на этом пути устранить, чтобы сделать путешествие в регион по-настоящему комфортным и увлекательным.

В начале нынешнего года премьер-министр Михаил Мишустин поручил правительству выделить федеральные субсидии на развитие событийного туризма Ямалу, Карелии и Архангельской области.

В тройку самых посещаемых мест Арктики входят возглавляемая Артуром Парфенчиковым Карелия (14,5% всего арктического турпотока) и управляемая Андреем Чибисом Мурманская область (13,5%). Архангельская область может стать регионом, в который посетители этих субъектов будут заезжать попутно, в рамках некоего «тура по Северо-Западу».

Шансы у Архангельской области стать туристическим магнитом есть. Однако дело это небыстрое. И прежде, чем потоки туристов вызовут прилив денег в регион, придётся вкладывать и вкладывать. В инфраструктуру, рекламу, подготовку кадров, исправление ошибок сервиса и многое другое. Получится ли довести такой мегапроект до конца — зависит от самого взявшегося. В данном случае — от Александра Цыбульского.

Кавказский туркластер сотрясают скандалы: экологи против туристов

Кавказский туркластер в 2024 году получит на 1,8 млрд. рублей меньше, чем в этом году (по госпрограмме «Развитие СКФО»). Большинство туристических объектов уже построено - а новых проектов пока нет. Однако от прогнозов по росту турпотока в СКФО правительство не отказывается. Ожидается, что горнолыжный туркластер к 2026 году будут посещать более 2 млн. человек.

«Приток больших инвестиций и появление новых рабочих мест однозначно дадут ускорение экономическому развитию Северного Кавказа, но будут напрягать два фактора.

Первый фактор: как бы эти инвестиции не превратились в предмет спора между субъектами РФ. Второе - это сохранение аутентичности регионов. Особенно речь идет о природе: любые удары по экосистеме могут в итоге привести к катастрофе». - заявил финансовый аналитик Алексей Кричевский.

Скандалов в связи с развитием туркластера на Кавказе хватает. Жители Краснодарского края и Адыгеи, а также других регионов страны массово протестуют против перспективы глобальной стройки в Кавказском государственном биосферном заповеднике. Возведение курорта планируется на входящем в состав Кавказского заповедника плато Лаго-Наки, которое, в свою очередь, входит в объект «Западный Кавказ» и находится под охраной ЮНЕСКО.

Именно здесь зафиксировано рекордное число краснокнижных видов животных, растений и грибов – 196. Кроме того, эта территория - основной источник питьевой воды для жителей предгорных районов Адыгеи и Краснодарского края.

Если проект запустят, на территории курорта появятся трассы, позволяющие кататься по горным склонам 20 тыс. туристов ежедневно (!) и гостиничные комплексы на 5500 мест. Такое масштабное строительство может нанести непоправимый ущерб экологии региона.

А в Кабардино-Балкарии местные жители выступают против создания туркомплекса в урочище Джилы-Су. Джилы-Су в переводе означает «теплая вода». Горное урочище расположено у подножия потухшего вулкана Эльбрус, где на поверхность изливаются горячие нарзаны. Еще с советских времен урочище было местом паломничества любителей дикого отдыха, автодорогу сюда провели только в 2011 году.

Теперь же власти республики собираются создать здесь гигантский курорт стоимостью почти 30 млрд. рублей, который будет включать в себя спортивный, бальнеологический и горнолыжный комплексы. Гостиницы на курорте будут рассчитаны на 2822 места. И можно предположить, как негативно повлияет на экосистему урочища такой гигантский турпоток.

Несмотря на сложности, создание множества муниципальных и региональных кластеров формирует единую туристско-рекреационную систему РФ. Россия все увереннее превращается в туристически востребованную территорию.

Нижегородская область: смена вывесок

Нижегородская область давно стала местом притяжения туристов, особенно из столицы. Москвичи едут сюда и на выходные и на каникулы, и на праздники. Помимо областного центра туристов и паломников привлекает туристический кластер «Арзамас - Дивеево - Саров».

Сначала Чемпионат мира по футболу, потом юбилей города позволили Нижнему Новгороду, прежде всего за счет федеральных инвестиций, подтянуть туристическую инфраструктуру. Впрочем, и местная инициатива создает места притяжения.

Недаром область стала третьей в «Зеленом рейтинге» регионов РФ, составленном Российским экологическим оператором. В следующем году город, по словам нижегородского губернатора Глеба Никитина, станет одним из мировых центров повестки устойчивого развития. Россия будет председательствовать в БРИКС, и здесь пройдут встречи и совещания министров иностранных дел, промышленности и окружающей среды стран БРИКС, а также различные форумы.

По итогам 2023 года губернатор Нижегородской области получил спецприз «За стремительное социокультурное развитие региона» политической премии РАСО.

А буквально на днях Нижний Новгород победил в номинации «Регион года» национальной премии Russian Creative Awards. Как отмечалось, ключевыми стали работа региона со смыслами, создание новых и переосмысление старых общественных пространств, общение с жителями и местными сообществами на понятном языке, объясняя, что и зачем меняется.

Впрочем, и этот регион не обошли две традиционные русские беды…

Катастрофической для города является проблема общественного транспорта. Туристам, передвигающимся на специализированных автобусах, она заметна лишь по пробкам на дорогах, которые лишь растут, потому как для местных жителей, когда ожидание общественного транспорта иной раз может затянуться на час-полтора, переход на личный транспорт становится вынужденной мерой.

Между тем, бороться с отсутствием автобусов в городе решили не с помощью маршруток, которые здесь отменили в свое время, копировав аналогичное решение московского градоначальника, а переименованием остановок общественного транспорта. Формально – это объясняется возвращением к историческим истокам, что якобы должно повысить привлекательность города для туристов. На деле, вызывает большое удивление у жителей, когда остановкам в городе, которые никогда туристами не посещались, вдруг присваивают названия деревень, о существовании которых и при советской власти помнили лишь старожилы.

Возможно, власть не смогла внятно объяснить горожанам всю креативность своей затеи, и пока они ломают голову лишь над разумностью потраченных на переименование бюджетных средств.

Hа снимке: на Байкале планирyют создать туристический кластер c отелем, яхтенным портом и маяком.

Реклама на веке
«Почта России» снова несет колоссальные убытки Лидер климатического саммита выступил в защиту противоречивых комментариев, которые вызвали шок