Ученые объяснили, как работает эффект большинства

Концепция "мудрости толпы", как показал эксперимент, срабатывает далеко не всегда — порой групповое мышление подталкивает людей к принятию нерациональных решений.

Психолог из Великобритании Дэниел Ричардсон решил проверить то, как работают процессы принятия решений в таком необычном месте для подобных начинаний, как оживленный лондонский паб.

Ученый не первый год занимается изучением воздействия окружающих людей на мышление индивидуума. В своих работах психолог анализирует, как наблюдение за другими влияет на наши решения.

Для таких экспериментов необходима сфера живого общения, привлекать добровольцев и проводить анкетирование в таких ситуациях будет бесполезно.

Реклама на веке

В ходе психологического эксперимента каждому посетителю популярного бара предложили возможность доступа к специально созданному для эксперимента сайту в интернете. Сайт дает возможность двигать по экрану персонального смартфона курсор в виде точки.

За перемещением курсора участников все присутствующие в баре могли следить на специальном настенном телеэкране. Таким образом все видят, как двигают свои курсоры остальные.

Ученый задавал вопросы участникам и предлагал им с помощью курсора выбрать ответ. Каждый вопрос задается несколько раз. В первый раз — с потушенным экраном, а второй, когда ответы отображались на экране.

Оказалось, что в большинстве случаев люди шли за большинством, даже если не были согласны с этой точкой зрения на самом деле.

Подобные исследования проводятся уже более полувека. Впервые об этом заговорил американский психолог Соломон Аш еще в 50-х годах прошлого века.

Кроме того, один из профессоров Калифорнийского университета показал в своем эксперименте, что молодые люди склонны давать абсолютно нелепые ответы на очень простые вопросы, если им дают понять, что их друзья и знакомые дали такой ответ.

Групповой конформизм очень сильный фактор, который может определять действие даже целой страны, если в ней показательно будет высказываться то или иное мнение. Очень часто такие решения диктуются пользователями интернета в социальных сетях. В фейсбуке* или твиттере нередко можно встретить людей, которые высказывают то или иное мнение с целью повлиять на мнение других людей.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Реклама на веке
Майли Сайрус станет главным советником нового сезона шоу The Voice Способность краснеть и смущаться бывает полезна