Марина Соколовская — 23.01.2020 17:00

«…Или ешьте все, или ничего»?

Депутаты Госдумы единогласно приняли в первом чтении законопроект о поправках в Конституцию РФ, который президент Владимир Путин внес в нижнюю палату парламента 20 января. «За» проголосовали 430 парламентариев. Законопроект предполагает внесение изменений в 22 статьи Основного закона.

Все они относятся к главам 3–8, то есть могут быть приняты Федеральным Собранием с одобрением двумя третями региональных парламентов.

По словам официального представителя президента РФ, председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, все поправки направлены на обеспечение суверенитета нашей страны, закрепление социальных гарантий для граждан, развитие политической системы, в том числе путем усиления роли парламента.
Как пояснил Крашенинников, на конституционный уровень выносится ряд важнейших положений, которые уже сейчас действуют на уровне закона. Например, социальные гарантии и основные запреты, которые применяются к кандидатам на ключевые государственные посты, уже существуют в нормативных актах России, «но здесь они будут достаточно четки, понятны и унифицированы для всего законодательства РФ».
Особое внимание Крашенинников обратил на то, что проект не затрагивает фундаментальные основы главы 1-й и 2-й Конституции. И в порядке, установленном для федеральных конституционных законов, для принятия законопроекта, внесенного Путиным, необходимо не менее двух третей голосов от общего числа депутатов и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.
Депутат напомнил, что согласно статье 2 проекта поправок предлагаемые изменения выносятся на общероссийское голосование. Порядок его проведения сейчас разрабатывается. И в голосовании смогут принять участие все избиратели.
Принятие документа потребует внесения поправок более чем в 30 федеральных конституционных и федеральных законов, кроме того, потребуется принять новый федеральный закон о Государственной совете.
Депутаты задали выступавшему много вопросов. Так, Игорь Лебедев (ЛДПР) заявил, что проект закона наделяет Госдуму правом утверждать не только председателя правительства, но и весь кабинет министров. Но, по мнению депутата, если всерьез говорить об усилении роли парламента, то почему бы не наделить Госдуму и правом отзывать и снимать тех министров, которые со своей работой не справляются.
Крашенинников согласился с тем, что должны быть выработаны механизмы ответственности для назначаемых. И о таких мерах надо подумать.
Евгений Примаков («Единая Россия») поднял тему о закреплении в Конституции ключевой поправки о применении принципа международного права в том случае, если это не противоречит Основному Закону РФ. По его словам, было очень много критики и опасений на тему того, что мы выпадем из системы международного гуманитарного права.
Крашенинников напомнил, что этот вопрос обсуждался в ходе заседания рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. По его словам, конечно, международное право выше наших федеральных конституционных законов. Но существует Конституция, и она, безусловно, является приоритетом в нашей стране. «При тех ситуациях, кода будут возникать коллизии, предусматривается в этом же проекте возможность вмешательства Конституционного суда», - пояснил Крашенинников.
Но Алексей Куринный (КПРФ) заявил, что для многих граждан обращение в Европейский суд по правам человека является последней возможностью восстановить справедливость, если не получится на национальном уровне. Как будут реализовываться решения этого суда после принятия поправок, учитывая, что статья 15 Конституции остается в неизменно виде?
На этот вопрос ответил спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Там, где Верховный суд соглашается с решением ЕСПЧ, реализуется решение ЕСПЧ, там, где не соглашается, окончательное решение будет за нашим судом», - пояснил Володин.
Вице-президент Российской академии наук Талия Хабриева мягко поправила спикера Госдумы, добавив, что исполняться решение Европейского суда по правам человека будет так же, как и сейчас, если есть сомнения в исполнимости, обращаемся в Конституционный суд. «Сейчас действует норма федерального конституционного закона «О Конституционном суде » и эта норма теперь дополняется еще частично в Конституции, - пояснила Хабриева.
По словам Анатолия Выборного («Единая Россия»), предлагаемые новеллы устанавливают запрет иметь иностранное гражданство и вид на жительство президенту России, председателю правительства, федеральным депутатам и членам Совета Федерации, судьям и другим лицам. При этом в отношении высших должностных лиц Генеральной прокуратуры предлагаемые новеллы таких требований не содержат.
Но Крашенинников заявил, что норма о повышенных требованиях к лицам, осуществляющим публичную власть, будет носить универсальный характер. И что запрет на иностранное гражданство и вид на жительство в других странах распространится и на прокуроров.
Михаил Тарасенко («Единая Россия») спросил у Хабриевой, означает ли, что после внесения поправок в Конституцию пенсии будут индексироваться и работающим пенсионерам.
Ответ Хабриевой можно считать сенсацией. По ее словам, вносимые в Конституцию поправки об индексации пенсий распространяются на работающих пенсионеров. Ответ находим в дополняемой поправками к Конституции части шестой 75 статьи Основного закона. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности и справедливости. Это означает, что не только повышается юридическая защита, а речь идет о стабильности социального стандарта. «Так что мой ответ таков: индексируются», - заявила она.
Напомним, что пенсии работающим пенсионерам не индексировались с 2016 года. Правительство занимало по этому вопросу жесткую позицию и менять ее не собиралось.
Володин, в свою очередь, заявил, что за счет решений, которые сейчас обсуждаются и будут приниматься, страна будет сильнее.
Впрочем, у некоторых экспертов поправки в Конституцию вызывают немало вопросов. Как пояснил «Веку» экс-депутат Госдумы, основатель фонда «Институт региональных проектов и законодательства» Борис Надеждин, одна история - это истерическая срочность, с которой принимают поправки в Основной закон страны, всенародное голосование и т.д. А вторая - содержание поправок в Конституцию РФ.
По мнению Надеждина, с точки зрения процедуры происходит нечто совершенно безобразное. По его словам, не вдаваясь в юридические детали, там нарушено все, что можно. Есть специальный федеральный закон о том, как рассматриваются и вносятся поправки в Конституцию. Если этому закону следовать, президент должен был внести не один закон, а 20 законов. Но, может быть, немножко меньше, потому, что каждая отдельная идея, например, указать про пенсионное обеспечение, должна была быть оформлена в виде отдельной поправки.
«Люди на всенародном голосовании могут выбирать, за что им голосовать. Например, кто-то хочет проголосовать за пенсии, но не хочет голосовать за Госсовет. А так получается, или ешьте все, или ничего. Более того, смешно, что такой большой закон называется «О поправке к Конституции РФ». Это именно для того сделано, чтобы этот мухлеж прошел», - считает Надеждин.
По его словам, совершенно непонятно, к чему такая спешка. Этот документ касается всех. Это Конституция, а не инструкция МВД.
«С точки зрения процедуры мне это не нравится. Я могу задаться вопросом, который мучает всех юристов, какое это голосование?» - добавил Надеждин.
Если вы посмотрите на закон об основных гарантиях избирательных прав и на ту же Конституцию, вы обнаружите, что высшим выражением власти народа является референдум о свободных выборах. Но какой юридический смысл у этого голосования? Допустим, придет 30% людей, из них сколько-то проголосует, а дальше что?
Что касается содержания текста, то, по словам Надеждина, там есть вещи безвредные, например, про индексацию пенсий. Но все равно реальная индексация будет происходить при принятии бюджета Пенсионного фонда. На его взгляд, есть вещи загадочные, например, Госсовет. А есть вещи достаточно понятные, прямого действия, политически очень рискованные. Например процедура назначения правительства Госдумой.
«Обращаю ваше внимание. Вот есть классическая парламентская республика. В ней отставка правительства и формирования нового связаны именно с выборами парламента. Грубо говоря, известно, кто будет канцлером ФРГ после выборов Бундестага. А тут очень странная конструкция. С одной стороны, министров назначает Госдума, да и то не всех. А, с другой, президент может их всех поувольнять», - отметил Надеждин.
Долго ждать, чем закончится интрига, россиянам не придется. По словам Крашенинникова, закон будет принят в весеннюю сессию.
После принятия законопроекта в первом чтении будут предлагаться поправки, которые уже сейчас готовятся в рамках созданной президентом рабочей группы. Установлен 15-дневный срок для их подачи.
Ко второму чтению также будут выработаны положения о порядке проведения общероссийского голосования по принятию поправок в Конституцию. Оно должно пройти после одобрения закона парламентом, но до подписания президентом.
Полная версия публикации
ИноСМИ 21.01.2020 17:12
Власти Британии не будут депортировать граждан ЕС без статуса settled
Общество 22.01.2020 06:41
Упразднить пенсионную реформу и ПФР: Мишустину поступило предложение из Госдумы
Политика 23.01.2020 13:30
Экс-глава Минтруда возглавил Пенсионный фонд