«ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» будут спорить «до победного!»
Совладелец и руководитель «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов намерен задействовать все механизмы, в том числе судебные, для того, чтобы добиться коммерчески обоснованных расценок на перевалку нефти на совместном с «Роснефтью» предприятии «Башнефть-Полюс».
В беседе с РБК Алекперов рассказал о возможности судебных прений из-за несогласия «Роснефти» пересмотреть расценки на перевалку нефти через терминал Варандей. «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть» сообща владеют предприятием «Башнефть-Полюс», которое занимается разработкой двух месторождений в Ненецком автономном округе – имени Требса и Титова. Доля компании Игоря Сечина в СП составляет 24,9%, а компании Алекперова – 75,1%. В процессе переговоров совладельцы не смогли согласовать расценки на перевалку нефти. При этом владельцем терминала Варандей является «ЛУКОЙЛ». Сегодня спор находится на рассмотрении в антимонопольном ведомстве.
Если ФАС не поставит точку в споре, дискуссия переместится в суды, где «ЛУКОЙЛ» намерен до победы добиваться удовлетворения своих требований. Они просты: СП должно выполнять федеральные законы, при этом терминал Варандей следует позиционировать как коммерческий объект, который должен зарабатывать на оказании услуг.
Точки зрения компаний на стоимость перевалки разошлись два года назад, вскоре после приобретения компанией Сечина контрольного пакета ценных бумаг «Башнефти». Тогда же «Роснефть» автоматически вошла в совместный проект с «ЛУКОЙЛом». СП направляет всю произведенную нефть трейдеру Litasco, владельцем которого является «ЛУКОЙЛ». При этом из стоимости продукции вычитается стоимость перевалки, уточняют собеседники агентства.
Информаторы указывают: сейчас стоимость перевалки утверждена на уровне $38 за тонну. Компания Сечина настаивает на трехкратном снижении тарифов – до $12–13 в пересечете на российскую валюту, что по нынешнему курсу составит 800-900 рублей за тонну. Источники в «Роснефти» говорят, что за 10 лет работы «ЛУКОЙЛ» уже вернул $1,1 млрд., вложенные в возведение терминала Варандей. Тариф в размере $38 за тонну в госкомпании считают монопольной и завышенной.
Вице-президент международного ценового агентства Argus по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Виктор Парно в комментарии для РБК подтвердил, что другие ориентированные на экспорт терминалы работают по куда более скромным тарифам. К примеру, терминал Приморска работает по ставке $2,2 за тонну, Усть-Луги - $2,7, Новороссийска - $3,2 за тонну. В то же время не следует забывать, что Варандей находится в частной собственности и был возведен и действует в суровых климатических условиях, поэтому более высокие ставки на перевалку на нем отчасти оправданы.
Осенью прошлого года информаторы агентства указывали на то, что компания Алекперова практически согласилась на предоставление компании Сечина бонуса в размере $10 c тонны, но при условии, что тариф в размере $28 будет прописан в долгосрочном контракте. Но тогда «Роснефть» на предложение не согласилась, заявив, что готова работать при цене перевалки $18 за тонну. Тем временем перевалка осуществлялась на старых условиях – договор без корректировок пролонгировался каждые два месяца. Действующее сегодня соглашение было подписано в декабре. Его параметры и срок действия информаторы не уточняют.
ФАС к спору компаний была подключена минувшей осенью по инициативе «Башнефти» и «Башнефти-Полюс». Компании ходатайствовали о проверке обоснованности расценок, мотивируя запрос стремлением обеспечить интересы всех акционеров совместного предприятия. Задачей «Башнефти-Полюс» является получение прибыли для всех совладельцев. Руководитель пресс-службы «Роснефти» Михаил Леонтьев говорит, что позиция компании осталась неизменной.
В ФАС анонсировали рассмотрение спора на 1 октября прошлого года, однако дата проведения открытого заседания не раз сдвигалась. Позднее глава антимонопольной службы Игорь Артемьев уверял, что спор будет рассмотрен до нового года, чего впоследствии не произошло.
Участники рынка заявляют: если договориться по тарифам на Варандее «Роснефть» не сможет, то новый терминал может быть возведен в порту Индига, который также расположен в Ненецком автономном округе. Этот проект ранее был внесен в список приоритетных проектов развития Арктики. Алекперов подчеркнул, что в случае выхода из СП «Роснефти» без загрузки Варандей не останется. Участники рынка подтверждают: терминал в таком случае будет переориентирован на работу с нефтью «ЛУКОЙЛ-Коми».
Если ФАС не поставит точку в споре, дискуссия переместится в суды, где «ЛУКОЙЛ» намерен до победы добиваться удовлетворения своих требований. Они просты: СП должно выполнять федеральные законы, при этом терминал Варандей следует позиционировать как коммерческий объект, который должен зарабатывать на оказании услуг.
Точки зрения компаний на стоимость перевалки разошлись два года назад, вскоре после приобретения компанией Сечина контрольного пакета ценных бумаг «Башнефти». Тогда же «Роснефть» автоматически вошла в совместный проект с «ЛУКОЙЛом». СП направляет всю произведенную нефть трейдеру Litasco, владельцем которого является «ЛУКОЙЛ». При этом из стоимости продукции вычитается стоимость перевалки, уточняют собеседники агентства.
Информаторы указывают: сейчас стоимость перевалки утверждена на уровне $38 за тонну. Компания Сечина настаивает на трехкратном снижении тарифов – до $12–13 в пересечете на российскую валюту, что по нынешнему курсу составит 800-900 рублей за тонну. Источники в «Роснефти» говорят, что за 10 лет работы «ЛУКОЙЛ» уже вернул $1,1 млрд., вложенные в возведение терминала Варандей. Тариф в размере $38 за тонну в госкомпании считают монопольной и завышенной.
Вице-президент международного ценового агентства Argus по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Виктор Парно в комментарии для РБК подтвердил, что другие ориентированные на экспорт терминалы работают по куда более скромным тарифам. К примеру, терминал Приморска работает по ставке $2,2 за тонну, Усть-Луги - $2,7, Новороссийска - $3,2 за тонну. В то же время не следует забывать, что Варандей находится в частной собственности и был возведен и действует в суровых климатических условиях, поэтому более высокие ставки на перевалку на нем отчасти оправданы.
Осенью прошлого года информаторы агентства указывали на то, что компания Алекперова практически согласилась на предоставление компании Сечина бонуса в размере $10 c тонны, но при условии, что тариф в размере $28 будет прописан в долгосрочном контракте. Но тогда «Роснефть» на предложение не согласилась, заявив, что готова работать при цене перевалки $18 за тонну. Тем временем перевалка осуществлялась на старых условиях – договор без корректировок пролонгировался каждые два месяца. Действующее сегодня соглашение было подписано в декабре. Его параметры и срок действия информаторы не уточняют.
ФАС к спору компаний была подключена минувшей осенью по инициативе «Башнефти» и «Башнефти-Полюс». Компании ходатайствовали о проверке обоснованности расценок, мотивируя запрос стремлением обеспечить интересы всех акционеров совместного предприятия. Задачей «Башнефти-Полюс» является получение прибыли для всех совладельцев. Руководитель пресс-службы «Роснефти» Михаил Леонтьев говорит, что позиция компании осталась неизменной.
В ФАС анонсировали рассмотрение спора на 1 октября прошлого года, однако дата проведения открытого заседания не раз сдвигалась. Позднее глава антимонопольной службы Игорь Артемьев уверял, что спор будет рассмотрен до нового года, чего впоследствии не произошло.
Участники рынка заявляют: если договориться по тарифам на Варандее «Роснефть» не сможет, то новый терминал может быть возведен в порту Индига, который также расположен в Ненецком автономном округе. Этот проект ранее был внесен в список приоритетных проектов развития Арктики. Алекперов подчеркнул, что в случае выхода из СП «Роснефти» без загрузки Варандей не останется. Участники рынка подтверждают: терминал в таком случае будет переориентирован на работу с нефтью «ЛУКОЙЛ-Коми».