Алкогольный рынок: хотели как лучше, а получилось как всегда
Проблемой сегодняшнего дефицита алкогольной продукции вместе с рядовыми потребителями, похоже, серьезно озаботилась и Общественная палата, которая 19 июля направила на имя председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова открытое письмо, содержащее просьбу разобраться в сложившейся на алкогольном рынке страны ситуации.
В документе, в частности, говорится, что вступивший в действие Федеральный закон 171-ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции в новой редакции, принятие которого инициировало Правительство РФ, имеет благую цель борьба с теневым оборотом алкоголя и регулирование алкогольного рынка.
Общественная палата не собирается лоббировать интересы ни производителей алкогольной продукции, ни ее импортеров, ни дистрибьюторов или ритейлеров, - подчеркивается в письме. Обратиться с данным заявлением нас вынуждают исключительно интересы граждан России, то есть интересы потребителей, которые вот уже несколько недель видят в магазинах практически пустые полки винных отделов, будто некая машина времени перенесла нас в 90-е годы прошлого столетия.
Мы верим, что инициаторы и разработчики закона не планировали таких последствий, зато очевидно, что всевозможные его исполнители сделали все, чтобы дискредитировать благую цель. В частности, замечают члены Общественной палаты, в соответствии с законом новые специальные федеральные акцизные марки на отечественную алкогольную продукцию должны были выдаваться с момента его выхода, то есть с 1 января 2006 г. С этой же даты таможенные органы должны были продавать акцизные марки на импортную продукцию.
А что оказалось на деле?
Новые акцизные марки стали выдаваться только в конце марта, а срок реализации со старыми марками не изменился 1 июля 2006 г. Иными словами, запасы алкогольной продукции оптовых и розничных торговых сетей, а также предприятий общественного питания в одночасье стали нелегальными. Оптовые склады переполнены товаром, ждущим оклейки новыми марками. Из-за множества технических проблем Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), призванная отслеживать движение всей алкогольной продукции, как импортной, так и отечественных производителей, от поставщиков до торгового предприятия, не начала полноценную работу и, по прогнозам, на ее отладку уйдет еще не менее двух месяцев. Союз производителей алкогольной продукции в открытом письме Президенту России заявил, что за минувшие полтора месяца потери производителей и государственного бюджета составили 1 млрд. и 9 млрд. рублей соответственно.
Оптовики называют свои цифры ущерба, исчисляемые миллионами и миллионами рублей, ритейлеры и рестораторы свои. Вместе они складываются в суммы, поражающие не только воображение, но и государственный бюджет, говорится в письме членов Общественной палаты, которые делают вывод, что, похоже, на фоне разговоров о необходимости борьбы с теневым рынком алкоголя происходит последовательное уничтожение рынка легального, ради поддержки и развития которого и принят вышеупомянутый Федеральный закон.
В своем письме Общественная палата ставит перед Михаилом Фрадковым и ряд вопросов: кто виноват в том, что вступление в силу изменений в Федеральный закон 171-ФЗ не было обеспечено технически, кому выгодно падение легального рынка алкогольной продукции, когда ситуация на рынке алкогольной продукции нормализуется в соответствии с вышеупомянутым законом? В свою очередь и представители алкогольной индустрии, обеспокоенные ситуацией, просят власти отложить внедрение ЕГАИС. Чтобы нормализовать ситуацию на алкогольном рынке страны, парализованном в связи с принятием Федерального закона О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, необходимо на некоторое время отложить внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы, - в один голос заявили на днях участники прошедшего в Москве круглого стола на тему Вопросы формирования алкогольной политики страны, сообщает информационный портал Alkogol.com. Чтобы новая система заработала, говорили отечественные производители алкогольной продукции, каждое предприятие должно было закупить специальное оборудование и с его помощью подключиться к ЕГАИС. Но, по экспертным оценкам, стоимость такого оборудования на сегодняшний день составляет от 500 тыс. рублей и более.
Каждый ли легальный производитель сможет изыскать эту сумму в короткий срок?
Очевидно, что нет. При этом следует заметить, что в отличие от отечественных производителей, импортерам алкогольной продукции новые акцизные марки выдает не налоговая, а таможенная служба, однако механизм всей цепочки от их получения и нанесения штрих-кода, до маркировки бутылок и подключения к ЕГАИС не технологически, ни законодательно до сих пор не урегулирован, подчеркивает Alkogol.com. А вот по данным Ведомостей Единая государственная автоматизированная информационная система учета алкогольной продукции обойдется отечественному бизнесу в 127 млн. долларов. Кроме того, за обслуживание предприниматели будут ежегодно платить авторам ЕГАИС (подведомственному ФСБ унитарному предприятию Атлас) до 239 млн. долларов.
В среднем, передает Lenta.ru, установка ЕГАИС на ликероводочном или спиртовом заводе стоит около 1,3 млн. рублей. А ежемесячная плата за его обслуживание составляет около 60 тыс. рублей. По данным Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), в России сегодня насчитывается 180 спиртзаводов и 390 легальных производителей ликероводочной продукции. Обслуживание системы обойдется им в 410 млн. рублей, а установка в 741 млн. рублей. Каждому из оптовых торговцев алкогольной продукцией придется потратить на ЕГАИС в среднем около полумиллиона рублей, а ее ежемесячное обслуживание будет стоить 96 тыс. рублей. В России около 5 тыс. оптовиков, которые заплатят за ЕГАИС в общей сложности 2,7 млрд. рублей, а обслуживание им обойдется в 6 млрд. рублей, заключает Lenta.ru.
Пока Михаил Фрадков и заинтересованные правительственные ведомства разбираются в ситуации, а участники алкогольного рынка подсчитывают свои убытки, рядовые граждане России вынуждены довольствоваться тем скудным ассортиментом алкогольной продукции, которая сейчас присутствует на прилавках отечественных торговых предприятий. И гадать, что ждет их впереди? По мнению экспертов подорожание алкогольной продукции через полтора-два месяца в среднем на 15-20%. Именно таким наиболее легким способом отечественные производители и импортеры алкогольной продукции попытаются восполнить свои финансовые потери.
Общественная палата не собирается лоббировать интересы ни производителей алкогольной продукции, ни ее импортеров, ни дистрибьюторов или ритейлеров, - подчеркивается в письме. Обратиться с данным заявлением нас вынуждают исключительно интересы граждан России, то есть интересы потребителей, которые вот уже несколько недель видят в магазинах практически пустые полки винных отделов, будто некая машина времени перенесла нас в 90-е годы прошлого столетия.
Мы верим, что инициаторы и разработчики закона не планировали таких последствий, зато очевидно, что всевозможные его исполнители сделали все, чтобы дискредитировать благую цель. В частности, замечают члены Общественной палаты, в соответствии с законом новые специальные федеральные акцизные марки на отечественную алкогольную продукцию должны были выдаваться с момента его выхода, то есть с 1 января 2006 г. С этой же даты таможенные органы должны были продавать акцизные марки на импортную продукцию.
А что оказалось на деле?
Новые акцизные марки стали выдаваться только в конце марта, а срок реализации со старыми марками не изменился 1 июля 2006 г. Иными словами, запасы алкогольной продукции оптовых и розничных торговых сетей, а также предприятий общественного питания в одночасье стали нелегальными. Оптовые склады переполнены товаром, ждущим оклейки новыми марками. Из-за множества технических проблем Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), призванная отслеживать движение всей алкогольной продукции, как импортной, так и отечественных производителей, от поставщиков до торгового предприятия, не начала полноценную работу и, по прогнозам, на ее отладку уйдет еще не менее двух месяцев. Союз производителей алкогольной продукции в открытом письме Президенту России заявил, что за минувшие полтора месяца потери производителей и государственного бюджета составили 1 млрд. и 9 млрд. рублей соответственно.
Оптовики называют свои цифры ущерба, исчисляемые миллионами и миллионами рублей, ритейлеры и рестораторы свои. Вместе они складываются в суммы, поражающие не только воображение, но и государственный бюджет, говорится в письме членов Общественной палаты, которые делают вывод, что, похоже, на фоне разговоров о необходимости борьбы с теневым рынком алкоголя происходит последовательное уничтожение рынка легального, ради поддержки и развития которого и принят вышеупомянутый Федеральный закон.
В своем письме Общественная палата ставит перед Михаилом Фрадковым и ряд вопросов: кто виноват в том, что вступление в силу изменений в Федеральный закон 171-ФЗ не было обеспечено технически, кому выгодно падение легального рынка алкогольной продукции, когда ситуация на рынке алкогольной продукции нормализуется в соответствии с вышеупомянутым законом? В свою очередь и представители алкогольной индустрии, обеспокоенные ситуацией, просят власти отложить внедрение ЕГАИС. Чтобы нормализовать ситуацию на алкогольном рынке страны, парализованном в связи с принятием Федерального закона О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, необходимо на некоторое время отложить внедрение Единой государственной автоматизированной информационной системы, - в один голос заявили на днях участники прошедшего в Москве круглого стола на тему Вопросы формирования алкогольной политики страны, сообщает информационный портал Alkogol.com. Чтобы новая система заработала, говорили отечественные производители алкогольной продукции, каждое предприятие должно было закупить специальное оборудование и с его помощью подключиться к ЕГАИС. Но, по экспертным оценкам, стоимость такого оборудования на сегодняшний день составляет от 500 тыс. рублей и более.
Каждый ли легальный производитель сможет изыскать эту сумму в короткий срок?
Очевидно, что нет. При этом следует заметить, что в отличие от отечественных производителей, импортерам алкогольной продукции новые акцизные марки выдает не налоговая, а таможенная служба, однако механизм всей цепочки от их получения и нанесения штрих-кода, до маркировки бутылок и подключения к ЕГАИС не технологически, ни законодательно до сих пор не урегулирован, подчеркивает Alkogol.com. А вот по данным Ведомостей Единая государственная автоматизированная информационная система учета алкогольной продукции обойдется отечественному бизнесу в 127 млн. долларов. Кроме того, за обслуживание предприниматели будут ежегодно платить авторам ЕГАИС (подведомственному ФСБ унитарному предприятию Атлас) до 239 млн. долларов.
В среднем, передает Lenta.ru, установка ЕГАИС на ликероводочном или спиртовом заводе стоит около 1,3 млн. рублей. А ежемесячная плата за его обслуживание составляет около 60 тыс. рублей. По данным Союза производителей алкогольной продукции (СПАП), в России сегодня насчитывается 180 спиртзаводов и 390 легальных производителей ликероводочной продукции. Обслуживание системы обойдется им в 410 млн. рублей, а установка в 741 млн. рублей. Каждому из оптовых торговцев алкогольной продукцией придется потратить на ЕГАИС в среднем около полумиллиона рублей, а ее ежемесячное обслуживание будет стоить 96 тыс. рублей. В России около 5 тыс. оптовиков, которые заплатят за ЕГАИС в общей сложности 2,7 млрд. рублей, а обслуживание им обойдется в 6 млрд. рублей, заключает Lenta.ru.
Пока Михаил Фрадков и заинтересованные правительственные ведомства разбираются в ситуации, а участники алкогольного рынка подсчитывают свои убытки, рядовые граждане России вынуждены довольствоваться тем скудным ассортиментом алкогольной продукции, которая сейчас присутствует на прилавках отечественных торговых предприятий. И гадать, что ждет их впереди? По мнению экспертов подорожание алкогольной продукции через полтора-два месяца в среднем на 15-20%. Именно таким наиболее легким способом отечественные производители и импортеры алкогольной продукции попытаются восполнить свои финансовые потери.