Аман Тулеев: Развитие железных дорог Кузбасса напрямую связано с ростом добычи угля
Организация перевозок угля железнодорожным транспортом имеет особую значимость для Кузбасса, так как сегодня Кемеровская область поставляет уголь не только во многие регионы России, но и в 47 стран мира. При этом 90% перевозок осуществляется железнодорожным транспортом.
Каждая пятая тонна груза, которая отправляется по железным дорогам страны идёт из Кузбасса (18% всех грузов страны). По объёму перевозок грузов Кузбасс первый в России среди других регионов РФ. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе обладминистрации, об этом рассказал губернатор Кузбасса Аман Тулеев на заседании Сибирского межрегионального транспортного координационного совета по вопросам вывоза угля, которое прошло 17 апреля в Кемерове. В заседании приняли участие президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько, депутаты Госдумы РФ, специалисты обладминистрации и представители других регионов.
Аман Тулеев подчеркнул, что за 15 лет угольная отрасль Кузбасса кардинально изменилась. За эти годы в неё инвестировано более 400 млрд рублей. Запущено в эксплуатацию 65 новых современных угольных предприятий по добыче и переработке угля. Повышена производительность труда в 2,4 раза - с 83 тонн на одного рабочего в 1998 году до 203 тонн в 2011 году. В результате добыча угля выросла практически в два раза. В 2011 году шахтёры региона добыли рекордный объём за всю историю угледобычи в Кузбассе - 192 млн тонн угля. Сегодня Кемеровская область добывает 57% российского угля и 75% наиболее ценных коксующихся марок. Таким образом, кузбасским углём закрываются все внутренние потребности экономики страны, как в энергетическом, так и в коксующемся угле. Более того, за счёт Кузбасса Россия сегодня - третья страна по объёму экспорта угля в мире после Австралии и Индонезии.
Как отметил глава региона, развитие железной дороги всегда шло и продолжает идти параллельно с увеличением добычи угля. В 2002 году была принята программа развития магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кемеровской области. В целом, за 2002-2011 годы на эти цели было направлено 34 млрд рублей инвестиций, в том числе 22 млрд рублей компанией "РЖД". В результате на средства железной дороги введены в эксплуатацию: 44 км вторых путей на направлении Артышта-Междуреченск; удлинены приёмоотправочные пути на 20 станциях, проведена реконструкция сортировочной станции Новокузнецк-Восточный, станции Артышта-2, приобретено 89 локомотивов. Полностью модернизирована вся инфраструктура ключевых железнодорожных станций Кузбасса (Топки, Анжерская, Тайга, Ерунаково, Прокопьевск, Промышленная).
В реализации этой программы также приняли участие около 30 угольных компаний и промышленных предприятий Кузбасса: ОАО "УК Кузбассразрезуголь", ОАО "ЕвразХолдинг", ОАО ОУК "Южкузбассуголь", ОАО "СУЭК", ОАО "УК Кузбассуголь", ЗАО ХК "Сибирский Деловой Союз", ООО "КТК" и другие. Впервые за всю историю Кузбасса они вложили в железнодорожную отрасль 12 млрд рублей, из своей прибыли.
24 января 2012 года правительством РФ утверждена новая программа развития угольной промышленности до 2030 года, по которой в ближайшие 15 лет в Кузбассе будет построено ещё 38 новых предприятий по добыче и переработке угля. Особая роль в её реализации отводится железнодорожному транспорту, прежде всего, строительству и расширению инфраструктуры и оптимизации перевозок.
Аман Тулеев отметил, что в прошлом году в Кузбассе появились серьёзные проблемы с вывозом угля. На станциях и подъездных путях ежесуточно простаивало более 20 тыс. единиц порожних полувагонов, но отгружалось в сутки около 7 тыс. В тоже время на складах лежало до 15 млн тонн угля, а по нормативу должно быть 6,6 млн тонн. В 2011 году только на территории Кемеровской области перевозкой грузов занимались 230 операторов, каждый из них диктовал свои условия, свой тариф. Вместе с ОАО "РЖД" было принято решение - сократить количество операторов в регионе с 230 до 12, то есть в 19 раз. "Сегодняшний день показал, что этот шаг был правильным", - сказал губернатор. Так, за первый квартал 2012 года отгружено 47,5 млн тонн угля, это на 1,2% больше, чем в прошлом году. При плановой погрузке 7,6 тыс. полувагонов в сутки, фактически в первом квартале грузили до 8 тыс. полувагонов. Вместе с тем, на 1 апреля 2012 года на складах лежит ещё 10 млн тонн угля, то есть, в полтора раза выше нормы.
По словам Тулеева, к 2015 году встанет задача отгружать уже 214 млн тонн угля. И тогда в Кузбасс нужно вводить не 8 тыс. полувагонов, как сегодня, а 10 тыс. Для решения данных задач, по мнению кузбасского губернатора, необходимо, чтобы вагоны шли по спланированным маршрутам, согласованным между операторами, железной дорогой и угольщиками. Кроме того, требуется пересмотреть нормативную базу по срокам доставки грузов, которая утверждена еще в далеком 1951 году. Сейчас техническое оснащение железной дороги принципиально другое: мощные локомотивы, система полной автоматизации, компьютеризация, а сроки доставки грузов остались такими же, как и 60 лет назад.
В связи с этим Аман Тулеев обратился к депутатам Госдумы РФ, заместителю председателя комитета по железнодорожному транспорту Владимиру Гридину и заместителю председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергею Шатирову с просьбой доработать нормативную базу, в том числе в части организации работы операторов подвижного состава, пересмотра нормативов сроков доставки груза, а также законодательно определить взаимную ответственность всех участников перевозки и угольщиков, и операторов, и железнодорожников - друг перед другом.
Ещё одно направление, на котором заострил внимание губернатор - это включение Кемеровской области в Госкорпорацию развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, о создании которой в феврале этого года объявил Владимир Путин. Задача этой организации - реализация инвестиционных проектов в топливно-энергетическом комплексе, металлургии и на транспорте. Для Кузбасса эти направления - ключевые. Крупные холдинги (Евраз, СУЭК, УГМК, Мечел и другие) активно инвестируют средства в строительство железнодорожной инфраструктуры и угольных терминалов в портах, где находятся самые ёмкие и быстро растущие рынки для кузбасских грузов. Но пропускная способность железных дорог в этом направлении сегодня не отвечает потребностям региона. С включением Кузбасса в Госкорпорацию появится возможность получить средства на развитие Транссиба и БАМа, подытожил своё выступление Тулеев.