Архангельский морской порт: перезагрузка
Новый резидент Арктической зоны РФ (АЗРФ) инвестирует около 25 млрд. рублей в строительство Арктического портово-промышленного комплекса «Талаги». Соглашение об этом было подписано 22 июля в Архангельске с участием министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова.
Что ждет Архангельский порт в будущем
Переориентация большинства торговых потоков российской экономики с запада на восток повышает важность архангельского порта и может сделать его ключевым элементом в инфраструктуре Северного морского пути, грузопоток по которому к 2030 году по прогнозам возрастет до 150 млн. тонн.
Портово-промышленный комплекс «Талаги» разместится в районе Архангельска на площади 68,1 га. Он будет включать три причала, контейнерный терминал, терминал навалочных грузов, а также терминал генеральных грузов. Объем внебюджетных инвестиций в проект составит около 25 млрд. рублей. К реализации финального этапа проекта будет создано 700 новых рабочих мест.
Суммарная проектная мощность архангельского портово-промышленного комплекса «Талаги» составит 37,9 млн. тонн в год. Для реализации проекта необходимо строительство железной дороги протяженностью 70 км и автомобильной – 50 км. Суммарный объем капитальных затрат по проекту превышает 150 млрд. рублей.
Флот судоходных компаний, осуществляющих регулярные заходы в порт или работу в Архангельской области, превышает 260 судов. Это и суда класса «река-море», и суда ледокольного флота, а также промысловые суда.
Для дальнейшего расширения возможностей судоремонта в регионе необходимо наращивать доковые мощности. Актуальность этого вопроса подтверждают прогнозы судовладельцев. Рост потребности в доковом ремонте арктического флота в Архангельске в ближайшие годы вырастет в 2,5 раза, что потребует приобретения как минимум одного дока мощностью 9 тыс. тонн.
Инвестор планирует создать завод по производству железобетонных массивов для гидротехнических объектов в Арктике, а также судоремонтные мощности для обслуживания Арктического флота. На территории комплекса планируется размещение агропромышленного перерабатывающего производства и промышленного парка Light industry для малого и среднего бизнеса.
Частью проекта станет организация агропромышленного парка для развития бизнес-проектов по таким направлениям, как индустриальная аквакультура, производство кормов для животных и химическая обработка льняного волокна. Кроме того, планируется глубокая переработка дикоросов и выращивание грибов и зелени.
Сложный 2022 год
Закрытие европейских портов для российских судов, выход зарубежных партнеров из совместных проектов, ограничения на поставки технологий и оборудования – все эти факторы негативно сказываются на возможностях развития транспортной и промышленной инфраструктуры в Арктической зоне, а общая атмосфера неопределенности вносит изменения в ранее намеченные планы.
Тем не менее, компании, участвующие в развитии арктических территорий, продолжают работу и реализацию долгосрочных стратегий. В числе приоритетов – модернизация существующих и создание новых грузовых терминалов, развитие контейнерных перевозок, строительство ледоколов и грузопассажирских судов ледового класса, цифровизация и автоматизация, а также подготовка кадров.
Одной из главных точек на карте арктических перевозок является Архангельск. «У нас универсальный морской порт. Через него осуществляются и северный завоз, и экспортные перевозки, и перевалка грузов. В 2021 году Архангельский морской порт обработал более 5 млн. тонн грузов, из них четверть отправлена на экспорт. Рост объема перевалки составил около 9% к уровню предыдущего года», - отметил губернатор региона Александр Цыбульский.
Нефтебаза «Талаги» — основной отправитель нефтепродуктов и за границу, и на внутренний рынок. В первом квартале 2022 года на экспорт было отгружено 8 судов по 20 — 24 тыс. тонн, назначение груза — порт Амстердам (Нидерланды).
24 февраля поставки нефтепродуктов на экспорт прекратились. Но продолжились поставки топлива для российских рыболовных траулеров, которые ведут промысел в Баренцевом море. Раз в неделю танкеры-бункеровщики выходят из Архангельска в рейс, везут по 2,5 — 3 тыс. тонн дизельного топлива.
Во втором квартале этого года снижение перевалки наблюдалось во всех бассейнах, кроме Арктического, где прирост (+5%) был обеспечен увеличением поставок нефти и СПГ.
В целом флот прибывает в Поморье в основном в балласте, то есть, с пустыми трюмами. Уже много лет статистика Архангельского морского порта по импортным грузам близка к нулю, а количество грузов, доставленных в каботаже, крайне мало. Не стал исключением и нынешний год.
Например, в Архангельск из порта Сабетта за январь — март морским транспортом перевезено всего 10 тыс. тонн грузов, из Дудинки — 3 тыс. тонн, из Певека — 227 тонн. Максимальное количество — почти 4 тыс. тонн генеральных грузов доставил в марте из Сабетты и выгрузил на Соломбальском терминале теплоход «Ямал Беркут».
Немного меньше — 1100 тонн также в марте доставил из Дудинки дизель-электроход «Надежда». Груз — порожние контейнеры и автотехника, требующая ремонта. В грузовых декларациях других судов, прибывающих из Арктики, указывалось от 100 до 300 тонн к выгрузке.
Однако количество отправленного из Архангельска груза намного превышает прибывающий. Десятилетиями грузооборот отправки порта делится на три неравные части: генеральный груз в Арктику, пиломатериалы в Европу и нефтепродукты. За первый квартал 2022 года суда, груженые генеральными грузами, дважды в неделю уходили назначением на Обскую губу, и также дважды в неделю — на Дудинку. Груз — контейнеры со снабжением и продуктами, домики-балки, автотехника, трубы, по 4 — 6 тыс. тонн на каждом из судов.
Кроме того, в прошлом году появилась новая грузовая линия в Енисейский залив. Там строятся портовые терминалы для газовозов и балкеров. Из Архангельска в нынешнем году продолжена отправка грузов и в этом направлении.
Еще одна надежда на развитие морских портов в Архангельской области
На Санкт-Петербургском экономическом форуме Цыбульский представил инвесторам перспективный проект портово-индустриального парка «Онега» — резидента Арктической зоны. Архангельский порт тоже перспективен, но у него есть две проблемы — к столице Поморья не электрифицирована и перегружена железная дорога, а сам порт работает на пределе мощностей.
Бывшая когда-то вторым портом в Архангельской губернии Онега превратилась в депрессивный постсоветский городок. И только сейчас, в 2022 году, у этой беломорской гавани появился реальный шанс стать объектом федерального значения со всеми вытекающими.
Капитальная модернизация онежского порта — единственное спасение от превращения города в руины. На данный момент гавань имеет возможность обслуживать лишь относительно небольшие суда, а годовой оборот грузов едва ли способен приблизиться к показателю в 300 тыс. тонн.
Привлекательность порта Онега — прежде всего географическая, и в сочетании с наличием железной дороги позволит расширить его до индустриального парка. По сути, речь идет о создании специализированного портового комплекса для обеспечения грузоперевозок по Севморпути, включая все необходимые сервисные услуги.
Проектом учтены многие логистические преимущества выбранной точки, включая выход к Белому морю, а затем и на Балтику, и на Севморпуть, железнодорожным путям и реконструкцию автотрассы Архангельск — Онега.
Соглашение о получении статуса резидента подписано между инвестором и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. Кроме того, Онежский район обладает правом предоставления преференций бизнесу как территория опережающего социально-экономического развития.
«Мы обсуждали логистику и здесь очень важна работа, которую мы проводим по созданию единого плана развития Северного морского пути. Эту важную задачу надо увязать с экономикой, которая создается, с той сильной промышленностью, которая уже есть, с векторами образования», - отметил глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков.
Как раз для того, чтобы Архангельск и Архангельская область по-новому «заиграли» на карте России в рамках развития Северного морского пути, а также обеспечения вывода товаров, в том числе и новых импортозамещающих, на мировые рынки и будут модернизироваться «Талаги» и «Омега».
Переориентация большинства торговых потоков российской экономики с запада на восток повышает важность архангельского порта и может сделать его ключевым элементом в инфраструктуре Северного морского пути, грузопоток по которому к 2030 году по прогнозам возрастет до 150 млн. тонн.
Портово-промышленный комплекс «Талаги» разместится в районе Архангельска на площади 68,1 га. Он будет включать три причала, контейнерный терминал, терминал навалочных грузов, а также терминал генеральных грузов. Объем внебюджетных инвестиций в проект составит около 25 млрд. рублей. К реализации финального этапа проекта будет создано 700 новых рабочих мест.
Суммарная проектная мощность архангельского портово-промышленного комплекса «Талаги» составит 37,9 млн. тонн в год. Для реализации проекта необходимо строительство железной дороги протяженностью 70 км и автомобильной – 50 км. Суммарный объем капитальных затрат по проекту превышает 150 млрд. рублей.
Флот судоходных компаний, осуществляющих регулярные заходы в порт или работу в Архангельской области, превышает 260 судов. Это и суда класса «река-море», и суда ледокольного флота, а также промысловые суда.
Для дальнейшего расширения возможностей судоремонта в регионе необходимо наращивать доковые мощности. Актуальность этого вопроса подтверждают прогнозы судовладельцев. Рост потребности в доковом ремонте арктического флота в Архангельске в ближайшие годы вырастет в 2,5 раза, что потребует приобретения как минимум одного дока мощностью 9 тыс. тонн.
Инвестор планирует создать завод по производству железобетонных массивов для гидротехнических объектов в Арктике, а также судоремонтные мощности для обслуживания Арктического флота. На территории комплекса планируется размещение агропромышленного перерабатывающего производства и промышленного парка Light industry для малого и среднего бизнеса.
Частью проекта станет организация агропромышленного парка для развития бизнес-проектов по таким направлениям, как индустриальная аквакультура, производство кормов для животных и химическая обработка льняного волокна. Кроме того, планируется глубокая переработка дикоросов и выращивание грибов и зелени.
Сложный 2022 год
Закрытие европейских портов для российских судов, выход зарубежных партнеров из совместных проектов, ограничения на поставки технологий и оборудования – все эти факторы негативно сказываются на возможностях развития транспортной и промышленной инфраструктуры в Арктической зоне, а общая атмосфера неопределенности вносит изменения в ранее намеченные планы.
Тем не менее, компании, участвующие в развитии арктических территорий, продолжают работу и реализацию долгосрочных стратегий. В числе приоритетов – модернизация существующих и создание новых грузовых терминалов, развитие контейнерных перевозок, строительство ледоколов и грузопассажирских судов ледового класса, цифровизация и автоматизация, а также подготовка кадров.
Одной из главных точек на карте арктических перевозок является Архангельск. «У нас универсальный морской порт. Через него осуществляются и северный завоз, и экспортные перевозки, и перевалка грузов. В 2021 году Архангельский морской порт обработал более 5 млн. тонн грузов, из них четверть отправлена на экспорт. Рост объема перевалки составил около 9% к уровню предыдущего года», - отметил губернатор региона Александр Цыбульский.
Нефтебаза «Талаги» — основной отправитель нефтепродуктов и за границу, и на внутренний рынок. В первом квартале 2022 года на экспорт было отгружено 8 судов по 20 — 24 тыс. тонн, назначение груза — порт Амстердам (Нидерланды).
24 февраля поставки нефтепродуктов на экспорт прекратились. Но продолжились поставки топлива для российских рыболовных траулеров, которые ведут промысел в Баренцевом море. Раз в неделю танкеры-бункеровщики выходят из Архангельска в рейс, везут по 2,5 — 3 тыс. тонн дизельного топлива.
Во втором квартале этого года снижение перевалки наблюдалось во всех бассейнах, кроме Арктического, где прирост (+5%) был обеспечен увеличением поставок нефти и СПГ.
В целом флот прибывает в Поморье в основном в балласте, то есть, с пустыми трюмами. Уже много лет статистика Архангельского морского порта по импортным грузам близка к нулю, а количество грузов, доставленных в каботаже, крайне мало. Не стал исключением и нынешний год.
Например, в Архангельск из порта Сабетта за январь — март морским транспортом перевезено всего 10 тыс. тонн грузов, из Дудинки — 3 тыс. тонн, из Певека — 227 тонн. Максимальное количество — почти 4 тыс. тонн генеральных грузов доставил в марте из Сабетты и выгрузил на Соломбальском терминале теплоход «Ямал Беркут».
Немного меньше — 1100 тонн также в марте доставил из Дудинки дизель-электроход «Надежда». Груз — порожние контейнеры и автотехника, требующая ремонта. В грузовых декларациях других судов, прибывающих из Арктики, указывалось от 100 до 300 тонн к выгрузке.
Однако количество отправленного из Архангельска груза намного превышает прибывающий. Десятилетиями грузооборот отправки порта делится на три неравные части: генеральный груз в Арктику, пиломатериалы в Европу и нефтепродукты. За первый квартал 2022 года суда, груженые генеральными грузами, дважды в неделю уходили назначением на Обскую губу, и также дважды в неделю — на Дудинку. Груз — контейнеры со снабжением и продуктами, домики-балки, автотехника, трубы, по 4 — 6 тыс. тонн на каждом из судов.
Кроме того, в прошлом году появилась новая грузовая линия в Енисейский залив. Там строятся портовые терминалы для газовозов и балкеров. Из Архангельска в нынешнем году продолжена отправка грузов и в этом направлении.
Еще одна надежда на развитие морских портов в Архангельской области
На Санкт-Петербургском экономическом форуме Цыбульский представил инвесторам перспективный проект портово-индустриального парка «Онега» — резидента Арктической зоны. Архангельский порт тоже перспективен, но у него есть две проблемы — к столице Поморья не электрифицирована и перегружена железная дорога, а сам порт работает на пределе мощностей.
Бывшая когда-то вторым портом в Архангельской губернии Онега превратилась в депрессивный постсоветский городок. И только сейчас, в 2022 году, у этой беломорской гавани появился реальный шанс стать объектом федерального значения со всеми вытекающими.
Капитальная модернизация онежского порта — единственное спасение от превращения города в руины. На данный момент гавань имеет возможность обслуживать лишь относительно небольшие суда, а годовой оборот грузов едва ли способен приблизиться к показателю в 300 тыс. тонн.
Привлекательность порта Онега — прежде всего географическая, и в сочетании с наличием железной дороги позволит расширить его до индустриального парка. По сути, речь идет о создании специализированного портового комплекса для обеспечения грузоперевозок по Севморпути, включая все необходимые сервисные услуги.
Проектом учтены многие логистические преимущества выбранной точки, включая выход к Белому морю, а затем и на Балтику, и на Севморпуть, железнодорожным путям и реконструкцию автотрассы Архангельск — Онега.
Соглашение о получении статуса резидента подписано между инвестором и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. Кроме того, Онежский район обладает правом предоставления преференций бизнесу как территория опережающего социально-экономического развития.
«Мы обсуждали логистику и здесь очень важна работа, которую мы проводим по созданию единого плана развития Северного морского пути. Эту важную задачу надо увязать с экономикой, которая создается, с той сильной промышленностью, которая уже есть, с векторами образования», - отметил глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков.
Как раз для того, чтобы Архангельск и Архангельская область по-новому «заиграли» на карте России в рамках развития Северного морского пути, а также обеспечения вывода товаров, в том числе и новых импортозамещающих, на мировые рынки и будут модернизироваться «Талаги» и «Омега».