Авиаперевозчики ищут выход из санкционного тупика
Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты очередного опроса: россияне стали меньше бояться летать на самолётах. За четыре года доля страдающих аэрофобией сократилась с 33 до 23%, а процент респондентов, вообще не испытывающих страх перед полётом, вырос с 62 до 73%.
Причем, оказывается, что женщины подвержены аэрофобии вдвое чаще мужчин, лица с неполным средним образованием — вдвое чаще высокообразованных.
- Стоит ли нам радоваться этим цифрам, - задал корреспондент «Века» вопрос президенту Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерию ШЕЛКОВНИКОВУ, - или это лишь наглядный показатель того, что большинство просто по всем известным причинам в последнее время пересело на наземный транспорт? А летают самые отчаянные…
- Все в этом мире относительно, - говорит Валерий Георгиевич. – В той же информации ВЦИОМа есть упоминание: последние два-три года 71% россиян вообще не доводилось пользоваться услугами воздушного флота. Свидетельствуют ли цифры ВЦИОМа о снижении боязни летать у людей благодаря улучшению безопасности полетов наших авиакомпаний? Я бы не взялся это утверждать. Но совет дам, приведя вам такой факт. Однажды позвонила мне моя хорошая знакомая, которая по жизни боится летать, сказав, что собирается с супругом лететь на отдых во Вьетнам. Поздравив ее с этим событием, я поинтересовался, билеты на рейс какой авиакомпании они приобрели. Услышав ответ, я тут же посоветовал ей сдать их и лететь рейсом вьетнамской авиакомпании. Почему? Дело в том, что наше агентство постоянно отслеживает информацию, насколько тщательно тот или иной авиаперевозчик вписывается в рамки требований Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА. Конкретно - ее общепризнанной в авиационном мире программе, позволяющей оценить эксплуатационные системы управления и контроля предприятия - IOSA (IATA Operational Safety Audit), - аудит эксплуатационной безопасности. Дело в том, что не всякая российская авиакомпания в силу разных (в том числе финансовых) причин считает необходимым следовать этому требованию. Так что вам, наверное, понятно, что вьетнамская авиакомпания, в отличие от той нашей, такой аудит безопасности провела…
По мнению Шелковникова, уверенность в безопасности полета – не единственное условие снизить страх пассажира. Увы, но освещение в СМИ, усиленное пространством Интернета, масштабных, да и небольших авиакатастроф тоже вызывает у некоторых настороженное отношение к перелётам. Не говоря уже о переживающих за состояние собственного здоровья, особенно у страдающих хроническими заболеваниями. Немало и тех, кого преследуют акрофобия (страх высоты) или клаустрофобия (страх замкнутого пространства). Для таких даже постоянное напоминание авиаэкспертов о том, что воздушный транспорт – наиболее безопасная область среди всех видов транспорта – слабое утешение. Особенно теперь на фоне западных санкций, в частности, в области авиаперевозок, что снижает общественное доверие к ним. Вот и национальный перевозчик уже приступает к разбору самолетов на запчасти. То есть каннибализация коснулась и российских авиаперевозчиков.
Ситуацию комментирует основатель консалтинговой сети экспертов Андрей ПАТРАКОВ:
- Стоит посмотреть на саму динамику опроса, потому что ВЦИОМ опрашивал и тех, кто вообще ни разу не летал. Не исключено, что некоторые из них пользовались слухами. Да и сама статистика количества летающих сегодня говорит о резком его снижении. Я к таким выводам типа «в Багдаде все спокойно» отношусь скептически, тем более, когда и многие мои коллеги за попыткой этого успокоения склонны видеть затушевывание проблем. А ведь их игнорирование чревато. Стоило хотя бы заметить, как авиационные власти подталкивают авиапредприятия при выборе между деньгами и безопасностью отдавать предпочтение первым. Взять хотя бы их рекомендации экипажам в целях экономии топлива меньше тормозить при посадке. И вроде это вписывается в рамки руководящей документации, но… Налицо психологическое давление на пилотов. Хорошо, когда в кабине опытный пилот, а если это только приступивший к самостоятельным полетам? Все надо просчитывать, тем более, что статистика авиапроисшествий за прошлый год не радует. Да и совсем недавно ICAO выразила свои опасения по поводу уровня безопасности полётов в РФ, объяснив это двойной регистрацией воздушных судов и проблемами с признанием сертификата лётной годности. Правда, Минтранс и Росавиация поспешили заявить, что с техническим обслуживанием самолётов всё в порядке и безопасности полётов ничего не угрожает. С другой стороны, и выносить сугубо внутренние проблемы безопасности на широкую аудиторию, пугая пассажиров, тоже не совсем правильно. Так можно вообще убить их желание пользоваться воздушным транспортом.
- Но ведь от реалий не уйдешь - кто же не слышал о проблемах с заменой импортных запчастей, даже для суперджетов?
- Никакой пилот не поднимет лайнер, если не убедится в том, что на борту все исправно. И, тем не менее, когда речь идет о импортной технике, то не надо забывать о том, что за ее состояние отвечали не наши, а зарубежные специалисты, живущие не по нашим, а по своим законам. Схема перевода этой техники в наш реестр зачастую вызывают вопросы даже по части документации, не говоря уже о практической эксплуатации. Особенно, когда запчасти поступают из стран третьего мира, где отношение к их качеству, в отличие от западного, мягко говоря, не самое принципиальное, хотя по документам все «ок». Случаи элементарных договоренностей с Росавиацией тоже не добавляют уверенности в безопасности. Когда объявили о срочной перерегистрации импортных самолетов малой авиации, то в этом ведомстве даже стали продаваться на нее очереди.
…Рассказывают, что во времена СССР в Министерстве гражданской авиации просили журналистов особо не напирать на понятие «безопасность», да и вообще лучше заменять его на слово «качество». А то ведь все вместе распугаем пассажиров. Похоже, что в наше время и ВЦИОМ возвращает нас к этой практике, мол, нечего бояться летать, оставьте страхи на земле… Вот только бы не забыть об этой самой безопасности…
- Стоит ли нам радоваться этим цифрам, - задал корреспондент «Века» вопрос президенту Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерию ШЕЛКОВНИКОВУ, - или это лишь наглядный показатель того, что большинство просто по всем известным причинам в последнее время пересело на наземный транспорт? А летают самые отчаянные…
- Все в этом мире относительно, - говорит Валерий Георгиевич. – В той же информации ВЦИОМа есть упоминание: последние два-три года 71% россиян вообще не доводилось пользоваться услугами воздушного флота. Свидетельствуют ли цифры ВЦИОМа о снижении боязни летать у людей благодаря улучшению безопасности полетов наших авиакомпаний? Я бы не взялся это утверждать. Но совет дам, приведя вам такой факт. Однажды позвонила мне моя хорошая знакомая, которая по жизни боится летать, сказав, что собирается с супругом лететь на отдых во Вьетнам. Поздравив ее с этим событием, я поинтересовался, билеты на рейс какой авиакомпании они приобрели. Услышав ответ, я тут же посоветовал ей сдать их и лететь рейсом вьетнамской авиакомпании. Почему? Дело в том, что наше агентство постоянно отслеживает информацию, насколько тщательно тот или иной авиаперевозчик вписывается в рамки требований Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА. Конкретно - ее общепризнанной в авиационном мире программе, позволяющей оценить эксплуатационные системы управления и контроля предприятия - IOSA (IATA Operational Safety Audit), - аудит эксплуатационной безопасности. Дело в том, что не всякая российская авиакомпания в силу разных (в том числе финансовых) причин считает необходимым следовать этому требованию. Так что вам, наверное, понятно, что вьетнамская авиакомпания, в отличие от той нашей, такой аудит безопасности провела…
По мнению Шелковникова, уверенность в безопасности полета – не единственное условие снизить страх пассажира. Увы, но освещение в СМИ, усиленное пространством Интернета, масштабных, да и небольших авиакатастроф тоже вызывает у некоторых настороженное отношение к перелётам. Не говоря уже о переживающих за состояние собственного здоровья, особенно у страдающих хроническими заболеваниями. Немало и тех, кого преследуют акрофобия (страх высоты) или клаустрофобия (страх замкнутого пространства). Для таких даже постоянное напоминание авиаэкспертов о том, что воздушный транспорт – наиболее безопасная область среди всех видов транспорта – слабое утешение. Особенно теперь на фоне западных санкций, в частности, в области авиаперевозок, что снижает общественное доверие к ним. Вот и национальный перевозчик уже приступает к разбору самолетов на запчасти. То есть каннибализация коснулась и российских авиаперевозчиков.
Ситуацию комментирует основатель консалтинговой сети экспертов Андрей ПАТРАКОВ:
- Стоит посмотреть на саму динамику опроса, потому что ВЦИОМ опрашивал и тех, кто вообще ни разу не летал. Не исключено, что некоторые из них пользовались слухами. Да и сама статистика количества летающих сегодня говорит о резком его снижении. Я к таким выводам типа «в Багдаде все спокойно» отношусь скептически, тем более, когда и многие мои коллеги за попыткой этого успокоения склонны видеть затушевывание проблем. А ведь их игнорирование чревато. Стоило хотя бы заметить, как авиационные власти подталкивают авиапредприятия при выборе между деньгами и безопасностью отдавать предпочтение первым. Взять хотя бы их рекомендации экипажам в целях экономии топлива меньше тормозить при посадке. И вроде это вписывается в рамки руководящей документации, но… Налицо психологическое давление на пилотов. Хорошо, когда в кабине опытный пилот, а если это только приступивший к самостоятельным полетам? Все надо просчитывать, тем более, что статистика авиапроисшествий за прошлый год не радует. Да и совсем недавно ICAO выразила свои опасения по поводу уровня безопасности полётов в РФ, объяснив это двойной регистрацией воздушных судов и проблемами с признанием сертификата лётной годности. Правда, Минтранс и Росавиация поспешили заявить, что с техническим обслуживанием самолётов всё в порядке и безопасности полётов ничего не угрожает. С другой стороны, и выносить сугубо внутренние проблемы безопасности на широкую аудиторию, пугая пассажиров, тоже не совсем правильно. Так можно вообще убить их желание пользоваться воздушным транспортом.
- Но ведь от реалий не уйдешь - кто же не слышал о проблемах с заменой импортных запчастей, даже для суперджетов?
- Никакой пилот не поднимет лайнер, если не убедится в том, что на борту все исправно. И, тем не менее, когда речь идет о импортной технике, то не надо забывать о том, что за ее состояние отвечали не наши, а зарубежные специалисты, живущие не по нашим, а по своим законам. Схема перевода этой техники в наш реестр зачастую вызывают вопросы даже по части документации, не говоря уже о практической эксплуатации. Особенно, когда запчасти поступают из стран третьего мира, где отношение к их качеству, в отличие от западного, мягко говоря, не самое принципиальное, хотя по документам все «ок». Случаи элементарных договоренностей с Росавиацией тоже не добавляют уверенности в безопасности. Когда объявили о срочной перерегистрации импортных самолетов малой авиации, то в этом ведомстве даже стали продаваться на нее очереди.
…Рассказывают, что во времена СССР в Министерстве гражданской авиации просили журналистов особо не напирать на понятие «безопасность», да и вообще лучше заменять его на слово «качество». А то ведь все вместе распугаем пассажиров. Похоже, что в наше время и ВЦИОМ возвращает нас к этой практике, мол, нечего бояться летать, оставьте страхи на земле… Вот только бы не забыть об этой самой безопасности…