Авиаперевозчики ищут выход из санкционного тупика

Недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты очередного опроса: россияне стали меньше бояться летать на самолётах. За четыре года доля страдающих аэрофобией сократилась с 33 до 23%, а процент респондентов, вообще не испытывающих страх перед полётом, вырос с 62 до 73%.

Причем, оказывается, что женщины подвержены аэрофобии вдвое чаще мужчин, лица с неполным средним образованием — вдвое чаще высокообразованных.

- Стоит ли нам радоваться этим цифрам, - задал корреспондент «Века» вопрос президенту Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерию ШЕЛКОВНИКОВУ, - или это лишь наглядный показатель того, что большинство просто по всем известным причинам в последнее время пересело на наземный транспорт? А летают самые отчаянные…

- Все в этом мире относительно, - говорит Валерий Георгиевич. – В той же информации ВЦИОМа есть упоминание: последние два-три года 71% россиян вообще не доводилось пользоваться услугами воздушного флота. Свидетельствуют ли цифры ВЦИОМа о снижении боязни летать у людей благодаря улучшению безопасности полетов наших авиакомпаний? Я бы не взялся это утверждать. Но совет дам, приведя вам такой факт. Однажды позвонила мне моя хорошая знакомая, которая по жизни боится летать, сказав, что собирается с супругом лететь на отдых во Вьетнам. Поздравив ее с этим событием, я поинтересовался, билеты на рейс какой авиакомпании они приобрели. Услышав ответ, я тут же посоветовал ей сдать их и лететь рейсом вьетнамской авиакомпании. Почему? Дело в том, что наше агентство постоянно отслеживает информацию, насколько тщательно тот или иной авиаперевозчик вписывается в рамки требований Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА. Конкретно - ее общепризнанной в авиационном мире программе, позволяющей оценить эксплуатационные системы управления и контроля предприятия - IOSA (IATA Operational Safety Audit), - аудит эксплуатационной безопасности. Дело в том, что не всякая российская авиакомпания в силу разных (в том числе финансовых) причин считает необходимым следовать этому требованию. Так что вам, наверное, понятно, что вьетнамская авиакомпания, в отличие от той нашей, такой аудит безопасности провела…

Реклама на веке

По мнению Шелковникова, уверенность в безопасности полета – не единственное условие снизить страх пассажира. Увы, но освещение в СМИ, усиленное пространством Интернета, масштабных, да и небольших авиакатастроф тоже вызывает у некоторых настороженное отношение к перелётам. Не говоря уже о переживающих за состояние собственного здоровья, особенно у страдающих хроническими заболеваниями. Немало и тех, кого преследуют акрофобия (страх высоты) или клаустрофобия (страх замкнутого пространства). Для таких даже постоянное напоминание авиаэкспертов о том, что воздушный транспорт – наиболее безопасная область среди всех видов транспорта – слабое утешение. Особенно теперь на фоне западных санкций, в частности, в области авиаперевозок, что снижает общественное доверие к ним. Вот и национальный перевозчик уже приступает к разбору самолетов на запчасти. То есть каннибализация коснулась и российских авиаперевозчиков.

Ситуацию комментирует основатель консалтинговой сети экспертов Андрей ПАТРАКОВ:

- Стоит посмотреть на саму динамику опроса, потому что ВЦИОМ опрашивал и тех, кто вообще ни разу не летал. Не исключено, что некоторые из них пользовались слухами. Да и сама статистика количества летающих сегодня говорит о резком его снижении. Я к таким выводам типа «в Багдаде все спокойно» отношусь скептически, тем более, когда и многие мои коллеги за попыткой этого успокоения склонны видеть затушевывание проблем. А ведь их игнорирование чревато. Стоило хотя бы заметить, как авиационные власти подталкивают авиапредприятия при выборе между деньгами и безопасностью отдавать предпочтение первым. Взять хотя бы их рекомендации экипажам в целях экономии топлива меньше тормозить при посадке. И вроде это вписывается в рамки руководящей документации, но… Налицо психологическое давление на пилотов. Хорошо, когда в кабине опытный пилот, а если это только приступивший к самостоятельным полетам? Все надо просчитывать, тем более, что статистика авиапроисшествий за прошлый год не радует. Да и совсем недавно ICAO выразила свои опасения по поводу уровня безопасности полётов в РФ, объяснив это двойной регистрацией воздушных судов и проблемами с признанием сертификата лётной годности. Правда, Минтранс и Росавиация поспешили заявить, что с техническим обслуживанием самолётов всё в порядке и безопасности полётов ничего не угрожает. С другой стороны, и выносить сугубо внутренние проблемы безопасности на широкую аудиторию, пугая пассажиров, тоже не совсем правильно. Так можно вообще убить их желание пользоваться воздушным транспортом.

- Но ведь от реалий не уйдешь - кто же не слышал о проблемах с заменой импортных запчастей, даже для суперджетов?

- Никакой пилот не поднимет лайнер, если не убедится в том, что на борту все исправно. И, тем не менее, когда речь идет о импортной технике, то не надо забывать о том, что за ее состояние отвечали не наши, а зарубежные специалисты, живущие не по нашим, а по своим законам. Схема перевода этой техники в наш реестр зачастую вызывают вопросы даже по части документации, не говоря уже о практической эксплуатации. Особенно, когда запчасти поступают из стран третьего мира, где отношение к их качеству, в отличие от западного, мягко говоря, не самое принципиальное, хотя по документам все «ок». Случаи элементарных договоренностей с Росавиацией тоже не добавляют уверенности в безопасности. Когда объявили о срочной перерегистрации импортных самолетов малой авиации, то в этом ведомстве даже стали продаваться на нее очереди.

…Рассказывают, что во времена СССР в Министерстве гражданской авиации просили журналистов особо не напирать на понятие «безопасность», да и вообще лучше заменять его на слово «качество». А то ведь все вместе распугаем пассажиров. Похоже, что в наше время и ВЦИОМ возвращает нас к этой практике, мол, нечего бояться летать, оставьте страхи на земле… Вот только бы не забыть об этой самой безопасности…

Реклама на веке
Что предвещают Европе «голодные» камни? Пять китайских госкомпаний проведут делистинг с бирж США