«Автодор» попался на «неучтенке»
Одной из причин увольнения главы компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») Сергея Костина могла стать обнаруженная Счетной палатой «неучтенка» в 47,1 млрд. рублей. Впрочем, кроме загадочно выведенных из отчетности бюджетных миллиардов, к госкомпании, курирующей платные дороги, и так накопилось много вопросов.
Как пишет «Маркер», на счете «Автодора» числятся 47,1 млрд. рублей бюджетных средств, которые не отражены на ее балансе. Об этом, как стало известно изданию, Счетная палата сообщила в официальном письме вице-премьеру Сергею Иванову в конце прошлого года. Эти средства представляют собой остаток субсидий, выделенных госкомпании, курирующей платные трассы федерального значения, из бюджета и не использованных в его деятельности. Указанная сумма также не была отражена в бюджетной отчетности Минтранса как дебиторская задолженность «Автодора». Одним словом, средства официально не учтены в документах, резюмирует интернет-портал.
С вопросом, как они могут прокомментировать информацию о возникновении и судьбе столь значительной «неучтенки» «Век» обратился к представителям «Автодора». Но в госкомпании ответили, что пока не готовы дать комментарий по этому поводу.
«Подумать только: при запланированных на 2010 год 78 млрд. рублей (выделенных «Автодору», по данным «Ведомостей») 47,1 млрд. выведены из отчетности. Даже украсть их в 2011 году поленились, по всей видимости, оставив «на потом». Тогда встает вопрос: сколько же разворовано?», - недоумевает независимый политолог Игорь Джадан.
Впрочем, как заявил «Веку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, не исключено, что эти средства могли находиться на так называемом забалансовом счету, который, согласно одному из определений, и предназначен для учета наличия и движения ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении.
«Не исключено также, что в самом этом факте нет ничего противозаконного, и СП просто ошиблась. Такое уже бывало с ней неоднократно: проводились проверки, в том числе государственных ведомств и предприятий с госучастием, публиковались «разоблачительные итоги», а потом выяснялось, что СП либо что-то не учла (как вариант - не так трактовала), либо вообще ошиблась, но об этом, как вы понимаете, уже почти не сообщалось», - предполагает Дмитрий Баранов.
По данным журналистов, с нарушениями проводилась и передача автомобильных дорог «Автодору», который создан для управления трассами федерального значения (согласно № 145-ФЗ от 17 июля 2009 года). При приеме дорог, как выяснили ревизоры СП РФ, не была проведена обязательная инвентаризация имущества, которая прошла лишь спустя 10 месяцев. «В ходе нее были выявлены земельные участки, которые не были переданы в управление «Автодору», в то время как имущество, расположенное на них, находилось у компании в доверительном управлении», — отмечалось в отчете Счетной палаты.
Были обнаружены также земельные участки, которые вошли в уставной капитал сторонних акционерных обществ. По данным на 1 июля 2011 года, «Автодор» не оформил договоры аренды на 42 земельных участка (общей площадью 705,56 га) из 830 (14,2 тыс. га), переданных ему в управление.
Но самое главное: «Автодор» не выполнил в полном объеме производственную программу и финансовый план за 2010 год. Проверка СП показала, что госкомпанией не были обеспечены многофункциональными зонами дорожного сервиса вверенные ему автомобильные дороги, не введены в эксплуатацию запланированные объемы капитального ремонта и строительства дорог. По итогам сентябрьского аудита ведомство Сергея Степашина выявило, что план по реконструкции дорог в 2010 году выполнен компанией на 52%, а по капитальному ремонту — всего на 5,7%.
Тогда же в интервью BFM глава «Автодора» Сергей Костин признал, что у компании действительно имеются недоработки. Но, по его словам, планы по ремонту дорог были сорваны из-за «настолько высоких требований, выставленных к потенциальным подрядчикам, что в итоге конкурсы по ряду дорог просто не состоялись».
Зато «Автодор» не столь щепетилен по отношению к процессу размножения собственных управленцев. По данным СП, из 2,2 млрд. рублей, которые заложены в бюджете «Автодора» до 2015 года, почти половину (около 1,1 млрд.) планируется потратить не на дырявое дорожное хозяйство, а на создание и работу структурных подразделений самой госкомпании.
При этом Счетная палата указывает, что на обеспечение деятельности госкомпании (без учета расходов на оплату труда) за 2010 год и три месяца 2011-го израсходовано 202,5 млн. рублей. Только на маркетинговые мероприятия, призванные популяризировать госкомпанию, ушло в прошлом году 24,6 млн. рублей. «За счет указанных средств руководство и сотрудники госкомпании участвовали в форумах и выставках, изготавливались презентационные материалы», — пишет контрольное ведомство вице-премьеру, по информации «Маркера».
Единственным завершенным проектом компании за прошлый год стал объезд города Задонск и села Хлевное в Липецкой области в рамках реконструкции федеральной автомагистрали М4 «Дон» с открытием платного участка. Как утверждал первый заместитель главы «Автодора» Сергей Кельбах, только за первые сутки его работы компания получила 1 млн. рублей. Но СП как раз и возмутило то, что деньги с водителей за платные дороги взимаются уже давно и по весьма недурственным расценкам, хотя правительством России до сих пор не утвержден максимальный размер оплаты за проезд по автомобильным платным дорогам федерального значения общего пользования и методика расчета такой платы. А куда утекли взимаемые с водителей деньги, по всей видимости, также остается загадкой
В конце декабря 2011 года распоряжением правительства Сергей Костин был освобожден от должности председателя правления «Автодора». На его место назначен Сергей Кельбах, который ранее работал первым замом Костина. Глава Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов назвал увольнение Костина «очень заслуженным», добавив, что он рассматривает эту отставку как проявление предвыборной активности Путина.
«Структура с целями, подобными «Автодору», конечно нужна в государстве, где так не хватает дорог. Но оправдания их деятельности - нет никакого. Поставили они турникеты на трассе «Дон», собрали деньги - и все! Что они еще полезного сделали в этом мире?» - возмущенно заявил Котов BBC Russian.
«Система, при которой за общественный счет строятся дороги, за проезд по которым в свою очередь берутся деньги с того же налогоплательщика – абсурдна изначально, - пояснил «Веку» Игорь Джадан. - За общественный счет должны строится бесплатные автодороги, поскольку вложение в строительство государственных средств, по сути, означает, что каждый налогоплательщик является совладельцем построенного. Платные же автодороги могут быть проложены за счет частных инвесторов, и тогда требование оплаты проезда по ним экономически и юридически оправдано».
По словам политолога, созданный вопреки экономической логике, «Автодор» с самого начала был мертворожденным проектом, и уникальная даже для России неэффективность руководства «Автодора» говорит о противоестественности российской системы принятия государственных решений. «То, что такая идея вообще появилась, свидетельствует о низком уровне компетентности в сочетании с коррупцией. Как правило, у подобных решений всегда имеются коррупционно заинтересованные лица», - резюмирует эксперт.
Но деньги в дорожную отрасль, судя по всему, по-прежнему будут течь рекой. Ведь в соответствии со стратегией социально-экономического развития страны до 2020 года и федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», в 2012 году расходы Федерального дорожного фонда с учетом госкомпании «Автодор» составят 379,7 млрд. рублей. К 2014 году потребности отрасли будут финансироваться в 100-процентном объеме. К концу нынешнего десятилетия строительство дорог федерального, регионального и межмуниципального значения по сравнению с 2007 годом увеличится в 3,2 раза – до 8 тыс. километров в год. К 2015 году протяженность автомобильных дорог общего пользования увеличится с 854 тыс. километров до 1,059 млн., а к 2020 году – до 1,169 млн. километров.
Правда, нет никаких гарантий, что выделенные из бюджета народные миллиарды дойдут непосредственно до дорожного хозяйства. Пока что российские дороги по-прежнему характеризуются словом «убитые», а дорожные чиновники, видимо, продолжают размножаться делением бюджетных денег. Но чтобы в нашем государстве справились со второй национальной бедой, нужно целиком отправить в отставку первую…
С вопросом, как они могут прокомментировать информацию о возникновении и судьбе столь значительной «неучтенки» «Век» обратился к представителям «Автодора». Но в госкомпании ответили, что пока не готовы дать комментарий по этому поводу.
«Подумать только: при запланированных на 2010 год 78 млрд. рублей (выделенных «Автодору», по данным «Ведомостей») 47,1 млрд. выведены из отчетности. Даже украсть их в 2011 году поленились, по всей видимости, оставив «на потом». Тогда встает вопрос: сколько же разворовано?», - недоумевает независимый политолог Игорь Джадан.
Впрочем, как заявил «Веку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, не исключено, что эти средства могли находиться на так называемом забалансовом счету, который, согласно одному из определений, и предназначен для учета наличия и движения ценностей, не принадлежащих хозяйствующему субъекту, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении.
«Не исключено также, что в самом этом факте нет ничего противозаконного, и СП просто ошиблась. Такое уже бывало с ней неоднократно: проводились проверки, в том числе государственных ведомств и предприятий с госучастием, публиковались «разоблачительные итоги», а потом выяснялось, что СП либо что-то не учла (как вариант - не так трактовала), либо вообще ошиблась, но об этом, как вы понимаете, уже почти не сообщалось», - предполагает Дмитрий Баранов.
По данным журналистов, с нарушениями проводилась и передача автомобильных дорог «Автодору», который создан для управления трассами федерального значения (согласно № 145-ФЗ от 17 июля 2009 года). При приеме дорог, как выяснили ревизоры СП РФ, не была проведена обязательная инвентаризация имущества, которая прошла лишь спустя 10 месяцев. «В ходе нее были выявлены земельные участки, которые не были переданы в управление «Автодору», в то время как имущество, расположенное на них, находилось у компании в доверительном управлении», — отмечалось в отчете Счетной палаты.
Были обнаружены также земельные участки, которые вошли в уставной капитал сторонних акционерных обществ. По данным на 1 июля 2011 года, «Автодор» не оформил договоры аренды на 42 земельных участка (общей площадью 705,56 га) из 830 (14,2 тыс. га), переданных ему в управление.
Но самое главное: «Автодор» не выполнил в полном объеме производственную программу и финансовый план за 2010 год. Проверка СП показала, что госкомпанией не были обеспечены многофункциональными зонами дорожного сервиса вверенные ему автомобильные дороги, не введены в эксплуатацию запланированные объемы капитального ремонта и строительства дорог. По итогам сентябрьского аудита ведомство Сергея Степашина выявило, что план по реконструкции дорог в 2010 году выполнен компанией на 52%, а по капитальному ремонту — всего на 5,7%.
Тогда же в интервью BFM глава «Автодора» Сергей Костин признал, что у компании действительно имеются недоработки. Но, по его словам, планы по ремонту дорог были сорваны из-за «настолько высоких требований, выставленных к потенциальным подрядчикам, что в итоге конкурсы по ряду дорог просто не состоялись».
Зато «Автодор» не столь щепетилен по отношению к процессу размножения собственных управленцев. По данным СП, из 2,2 млрд. рублей, которые заложены в бюджете «Автодора» до 2015 года, почти половину (около 1,1 млрд.) планируется потратить не на дырявое дорожное хозяйство, а на создание и работу структурных подразделений самой госкомпании.
При этом Счетная палата указывает, что на обеспечение деятельности госкомпании (без учета расходов на оплату труда) за 2010 год и три месяца 2011-го израсходовано 202,5 млн. рублей. Только на маркетинговые мероприятия, призванные популяризировать госкомпанию, ушло в прошлом году 24,6 млн. рублей. «За счет указанных средств руководство и сотрудники госкомпании участвовали в форумах и выставках, изготавливались презентационные материалы», — пишет контрольное ведомство вице-премьеру, по информации «Маркера».
Единственным завершенным проектом компании за прошлый год стал объезд города Задонск и села Хлевное в Липецкой области в рамках реконструкции федеральной автомагистрали М4 «Дон» с открытием платного участка. Как утверждал первый заместитель главы «Автодора» Сергей Кельбах, только за первые сутки его работы компания получила 1 млн. рублей. Но СП как раз и возмутило то, что деньги с водителей за платные дороги взимаются уже давно и по весьма недурственным расценкам, хотя правительством России до сих пор не утвержден максимальный размер оплаты за проезд по автомобильным платным дорогам федерального значения общего пользования и методика расчета такой платы. А куда утекли взимаемые с водителей деньги, по всей видимости, также остается загадкой
В конце декабря 2011 года распоряжением правительства Сергей Костин был освобожден от должности председателя правления «Автодора». На его место назначен Сергей Кельбах, который ранее работал первым замом Костина. Глава Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов назвал увольнение Костина «очень заслуженным», добавив, что он рассматривает эту отставку как проявление предвыборной активности Путина.
«Структура с целями, подобными «Автодору», конечно нужна в государстве, где так не хватает дорог. Но оправдания их деятельности - нет никакого. Поставили они турникеты на трассе «Дон», собрали деньги - и все! Что они еще полезного сделали в этом мире?» - возмущенно заявил Котов BBC Russian.
«Система, при которой за общественный счет строятся дороги, за проезд по которым в свою очередь берутся деньги с того же налогоплательщика – абсурдна изначально, - пояснил «Веку» Игорь Джадан. - За общественный счет должны строится бесплатные автодороги, поскольку вложение в строительство государственных средств, по сути, означает, что каждый налогоплательщик является совладельцем построенного. Платные же автодороги могут быть проложены за счет частных инвесторов, и тогда требование оплаты проезда по ним экономически и юридически оправдано».
По словам политолога, созданный вопреки экономической логике, «Автодор» с самого начала был мертворожденным проектом, и уникальная даже для России неэффективность руководства «Автодора» говорит о противоестественности российской системы принятия государственных решений. «То, что такая идея вообще появилась, свидетельствует о низком уровне компетентности в сочетании с коррупцией. Как правило, у подобных решений всегда имеются коррупционно заинтересованные лица», - резюмирует эксперт.
Но деньги в дорожную отрасль, судя по всему, по-прежнему будут течь рекой. Ведь в соответствии со стратегией социально-экономического развития страны до 2020 года и федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», в 2012 году расходы Федерального дорожного фонда с учетом госкомпании «Автодор» составят 379,7 млрд. рублей. К 2014 году потребности отрасли будут финансироваться в 100-процентном объеме. К концу нынешнего десятилетия строительство дорог федерального, регионального и межмуниципального значения по сравнению с 2007 годом увеличится в 3,2 раза – до 8 тыс. километров в год. К 2015 году протяженность автомобильных дорог общего пользования увеличится с 854 тыс. километров до 1,059 млн., а к 2020 году – до 1,169 млн. километров.
Правда, нет никаких гарантий, что выделенные из бюджета народные миллиарды дойдут непосредственно до дорожного хозяйства. Пока что российские дороги по-прежнему характеризуются словом «убитые», а дорожные чиновники, видимо, продолжают размножаться делением бюджетных денег. Но чтобы в нашем государстве справились со второй национальной бедой, нужно целиком отправить в отставку первую…