«Аэрофлот» при льготах. Но понижает в ранге ДФО
На Дальнем Востоке паника – местные СМИ сообщают: «Аэрофлот» нагло вычеркивает полеты в ДФО из своего расписания. Главный авиаперевозчик страны собирается пересадить низкобюджетных пассажиров на устаревшие Boeing дочерней «России», объясняя это растущими убытками. Но, говорят, готов «подбирать» маршруты «падающих» конкурентов.
О том, что Дальний Восток может оказаться фактически отрезанным от остальной части страны, заговорили еще в начале сентября, прямо накануне Восточного экономического форума. Тогда стало известно, что российский авиаперевозчик №1, государственный «Аэрофлот» переводит большую часть рейсов по фиксированным (так называемым «плоским» тарифам) во Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Магадан в дочернюю компанию «Россия».
Бывший врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко возмутился тогда: подобный маневр и уход с местного рынка такого крупного игрока, как «Аэрофлот», негативно скажется на наращивании объема пассажирских перевозок, снизит привлекательность Дальнего Востока в глазах иностранных туристов и даже самих жителей региона. В обращении к президенту РФ Владимиру Путину он заявил о недопустимости снижения класса обслуживания и качества салонов самолетов – ведь одно дело лететь больше восьми часов с комфортом на уровне мировых стандартов, другое – на самолетах чуть ли не из 90-х.
Проблема в том, что сейчас ежедневные прямые рейсы из Владивостока в Москву выполняют только «Аэрофлот» и его «дочка». Первый - дважды в день на Boeing 777-300ER и Airbus 330-300, «Россия» - на Boeing 777-300 (менее удобный, чем у материнской компании). «Разница в том, что «Аэрофлот» выводит в воздух суда не старше 10 лет, - сообщает ИА «Восток-Медиа». - В каждом из них не более 402 пассажиров. С «Россией» все по-другому – ее самолеты старше 10 лет и на борт заходит до 457 человек. Для людей такие условия неприемлемы. Именно поэтому многие предпочитают отдыхать в странах АТР, другие граждане нашли более радикальный выход – они ищут способы покинуть Дальний Восток навсегда, так как теперь, по их мнению, эта часть страны отрезана от основной ее части».
Рожденный в ДФО льготник летать не может?
«Но это не совсем так, в один город самолеты с индивидуальными телевизорами все-таки долетят. Рейс Владивосток - Москва сохраняется, - сообщает «300 шпортанцев» - канал блокируемого в РФ Telegram. - И нех…р думать, что рейс этот оставили для владивостокцев, на нем будут летать чиновники на различные саммиты. Ну, не на быдло-борту авиакомпании «Россия» им передвигаться! А вы, уважаемые дальневосточники, перебьетесь, ибо не заслужили минимальный комфорт, скажите спасибо, что не стоя с австралийскими коровами на борту вас будут перевозить. А к чему мы все это? Посылайте в пеший эротический тур любого, кто расскажет вам про приоритетное развитие Дальнего Востока».
Действительно, по данным дальневосточных СМИ, единичные рейсы самого «Аэрофлота» на более современных судах с качественным обслуживанием и полноценным бизнес-классом «будут забиты под завязку власть предержащими и бизнесменами, не умеющими считать свои деньги». «Аэрофлот» объясняет свои действия удорожанием топлива и девальвацией рубля. По словам вновь переназначенного гендиректора авиакомпании Виталия Савельева, по итогам 2018 года ожидаются выпадающие доходы на уровне 28 млрд. рублей. Еще в конце июня руководство группы заявило, дескать, убытки от участия в госпрограммах типа низких тарифов на Дальний Восток и т.д. не покрываются даже платежами иностранных компаний за пролет над Сибирью (по разным оценкам, размер «платы за воздух» доходит уже до $500 млн. в год).
Еще в июне во время «прямой линии» Путин сообщил, что подписал закон по обнулению НДС для авиаперевозок на Дальний Восток. В Минвостокразвития пояснили: на пассажирские авиаперелеты в ДФО установят льготную ставку НДС в 0% по аналогии с уже действующими ставками для перелетов в Крым и Севастополь. Все остальные внутренние перелеты будут облагаться по льготной ставке в 10%. Кроме того, Росавиация выделит средства для компенсации стоимости авиабилетов: в текущем году объем дополнительного финансирования составит 625 млн. рублей. И это при том, что к поддержке можно отнести и государственное субсидирование «Аэрофлота» по отдельным направлениям и лизингу самолетов, а также преференциальные условия по получению выгодных слотов в аэропортах, особое покровительство госбанков и так далее. Вероятно, не далек тот день, когда «Аэрофлот» будет просить еще больше государственных денег «на преодоление очередного кризиса», и за это в конечном итоге заплатят российские налогоплательщики, а и без того не самые низкие цены на билеты еще больше вырастут.
«По большому счету это (заявления Виталия Савельева – ред.) лукавство – просто на фоне «социального заказа» от государства на доступные тарифы (при этом даже 25 тыс. рублей за перелет в обе стороны может себе позволить далеко не каждый приморец, поскольку, если поделить надвое чересчур бравые отчеты, уходящие в Москву, примерно столько в среднем и получают ежемесячно подавляющее большинство жителей края) российский «авиамонстр» сокращает издержки за счет снижения уровня обслуживания, - пишет дальневосточная газета «Золотой Рог». - Кто летал лайнерами «России» из старого парка «Трансаэро» - тот поймет. При этом рентабельность рейсов из Владивостока в Москву как была, так и останется одной из самых высоких в тарифной сетке «Аэрофлота»».
Говорят, самый жесткий коллапс происходит в дни проведения ежегодного ВЭФ, когда на фоне ажиотажа с авиабилетами гости форума вынуждены добираться до Владивостока через Пекин, со стыковками и пересадками.
Многие наблюдатели негодуют: госкомпания ставит собственные интересы выше потребностей граждан и даже госпрограммы по развитию Дальнего Востока! «Крупнейший национальный перевозчик слился, оправдав свое решение тем, что должен бороться с растущими расходами, - заявил глава движения «Новая Россия» Никита Исаев. - Вот она - очередная госкомпания, которая ставит свои интересы во главу угла. Исключение пока «Аэрофлот» сделал только для Владивостока, но это только пока. О дальнейших конкретных планах нам сообщать не считают нужным. Всё? Дальний Восток нам больше не нужен?»
Вынужденная небесная рокировка
Приморцы вроде бы справедливо возмущены: «Аэрофлот» спокойно снял все сливки с популярного направления после разорения «Трансаэро» и «Владивосток Авиа» и теперь готов пересадить так называемых «низкобюджетных» пассажиров чуть ли не на ржавые «ведра» с крыльями.
Эксперты, однако, не столь категоричны. По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, передача слотов от «Аэрофлота» «России» - вынужденная мера: растут цены на авиатопливо и ставки аэропортов за обслуживание бортов, растет и фонд оплаты труда, а из-за коррекции курса рубля увеличивается стоимость лизинга воздушных судов.
«Шум вокруг решения «Аэрофлота» сократить присутствие на дальневосточных направлениях, заменяя собственные рейсы рейсами авиакомпании «Россия», не стоит воспринимать всерьез, - заявил эксперт «Веку». - Соотношение цены (по плоскому тарифу) и качества услуги и у той, и у другой авиакомпании явно лучше, чем в среднем по рынку. Только группа «Аэрофлот» в пик сезона может предложить какое-то количество билетов на беспосадочные рейсы по доступным ценам. При этом рост емкости воздушного судна при выполнении рейса «Россией» дает дополнительные провозные возможности. С точки зрения социальной значимости это важнее, чем более высокий уровень сервиса.
Но разберемся в этом вопросе подробнее. Рейсы авиакомпании «Россия» на Дальний Восток осуществляются под коммерческим управлением «Аэрофлота». То есть билеты покупаются на том же сайте или в том же мобильном приложении. Дальнемагистральные воздушные суда, которые сегодня эксплуатирует «Россия», достались перевозчику от «Трансаэро». Перед тем, как встать на линии, эти машины прошли все необходимые формы технического обслуживания, включая восстановление салонного оборудования, поэтому называть их «авиахламом» могут или те, кто не особо разбирается в вопросе, или те, кто хочет намеренно ввести людей в заблуждение, - продолжает Пантелеев. - Разница в стоимости билетов между «Аэрофлотом» и «Россией» позволяет заказать дополнительное питание, в итоге кормить на борту «России» будут лучше, чем в «Аэрофлоте». Но этим мало кто пользуется, потому что «Россия» и сегодня предлагает двухразовое горячее питание. Или можно выбрать места с увеличенным личным пространством, но шаг кресел в «России» и так вполне комфортный.
Исследование, которое проводил «АвиаПорт» в 2017 году, включавшее помимо прочего и изучение сервиса «России» на линии Москва – Хабаровск, показало, что этот перевозчик по объему и качеству услуг находится на третьем месте в стране, уступая лишь «Аэрофлоту» и S7. В случае с «Россией» все требования Федеральных авиационных правил с точки зрения объема и качества услуг выполняются с запасом, при этом цена ниже рыночной. Так с чего вдруг «дальневосточники» стали упражняться в ругательствах в соцсетях?» - недоумевает Пантелеев.
«Падающих» под одно крыло?
Недавно на пленарной сессии форума «Сообщество» по проблемам Дальнего Востока глава Общественной палаты России Валерий Фадеев обвинил «Аэрофлот» в монополизации рынка перевозок на Дальний Восток. В самой авиакомпании признали: действительно, другие российские авиакомпании не развивают дальневосточные маршруты, но исключительно по экономическим причинам. Дескать, цена их билетов не выдержит конкуренции с «плоскими» тарифами, которые значительно ниже себестоимости рейсов.
Еще в марте правительство РФ опубликовало постановление о том, что жители Дальнего Востока получат субсидированные цены на авиабилеты по 63 направлениям - на 13 больше, чем в 2017 году. А освобождение от НДС позволит повысить рентабельность дальневосточных рейсов, снизить стоимость авиабилетов и увеличивать пассажиропоток ежегодно на 2-3%.
Тем не менее, частным российским авиакомпаниям, видимо, сейчас не до проблем Дальнего Востока. По оценке наблюдателей, сегодня есть все предпосылки для новой волны банкротств среди авиаперевозчиков. «По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), авиаперевозчики за первое полугодие накопили убыток на 40,2 млрд. рублей. Из них 37,1 млрд. пришлись на внутренние рейсы (рост на 49% по сравнению с прошлым годом), - сообщает telegram-канал «Мысли О…». - Причина: рост расходов на топливо на 30% по сравнению с прошлым годом, снижение покупательной способности населения и чрезмерно оптимистичные настроения, которые привели к закупкам новых самолетов. Кто-то уйдет с рынка зимой, когда проедят деньги, заработанные летом, кто-то - в следующем году. Но «Аэрофлот» точно останется, он будет монополизировать рынок и подбирать освободившиеся маршруты. А «Победа», принадлежащая «Аэрофлоту», только поможет добить лежачих…»
Да и гендиректор «Аэрофлота» не исключает новых банкротств авиакомпаний в стране. По словам господина Савельева, рынок авиаперевозок в России на сегодняшний день перенасыщен и составляет от 10% до 12% убыточных емкостей. «Некоторые перевозчики, чтобы обеспечить загрузку, демпингуют, - заявил он журналистам в кулуарах ВЭФ. - Потому что цены, по которым они продают билеты, явно не окупают возросший керосин, девальвацию рубля – у нас половина платежей в валюте или в рублях, но привязаны к валюте. Поэтому продажа по таким ценам говорит о том, что компании работают себе в убыток. Мы знаем, чем это заканчивается».
Минтранс РФ прогнозирует совокупный рост стоимости авиатоплива к концу 2018 года по сравнению с концом 2017 года на 30%. Как говорилось в отчетности «Аэрофлота» по МСФО, расходы группы на авиационное топливо за первое полугодие увеличились на 38,5% и составили 77,88 млрд. рублей. Сама группа получила за первое полугодие убыток в 5,2 млрд. рублей против прибыли в 2,9 млрд. рублей за аналогичный период прошлого года. Чтобы покрыть убытки, «Аэрофлот» прибег к приемам лоукостеров, вводя новые платные услуги для пассажиров: выбор места в эконом-классе, онлайн оформление перевозки багажа и продажа дополнительного питания и напитков на борту.
«Авиакомпаниям, которые ведут взвешенную коммерческую и финансовую политику, будет нелегко, но в целом им ничего не угрожает, - уверен Пантелеев. - Наиболее масштабные риски несут те, кто динамично наращивал флот в надежде на рост сегмента туристических перевозок. Пример авиакомпании S7, не обремененной социальными программами, показателен: эта авиакомпания имеет рентабельность выше, чем «Аэрофлот». Другим частным перевозчикам стоило бы поучиться у супругов Филевых (владельцы ГК S7 – ред.) ведению бизнеса».
«Аэрофлот» - «Бермудофлот»
Видимо, стоило бы поучиться и «Аэрофлоту», вечно «страдающему» от издержек. «В «Коммерсанте» жуткая статья о буднях «Аэрофлота», ставшего убыточным. Как пишут, «авиакомпании не удастся компенсировать плохие итоги первого квартала, и она может получить убыток в размере 5,6–10,5 млрд руб.» «Среди прочего, это означает, что государство как контролирующий собственник останется без дивидендов, - сообщает известный экономист Никита Кричевский в своем telegram-канале «Антискрепа». - Да, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года расходы на авиатопливо выросли на 6,6 млрд. рублей, расходы на оплату труда – на 2,8 млрд., но при этом выручка увеличилась ни много, ни мало на 10,1 млрд. рублей. Где же собачка порылась? Вот один из вариантов. «Аэрофлот» потому и окрестили «Бермудофлот», что львиная доля самолетов зарегистрирована не в России, а на офшорных Бермудах. Больше того, у самого «Аэрофлота» нет ни одного самолета в собственности, государственный флагман гражданской авиации рассекает на арендованных судах. Из всего парка судов авиакомпании в 232 борта 204 находятся в операционной аренде (всего по группе, соответственно, 342 и 293 судна).
Теперь внимание: за год расходы по операционной аренде разом выросли на 24%, с 14,9 млрд. до 18,5 млрд. рублей. Курс скакнул? Ан нет: на 31 марта 2017 года он составлял 56,4 руб./долл., на 31 марта 2018 года – 57,3 руб./долл. Кроме того, значительная часть выручки поступает в валюте. Вот они, прелести офшоров: ты можешь бесконтрольно увеличивать платежи, все равно никто не сможет проверить. Что «Аэрофлот и исполняет…»
Впрочем, считает другой telegram-канал, Виталий Савельев (чей «дембельский чёс» после крайне непростого переназначения на пост гендиректора главной авиакомпании страны на ближайшие пять лет должен быть в самом разгаре) достаточно перестраховался. «Финдиректором убыточного «Аэрофлота» стал сын главы Росфинмониторинга Андрей Чиханчин, - сообщает «Футляр от виолончели». - Назначение считают взяткой Виталия Савельева Юрию Чиханчину-старшему за «крышевание» воровства и офшоризации государственного «Аэрофлота».
«Про регистрацию в офшорах уже много говорилось, - поясняет Пантелеев. - Регистрация воздушного судна, принадлежащего лизинговой компании, в реестре Бермудских островов никакого отношения к налогообложению не имеет. Средства, которые авиакомпании уплачивают авиационным властям Бермуд, идут на осуществление регистрационных действий, а также на проведение аудитов авиатехники, провайдеров услуг по техобслуживанию и ремонту и т.д. Что же касается налогов, то зарегистрированные в России компании уплачивают их в федеральный, региональные и местные бюджеты в строгом соответствии с российским законодательством».
Но мы же помним про льготное налогообложение и прочие «роялти» и всяческие преференции от государства, данные «Аэрофлоту» вкупе с припиской к международному «Шереметьево», входящему в топ-20 крупнейших аэропортов Европы?! За счет налогового маневра «Аэрофлот», видимо, все же сможет остаться в выигрыше, увеличив свою маржу хотя бы на ставших теперь еще более прибыльными дальневосточных направлениях.
Бывший врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко возмутился тогда: подобный маневр и уход с местного рынка такого крупного игрока, как «Аэрофлот», негативно скажется на наращивании объема пассажирских перевозок, снизит привлекательность Дальнего Востока в глазах иностранных туристов и даже самих жителей региона. В обращении к президенту РФ Владимиру Путину он заявил о недопустимости снижения класса обслуживания и качества салонов самолетов – ведь одно дело лететь больше восьми часов с комфортом на уровне мировых стандартов, другое – на самолетах чуть ли не из 90-х.
Проблема в том, что сейчас ежедневные прямые рейсы из Владивостока в Москву выполняют только «Аэрофлот» и его «дочка». Первый - дважды в день на Boeing 777-300ER и Airbus 330-300, «Россия» - на Boeing 777-300 (менее удобный, чем у материнской компании). «Разница в том, что «Аэрофлот» выводит в воздух суда не старше 10 лет, - сообщает ИА «Восток-Медиа». - В каждом из них не более 402 пассажиров. С «Россией» все по-другому – ее самолеты старше 10 лет и на борт заходит до 457 человек. Для людей такие условия неприемлемы. Именно поэтому многие предпочитают отдыхать в странах АТР, другие граждане нашли более радикальный выход – они ищут способы покинуть Дальний Восток навсегда, так как теперь, по их мнению, эта часть страны отрезана от основной ее части».
Рожденный в ДФО льготник летать не может?
«Но это не совсем так, в один город самолеты с индивидуальными телевизорами все-таки долетят. Рейс Владивосток - Москва сохраняется, - сообщает «300 шпортанцев» - канал блокируемого в РФ Telegram. - И нех…р думать, что рейс этот оставили для владивостокцев, на нем будут летать чиновники на различные саммиты. Ну, не на быдло-борту авиакомпании «Россия» им передвигаться! А вы, уважаемые дальневосточники, перебьетесь, ибо не заслужили минимальный комфорт, скажите спасибо, что не стоя с австралийскими коровами на борту вас будут перевозить. А к чему мы все это? Посылайте в пеший эротический тур любого, кто расскажет вам про приоритетное развитие Дальнего Востока».
Действительно, по данным дальневосточных СМИ, единичные рейсы самого «Аэрофлота» на более современных судах с качественным обслуживанием и полноценным бизнес-классом «будут забиты под завязку власть предержащими и бизнесменами, не умеющими считать свои деньги». «Аэрофлот» объясняет свои действия удорожанием топлива и девальвацией рубля. По словам вновь переназначенного гендиректора авиакомпании Виталия Савельева, по итогам 2018 года ожидаются выпадающие доходы на уровне 28 млрд. рублей. Еще в конце июня руководство группы заявило, дескать, убытки от участия в госпрограммах типа низких тарифов на Дальний Восток и т.д. не покрываются даже платежами иностранных компаний за пролет над Сибирью (по разным оценкам, размер «платы за воздух» доходит уже до $500 млн. в год).
Еще в июне во время «прямой линии» Путин сообщил, что подписал закон по обнулению НДС для авиаперевозок на Дальний Восток. В Минвостокразвития пояснили: на пассажирские авиаперелеты в ДФО установят льготную ставку НДС в 0% по аналогии с уже действующими ставками для перелетов в Крым и Севастополь. Все остальные внутренние перелеты будут облагаться по льготной ставке в 10%. Кроме того, Росавиация выделит средства для компенсации стоимости авиабилетов: в текущем году объем дополнительного финансирования составит 625 млн. рублей. И это при том, что к поддержке можно отнести и государственное субсидирование «Аэрофлота» по отдельным направлениям и лизингу самолетов, а также преференциальные условия по получению выгодных слотов в аэропортах, особое покровительство госбанков и так далее. Вероятно, не далек тот день, когда «Аэрофлот» будет просить еще больше государственных денег «на преодоление очередного кризиса», и за это в конечном итоге заплатят российские налогоплательщики, а и без того не самые низкие цены на билеты еще больше вырастут.
«По большому счету это (заявления Виталия Савельева – ред.) лукавство – просто на фоне «социального заказа» от государства на доступные тарифы (при этом даже 25 тыс. рублей за перелет в обе стороны может себе позволить далеко не каждый приморец, поскольку, если поделить надвое чересчур бравые отчеты, уходящие в Москву, примерно столько в среднем и получают ежемесячно подавляющее большинство жителей края) российский «авиамонстр» сокращает издержки за счет снижения уровня обслуживания, - пишет дальневосточная газета «Золотой Рог». - Кто летал лайнерами «России» из старого парка «Трансаэро» - тот поймет. При этом рентабельность рейсов из Владивостока в Москву как была, так и останется одной из самых высоких в тарифной сетке «Аэрофлота»».
Говорят, самый жесткий коллапс происходит в дни проведения ежегодного ВЭФ, когда на фоне ажиотажа с авиабилетами гости форума вынуждены добираться до Владивостока через Пекин, со стыковками и пересадками.
Многие наблюдатели негодуют: госкомпания ставит собственные интересы выше потребностей граждан и даже госпрограммы по развитию Дальнего Востока! «Крупнейший национальный перевозчик слился, оправдав свое решение тем, что должен бороться с растущими расходами, - заявил глава движения «Новая Россия» Никита Исаев. - Вот она - очередная госкомпания, которая ставит свои интересы во главу угла. Исключение пока «Аэрофлот» сделал только для Владивостока, но это только пока. О дальнейших конкретных планах нам сообщать не считают нужным. Всё? Дальний Восток нам больше не нужен?»
Вынужденная небесная рокировка
Приморцы вроде бы справедливо возмущены: «Аэрофлот» спокойно снял все сливки с популярного направления после разорения «Трансаэро» и «Владивосток Авиа» и теперь готов пересадить так называемых «низкобюджетных» пассажиров чуть ли не на ржавые «ведра» с крыльями.
Эксперты, однако, не столь категоричны. По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, передача слотов от «Аэрофлота» «России» - вынужденная мера: растут цены на авиатопливо и ставки аэропортов за обслуживание бортов, растет и фонд оплаты труда, а из-за коррекции курса рубля увеличивается стоимость лизинга воздушных судов.
«Шум вокруг решения «Аэрофлота» сократить присутствие на дальневосточных направлениях, заменяя собственные рейсы рейсами авиакомпании «Россия», не стоит воспринимать всерьез, - заявил эксперт «Веку». - Соотношение цены (по плоскому тарифу) и качества услуги и у той, и у другой авиакомпании явно лучше, чем в среднем по рынку. Только группа «Аэрофлот» в пик сезона может предложить какое-то количество билетов на беспосадочные рейсы по доступным ценам. При этом рост емкости воздушного судна при выполнении рейса «Россией» дает дополнительные провозные возможности. С точки зрения социальной значимости это важнее, чем более высокий уровень сервиса.
Но разберемся в этом вопросе подробнее. Рейсы авиакомпании «Россия» на Дальний Восток осуществляются под коммерческим управлением «Аэрофлота». То есть билеты покупаются на том же сайте или в том же мобильном приложении. Дальнемагистральные воздушные суда, которые сегодня эксплуатирует «Россия», достались перевозчику от «Трансаэро». Перед тем, как встать на линии, эти машины прошли все необходимые формы технического обслуживания, включая восстановление салонного оборудования, поэтому называть их «авиахламом» могут или те, кто не особо разбирается в вопросе, или те, кто хочет намеренно ввести людей в заблуждение, - продолжает Пантелеев. - Разница в стоимости билетов между «Аэрофлотом» и «Россией» позволяет заказать дополнительное питание, в итоге кормить на борту «России» будут лучше, чем в «Аэрофлоте». Но этим мало кто пользуется, потому что «Россия» и сегодня предлагает двухразовое горячее питание. Или можно выбрать места с увеличенным личным пространством, но шаг кресел в «России» и так вполне комфортный.
Исследование, которое проводил «АвиаПорт» в 2017 году, включавшее помимо прочего и изучение сервиса «России» на линии Москва – Хабаровск, показало, что этот перевозчик по объему и качеству услуг находится на третьем месте в стране, уступая лишь «Аэрофлоту» и S7. В случае с «Россией» все требования Федеральных авиационных правил с точки зрения объема и качества услуг выполняются с запасом, при этом цена ниже рыночной. Так с чего вдруг «дальневосточники» стали упражняться в ругательствах в соцсетях?» - недоумевает Пантелеев.
«Падающих» под одно крыло?
Недавно на пленарной сессии форума «Сообщество» по проблемам Дальнего Востока глава Общественной палаты России Валерий Фадеев обвинил «Аэрофлот» в монополизации рынка перевозок на Дальний Восток. В самой авиакомпании признали: действительно, другие российские авиакомпании не развивают дальневосточные маршруты, но исключительно по экономическим причинам. Дескать, цена их билетов не выдержит конкуренции с «плоскими» тарифами, которые значительно ниже себестоимости рейсов.
Еще в марте правительство РФ опубликовало постановление о том, что жители Дальнего Востока получат субсидированные цены на авиабилеты по 63 направлениям - на 13 больше, чем в 2017 году. А освобождение от НДС позволит повысить рентабельность дальневосточных рейсов, снизить стоимость авиабилетов и увеличивать пассажиропоток ежегодно на 2-3%.
Тем не менее, частным российским авиакомпаниям, видимо, сейчас не до проблем Дальнего Востока. По оценке наблюдателей, сегодня есть все предпосылки для новой волны банкротств среди авиаперевозчиков. «По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), авиаперевозчики за первое полугодие накопили убыток на 40,2 млрд. рублей. Из них 37,1 млрд. пришлись на внутренние рейсы (рост на 49% по сравнению с прошлым годом), - сообщает telegram-канал «Мысли О…». - Причина: рост расходов на топливо на 30% по сравнению с прошлым годом, снижение покупательной способности населения и чрезмерно оптимистичные настроения, которые привели к закупкам новых самолетов. Кто-то уйдет с рынка зимой, когда проедят деньги, заработанные летом, кто-то - в следующем году. Но «Аэрофлот» точно останется, он будет монополизировать рынок и подбирать освободившиеся маршруты. А «Победа», принадлежащая «Аэрофлоту», только поможет добить лежачих…»
Да и гендиректор «Аэрофлота» не исключает новых банкротств авиакомпаний в стране. По словам господина Савельева, рынок авиаперевозок в России на сегодняшний день перенасыщен и составляет от 10% до 12% убыточных емкостей. «Некоторые перевозчики, чтобы обеспечить загрузку, демпингуют, - заявил он журналистам в кулуарах ВЭФ. - Потому что цены, по которым они продают билеты, явно не окупают возросший керосин, девальвацию рубля – у нас половина платежей в валюте или в рублях, но привязаны к валюте. Поэтому продажа по таким ценам говорит о том, что компании работают себе в убыток. Мы знаем, чем это заканчивается».
Минтранс РФ прогнозирует совокупный рост стоимости авиатоплива к концу 2018 года по сравнению с концом 2017 года на 30%. Как говорилось в отчетности «Аэрофлота» по МСФО, расходы группы на авиационное топливо за первое полугодие увеличились на 38,5% и составили 77,88 млрд. рублей. Сама группа получила за первое полугодие убыток в 5,2 млрд. рублей против прибыли в 2,9 млрд. рублей за аналогичный период прошлого года. Чтобы покрыть убытки, «Аэрофлот» прибег к приемам лоукостеров, вводя новые платные услуги для пассажиров: выбор места в эконом-классе, онлайн оформление перевозки багажа и продажа дополнительного питания и напитков на борту.
«Авиакомпаниям, которые ведут взвешенную коммерческую и финансовую политику, будет нелегко, но в целом им ничего не угрожает, - уверен Пантелеев. - Наиболее масштабные риски несут те, кто динамично наращивал флот в надежде на рост сегмента туристических перевозок. Пример авиакомпании S7, не обремененной социальными программами, показателен: эта авиакомпания имеет рентабельность выше, чем «Аэрофлот». Другим частным перевозчикам стоило бы поучиться у супругов Филевых (владельцы ГК S7 – ред.) ведению бизнеса».
«Аэрофлот» - «Бермудофлот»
Видимо, стоило бы поучиться и «Аэрофлоту», вечно «страдающему» от издержек. «В «Коммерсанте» жуткая статья о буднях «Аэрофлота», ставшего убыточным. Как пишут, «авиакомпании не удастся компенсировать плохие итоги первого квартала, и она может получить убыток в размере 5,6–10,5 млрд руб.» «Среди прочего, это означает, что государство как контролирующий собственник останется без дивидендов, - сообщает известный экономист Никита Кричевский в своем telegram-канале «Антискрепа». - Да, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года расходы на авиатопливо выросли на 6,6 млрд. рублей, расходы на оплату труда – на 2,8 млрд., но при этом выручка увеличилась ни много, ни мало на 10,1 млрд. рублей. Где же собачка порылась? Вот один из вариантов. «Аэрофлот» потому и окрестили «Бермудофлот», что львиная доля самолетов зарегистрирована не в России, а на офшорных Бермудах. Больше того, у самого «Аэрофлота» нет ни одного самолета в собственности, государственный флагман гражданской авиации рассекает на арендованных судах. Из всего парка судов авиакомпании в 232 борта 204 находятся в операционной аренде (всего по группе, соответственно, 342 и 293 судна).
Теперь внимание: за год расходы по операционной аренде разом выросли на 24%, с 14,9 млрд. до 18,5 млрд. рублей. Курс скакнул? Ан нет: на 31 марта 2017 года он составлял 56,4 руб./долл., на 31 марта 2018 года – 57,3 руб./долл. Кроме того, значительная часть выручки поступает в валюте. Вот они, прелести офшоров: ты можешь бесконтрольно увеличивать платежи, все равно никто не сможет проверить. Что «Аэрофлот и исполняет…»
Впрочем, считает другой telegram-канал, Виталий Савельев (чей «дембельский чёс» после крайне непростого переназначения на пост гендиректора главной авиакомпании страны на ближайшие пять лет должен быть в самом разгаре) достаточно перестраховался. «Финдиректором убыточного «Аэрофлота» стал сын главы Росфинмониторинга Андрей Чиханчин, - сообщает «Футляр от виолончели». - Назначение считают взяткой Виталия Савельева Юрию Чиханчину-старшему за «крышевание» воровства и офшоризации государственного «Аэрофлота».
«Про регистрацию в офшорах уже много говорилось, - поясняет Пантелеев. - Регистрация воздушного судна, принадлежащего лизинговой компании, в реестре Бермудских островов никакого отношения к налогообложению не имеет. Средства, которые авиакомпании уплачивают авиационным властям Бермуд, идут на осуществление регистрационных действий, а также на проведение аудитов авиатехники, провайдеров услуг по техобслуживанию и ремонту и т.д. Что же касается налогов, то зарегистрированные в России компании уплачивают их в федеральный, региональные и местные бюджеты в строгом соответствии с российским законодательством».
Но мы же помним про льготное налогообложение и прочие «роялти» и всяческие преференции от государства, данные «Аэрофлоту» вкупе с припиской к международному «Шереметьево», входящему в топ-20 крупнейших аэропортов Европы?! За счет налогового маневра «Аэрофлот», видимо, все же сможет остаться в выигрыше, увеличив свою маржу хотя бы на ставших теперь еще более прибыльными дальневосточных направлениях.