БАМ отметил юбилей
Байкало-Амурской магистрали исполнилось 45 лет. Советская «стройка века» переживает второе рождение. Уже несколько лет идет масштабная модернизация трассы.
Строго говоря, БАМ гораздо старше, чем гласит официально принятая точка зрения. Впервые этот вариант маршрута для строительства железной дороги рассматривали еще в царской России. Но довольно быстро поняли, что в такой местности это невозможно сделать в принципе (исходя из развития технических средств в 80-е годы XIX века). К проекту вернулась уже другая Россия – советская. В 1926 году началась топографическая разведка местности. Процесс шел сложно и медленно. Строительство – участок от Тайшета до Братска, началось только в 1938 году. Работали на трассе, как не сложно предположить, преимущественно, заключенные. Потом снова длительный перерыв, связанный с Великой отечественной войной. Строительство возобновилось в 1947 году. Отрезок Тайшет – Усть-Кут был сдан только в 1958 году и весь проект снова положили под сукно до того момента, когда о нем через десять лет вспомнил брежневский кабмин. БАМ стал комсомольской молодежной стройкой, о его сталинском прошлом вспоминать было, мягко говоря, не принято. Очевидцы вспоминают, как одно из последних свидетельств тех времен – брошенный лагерь с вышками и старое кладбище, были снесены бульдозерами при строительстве моста через реку Амгунь в Хабаровском крае.
В «брежневском» варианте БАМ имел важное оборонное значение, как транспортная коммуникация, максимально удаленная от границ с Китаем. С ним у нас тогда отношения были весьма натянутые. В наши дни Байкало-Амурская магистраль – это важный экономический проект. Его главная задача – разгрузить Транссиб, который давно работает на пределе. Как писал ранее «Век», в 2016-2017 годах по проекту развития здесь был сдан в эксплуатацию 91 объект. На этот год намечено такое важное событие, как сдача Байкальского тоннеля. Еще один серьезный проект - строительство перемычки Могзон – Новый Уоян, которая соединит БАМ и Транссиб. Она даст доступ к месторождениям севера Бурятии. Однако старт ему пока не дан.
Как заявил на днях заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов, БАМ всегда находится в центре внимания федерации. На 2021 год намечено строительство второй очереди Северомуйского тоннеля. Строителям поставлена задача уложиться в пять лет – для подобных объектов это оперативно. После сдачи объекта пропускная способность этого участка составит 100 млн. тонн в год. «Мы помним, какой сложной была первая часть проекта. Дело не в деньгах, а в сроках строительства, скорости реализации объекта и наложение этой скорости на потребность в пропускной способности. Поэтому мы сейчас смотрим финансово-экономическое и технологическое обоснование», - сказал Акимов.
В целом же, основные задачи модернизации – ликвидация однопутных и неэлектрифицированных участков. Кроме того, предстоит переделать перегоны, геометрия которых не соответствует современным требованиям безопасности. «Роль БАМа для России сейчас гораздо важней, чем десятилетия назад. Мы претендуем на то, чтобы стать инфраструктурным лидером XXI века. Такие транспортные коридоры помогут в этом», - уверен депутат Госдумы РФ Виктор Зубарев. «БАМ сейчас - важнейшая магистраль для экспорта на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Ее эффективность пока будет зависеть от рынка угля. В ближайшие годы там видится огромный спрос. Что будет в перспективе десятилетий – вопрос. Скорее всего, промышленность начнет уходить от угля. И здесь для БАМа есть риски, но по другому в таких больших проектах не бывает», - уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин.
Что касается подарка к юбилею БАМа его строителям, самым, пожалуй, ценным станет программа развития местных поселков. Это совместный проект Республики Бурятия и ОАО «РЖД». Многие участники стройки, как заселились в 70-е годы во временные бараки, так и живут в них до сих пор. Ветхое жилье – одна из наиболее серьезных проблем для населенных пунктов вдоль трассы. Только в Бурятии по последним данным в таких условиях проживало полторы тысячи человек. Плюс – общая неблагоустроенность поселков. Сейчас не советские времена, потому заманить сюда желающих модернизировать БАМ одним энтузиазмом и задором уже не удастся. «Кадры – главная проблема. Как вернуть специалистов на БАМ – главная задача», - заявил помощник президента РФ Игорь Левитин. «Программа – это именно социальное развитие. Здравоохранение, образование, культура, дороги. Нужно создавать качественные условия жизни на БАМе», - считает глава РБ Алексей Цыденов.
В «брежневском» варианте БАМ имел важное оборонное значение, как транспортная коммуникация, максимально удаленная от границ с Китаем. С ним у нас тогда отношения были весьма натянутые. В наши дни Байкало-Амурская магистраль – это важный экономический проект. Его главная задача – разгрузить Транссиб, который давно работает на пределе. Как писал ранее «Век», в 2016-2017 годах по проекту развития здесь был сдан в эксплуатацию 91 объект. На этот год намечено такое важное событие, как сдача Байкальского тоннеля. Еще один серьезный проект - строительство перемычки Могзон – Новый Уоян, которая соединит БАМ и Транссиб. Она даст доступ к месторождениям севера Бурятии. Однако старт ему пока не дан.
Как заявил на днях заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов, БАМ всегда находится в центре внимания федерации. На 2021 год намечено строительство второй очереди Северомуйского тоннеля. Строителям поставлена задача уложиться в пять лет – для подобных объектов это оперативно. После сдачи объекта пропускная способность этого участка составит 100 млн. тонн в год. «Мы помним, какой сложной была первая часть проекта. Дело не в деньгах, а в сроках строительства, скорости реализации объекта и наложение этой скорости на потребность в пропускной способности. Поэтому мы сейчас смотрим финансово-экономическое и технологическое обоснование», - сказал Акимов.
В целом же, основные задачи модернизации – ликвидация однопутных и неэлектрифицированных участков. Кроме того, предстоит переделать перегоны, геометрия которых не соответствует современным требованиям безопасности. «Роль БАМа для России сейчас гораздо важней, чем десятилетия назад. Мы претендуем на то, чтобы стать инфраструктурным лидером XXI века. Такие транспортные коридоры помогут в этом», - уверен депутат Госдумы РФ Виктор Зубарев. «БАМ сейчас - важнейшая магистраль для экспорта на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Ее эффективность пока будет зависеть от рынка угля. В ближайшие годы там видится огромный спрос. Что будет в перспективе десятилетий – вопрос. Скорее всего, промышленность начнет уходить от угля. И здесь для БАМа есть риски, но по другому в таких больших проектах не бывает», - уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин.
Что касается подарка к юбилею БАМа его строителям, самым, пожалуй, ценным станет программа развития местных поселков. Это совместный проект Республики Бурятия и ОАО «РЖД». Многие участники стройки, как заселились в 70-е годы во временные бараки, так и живут в них до сих пор. Ветхое жилье – одна из наиболее серьезных проблем для населенных пунктов вдоль трассы. Только в Бурятии по последним данным в таких условиях проживало полторы тысячи человек. Плюс – общая неблагоустроенность поселков. Сейчас не советские времена, потому заманить сюда желающих модернизировать БАМ одним энтузиазмом и задором уже не удастся. «Кадры – главная проблема. Как вернуть специалистов на БАМ – главная задача», - заявил помощник президента РФ Игорь Левитин. «Программа – это именно социальное развитие. Здравоохранение, образование, культура, дороги. Нужно создавать качественные условия жизни на БАМе», - считает глава РБ Алексей Цыденов.