Банковский «пожар» обойдется в триллион
Агентство по страхованию вкладов (АСВ) наконец оценило потери банковской системы – среди учреждений, лишившихся лицензий с 1 июля 2013 года, к началу нынешнего декабря уже 105 признаны банкротами. «Зачистка» банковского сектора обойдется экономике в 1 трлн. рублей. А виновные, между тем, до сих пор не наказаны.
По данным АСВ, на начало конкурсного производства балансовая стоимость активов банков, лишенных лицензий, составляла 1,38 трлн. рублей, обязательства – 1,15 трлн. Как пишут «Ведомости», недостаток средств на удовлетворение требований кредиторов 105 банков, по оценке АСВ, составит 70-75% от суммы обязательств перед кредиторами, или 805-863 млрд. рублей. Реально выручить в ходе конкурсного производства лишь 288-345 млрд. рублей, это на 1,03-1,09 трлн. рублей ниже балансовой стоимости активов. Однако этих средств не хватит для полного расчета не только с частными вкладчиками, но даже с АСВ, к которому после страховых выплат переходят права требований от граждан.
Временные администрации банков выявили и того больше – 110 кредитных учреждений скрывали от регулятора реальное финансовое положение, которое довело их до банкротства или отзыва лицензии. Прежние руководители этих банков оценивали суммарные активы в более чем 1,19 трлн. рублей, но на деле оказалось, что активы существенно меньшие – около 506 млрд. рублей при обязательствах более 1,12 трлн. Отметим, что с июля 2013 года лицензии были отозваны у 204 банков.
В Центробанке поясняют: недостаток имущества в 595 млрд. для всех выплат кредиторам – в основном «результат вывода активов путем мошеннических схем, махинаций и фиктивных сделок, скрывавшихся путем предоставления недостоверной отчетности». По данным регулятора, за время с июля 2013 года лишь у трех десятков банков одним из оснований для отзыва лицензии была существенная недостоверность отчетных данных. Теперь их число увеличилось в 3,6 раза, а в реальности потери по итогам банкротства банков будут гораздо большими, считают наблюдатели.
Непонятно, почему все эти сделки и махинации проходили мимо регулятора и контролеров из АСВ. А ведь ранее глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина была названа журналом Euromoney лучшим центральным банкиром (Central Bank Governor of the Year) 2015 года. Издание даже отметило ее усилия в противостоянии «макроэкономическому шторму», в который попала российская экономика. Да и глава Сбербанка Герман Греф похвалил Центробанк за чистку банковского сектора. В таком случае интересно, почему не были найдены и наказаны виновные в столь значительной утрате средств?
«На мой взгляд, банкротство банка само по себе является следствием потери части активов и собственного капитала, - пояснил «Веку» аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. - Таким образом, плохое финансовое состояние кредитной организации уже подразумевается при лишении ее лицензии. Это вполне ожидаемо. Потеря активов банка может произойти не только в результате противоправных действий его руководства и собственников, но также и в случае убыточной деятельности, в том числе и из-за невозврата кредитов. В каждом конкретном случае должен разбираться конкурсный управляющий. Нельзя сказать, что случаи хищений активов банков остаются безнаказанными. Прокуратура регулярно возбуждает уголовные дела, когда для этого есть основания. Вообще, есть куча ссылок, когда МВД устанавливает факты хищений в банках-банкротах. Почти в каждом что-то находят».
«Удивляться тому, что значительная часть активов оказалась «дутой», не стоит, - заявил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - Если дела у банка идут неважно, рано или поздно его менеджеры начинают прибегать к «рисованию» активов, чтобы соответствовать нормативам ЦБ. Причин у этого всегда множество: часто имеет место мошенничество (о чем любит упоминать ЦБ) или нерациональная кредитная политика. Но немалую роль играет также и органический порок нашей банковской системы (о чем ЦБ наоборот упоминать не любит), который выражается в двух основных вещах.
Во-первых, сама существующая система регулирования банков, а также налоговое законодательство, применяемое в отношении их клиентов, создают ситуацию, когда честным путем банкам (особенно мелким и средним) практически невозможно заработать достаточно средств, чтобы не проедать собственный капитал. Поэтому банки находят выход из положения либо в спекуляциях на валютном и фондовом рынках, либо в обслуживании нелегального наличного оборота (пресловутого «обнала»). И то, и другое – мероприятия потенциально доходные, но крайне рискованные. Соответственно, данная бизнес-модель достаточно неустойчива и рано или поздно она приводит к катастрофическим для банка последствиям. А в кризис, как обычно, все «скелеты в шкафах» массово вылезают наружу. Данная проблема актуальна и для крупных банков, но в отношении них ЦБ по факту применяет совершенно иные правила, нежели для мелких. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку» - это правило действует с первых дней существования российской банковской системы. И это смело можно назвать ее вторым крупным органическим пороком.
В корне решить клубок имеющихся проблем может только коренная реформа банковской системы. Необходимо организационно отделить расчетные операции от кредитных и инвестиционных и создать по сути два различных типа банков: расчетные и инвестиционные, как это в той или иной форме сделано во многих европейских странах и в США. Без этого никакого значимого улучшения не будет. ЦБ будет и дальше закрывать мелкие и средние банки, перекладывая решение их проблем на АСВ, а в случае проблем у крупных структур (вспомним относительно недавнюю историю с «Банком Москвы») прилагать титанические усилия по «финансовому пожаротушению» и заодно сохранению собственного хорошей мины при плохой игре», - заключает Адамидов.
По мнению председателя совета директоров МБМ Банка Олега Вьюгина, потеря более 1 трлн. рублей в банковских активах самым негативным образом скажется на экономике, ведь средства были неэффективно инвестированы, а часть их украли. «Колоссальная дыра» в банковской системе «практически не лечится», заявил «Ведомостям» руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковской системы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. По его словам, общий объем капитализации банковской системы составляет 8,8 трлн. рублей.
Тем временем государство вновь планирует запустить программу докапитализации банков через ОФЗ. Минфин направил в правительство предложение, как распределить оставшиеся средства. «Мы предложили из оставшихся около 10,5 млрд. рублей средств около 8,2 млрд. рублей дать дочернему банку Агентства по страхованию вкладов (АСВ) «Российский капитал», 743 млн. рублей – работающему в Крыму Генбанку (50% акций банка контролируют Минимущества Крыма и Севастополя), остальные заявившиеся банки смогут получить по 100 млн рублей, - сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев.
По его словам, на 100 млн. рублей смогут рассчитывать банки, капитал которых на 1 октября этого года превышал 25 млрд. рублей, а также региональные банки, отказавшиеся ранее от помощи. Так, в программу на получение 100 млн. снова будет включен санируемый «Уралсиб», который до этого отказался от участия. Кроме того, зарезервированы средства для Генбанка и «Российского капитала» да и банк «Россия» до сих пор не выбрал все полагающиеся ему средства, отметил Моисеев. АСВ, правда, пока не комментирует эти предложения Минфина, но среди чиновников ходят слухи, что правительство примет их для того, чтобы банки сохранили доступ к госсредствам.
Ранее сообщалось, что власти могут ограничить компаниям с госучастием и унитарным предприятиям размещение средств в банках, разрешив пользоваться услугами только тех, кто прошел отбор АСВ в программу докапитализации. Теперь в этот список могут включить «МСП банк», «Центрокредит», Транскапиталбанк, Росевробанк, «Пересвет» - их капитал на 1 октября как раз составляет 25 млрд. рублей и выше. А вот Внешпромбанк был исключен из числа претендентов на ОФЗ, его капитал снизился более чем на 30% по сравнению с максимальным значением за последний год, и в пятницу в банк была введена временная администрация.
Аналитики S&P, оценив консолидированную отчетность 30 крупнейших российских банков за первое полугодие и масштаб ожидаемых к концу года потерь, подсчитали: для того, чтобы сохранить тот слабый запас капитала, который был в распоряжении российских банков к июлю 2015 года, в следующем году им потребуется 424-880 млрд. рублей в капитал первого уровня. И докапитализация через ОФЗ будет лишь минимально достаточной, полагают эксперты агентства.
Временные администрации банков выявили и того больше – 110 кредитных учреждений скрывали от регулятора реальное финансовое положение, которое довело их до банкротства или отзыва лицензии. Прежние руководители этих банков оценивали суммарные активы в более чем 1,19 трлн. рублей, но на деле оказалось, что активы существенно меньшие – около 506 млрд. рублей при обязательствах более 1,12 трлн. Отметим, что с июля 2013 года лицензии были отозваны у 204 банков.
В Центробанке поясняют: недостаток имущества в 595 млрд. для всех выплат кредиторам – в основном «результат вывода активов путем мошеннических схем, махинаций и фиктивных сделок, скрывавшихся путем предоставления недостоверной отчетности». По данным регулятора, за время с июля 2013 года лишь у трех десятков банков одним из оснований для отзыва лицензии была существенная недостоверность отчетных данных. Теперь их число увеличилось в 3,6 раза, а в реальности потери по итогам банкротства банков будут гораздо большими, считают наблюдатели.
Непонятно, почему все эти сделки и махинации проходили мимо регулятора и контролеров из АСВ. А ведь ранее глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина была названа журналом Euromoney лучшим центральным банкиром (Central Bank Governor of the Year) 2015 года. Издание даже отметило ее усилия в противостоянии «макроэкономическому шторму», в который попала российская экономика. Да и глава Сбербанка Герман Греф похвалил Центробанк за чистку банковского сектора. В таком случае интересно, почему не были найдены и наказаны виновные в столь значительной утрате средств?
«На мой взгляд, банкротство банка само по себе является следствием потери части активов и собственного капитала, - пояснил «Веку» аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. - Таким образом, плохое финансовое состояние кредитной организации уже подразумевается при лишении ее лицензии. Это вполне ожидаемо. Потеря активов банка может произойти не только в результате противоправных действий его руководства и собственников, но также и в случае убыточной деятельности, в том числе и из-за невозврата кредитов. В каждом конкретном случае должен разбираться конкурсный управляющий. Нельзя сказать, что случаи хищений активов банков остаются безнаказанными. Прокуратура регулярно возбуждает уголовные дела, когда для этого есть основания. Вообще, есть куча ссылок, когда МВД устанавливает факты хищений в банках-банкротах. Почти в каждом что-то находят».
«Удивляться тому, что значительная часть активов оказалась «дутой», не стоит, - заявил «Веку» независимый аналитик Дмитрий Адамидов. - Если дела у банка идут неважно, рано или поздно его менеджеры начинают прибегать к «рисованию» активов, чтобы соответствовать нормативам ЦБ. Причин у этого всегда множество: часто имеет место мошенничество (о чем любит упоминать ЦБ) или нерациональная кредитная политика. Но немалую роль играет также и органический порок нашей банковской системы (о чем ЦБ наоборот упоминать не любит), который выражается в двух основных вещах.
Во-первых, сама существующая система регулирования банков, а также налоговое законодательство, применяемое в отношении их клиентов, создают ситуацию, когда честным путем банкам (особенно мелким и средним) практически невозможно заработать достаточно средств, чтобы не проедать собственный капитал. Поэтому банки находят выход из положения либо в спекуляциях на валютном и фондовом рынках, либо в обслуживании нелегального наличного оборота (пресловутого «обнала»). И то, и другое – мероприятия потенциально доходные, но крайне рискованные. Соответственно, данная бизнес-модель достаточно неустойчива и рано или поздно она приводит к катастрофическим для банка последствиям. А в кризис, как обычно, все «скелеты в шкафах» массово вылезают наружу. Данная проблема актуальна и для крупных банков, но в отношении них ЦБ по факту применяет совершенно иные правила, нежели для мелких. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку» - это правило действует с первых дней существования российской банковской системы. И это смело можно назвать ее вторым крупным органическим пороком.
В корне решить клубок имеющихся проблем может только коренная реформа банковской системы. Необходимо организационно отделить расчетные операции от кредитных и инвестиционных и создать по сути два различных типа банков: расчетные и инвестиционные, как это в той или иной форме сделано во многих европейских странах и в США. Без этого никакого значимого улучшения не будет. ЦБ будет и дальше закрывать мелкие и средние банки, перекладывая решение их проблем на АСВ, а в случае проблем у крупных структур (вспомним относительно недавнюю историю с «Банком Москвы») прилагать титанические усилия по «финансовому пожаротушению» и заодно сохранению собственного хорошей мины при плохой игре», - заключает Адамидов.
По мнению председателя совета директоров МБМ Банка Олега Вьюгина, потеря более 1 трлн. рублей в банковских активах самым негативным образом скажется на экономике, ведь средства были неэффективно инвестированы, а часть их украли. «Колоссальная дыра» в банковской системе «практически не лечится», заявил «Ведомостям» руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковской системы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев. По его словам, общий объем капитализации банковской системы составляет 8,8 трлн. рублей.
Тем временем государство вновь планирует запустить программу докапитализации банков через ОФЗ. Минфин направил в правительство предложение, как распределить оставшиеся средства. «Мы предложили из оставшихся около 10,5 млрд. рублей средств около 8,2 млрд. рублей дать дочернему банку Агентства по страхованию вкладов (АСВ) «Российский капитал», 743 млн. рублей – работающему в Крыму Генбанку (50% акций банка контролируют Минимущества Крыма и Севастополя), остальные заявившиеся банки смогут получить по 100 млн рублей, - сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев.
По его словам, на 100 млн. рублей смогут рассчитывать банки, капитал которых на 1 октября этого года превышал 25 млрд. рублей, а также региональные банки, отказавшиеся ранее от помощи. Так, в программу на получение 100 млн. снова будет включен санируемый «Уралсиб», который до этого отказался от участия. Кроме того, зарезервированы средства для Генбанка и «Российского капитала» да и банк «Россия» до сих пор не выбрал все полагающиеся ему средства, отметил Моисеев. АСВ, правда, пока не комментирует эти предложения Минфина, но среди чиновников ходят слухи, что правительство примет их для того, чтобы банки сохранили доступ к госсредствам.
Ранее сообщалось, что власти могут ограничить компаниям с госучастием и унитарным предприятиям размещение средств в банках, разрешив пользоваться услугами только тех, кто прошел отбор АСВ в программу докапитализации. Теперь в этот список могут включить «МСП банк», «Центрокредит», Транскапиталбанк, Росевробанк, «Пересвет» - их капитал на 1 октября как раз составляет 25 млрд. рублей и выше. А вот Внешпромбанк был исключен из числа претендентов на ОФЗ, его капитал снизился более чем на 30% по сравнению с максимальным значением за последний год, и в пятницу в банк была введена временная администрация.
Аналитики S&P, оценив консолидированную отчетность 30 крупнейших российских банков за первое полугодие и масштаб ожидаемых к концу года потерь, подсчитали: для того, чтобы сохранить тот слабый запас капитала, который был в распоряжении российских банков к июлю 2015 года, в следующем году им потребуется 424-880 млрд. рублей в капитал первого уровня. И докапитализация через ОФЗ будет лишь минимально достаточной, полагают эксперты агентства.