Бензин рекордно снизил темпы подорожания
Цены на моторное топливо по итогам года покажут самый низкий рост за 10–11 лет. Бензин с 1 января подорожал всего на 1,9% — впервые с 2016-го уступив общему уровню инфляции. В Минфине говорят об эффективности введенного с начала года демпфера.
В нынешнем году стоимость автомобильного топлива в России повысится всего на 2%, что является рекордно низким показателем, начиная с 2008-2009 годов, следует из данных Росстата, проанализированных «Известиями». Как подсчитали в ведомстве, с начала года до 16 декабря бензин вырос в цене на 1,9%, а солярка – на 2,4%. Последний раз столь медленными темпами бензин дорожал в 2008 году, а солярка – в 2009.
Таким образом, годовой рост цен на автомобильное топливо впервые окажется ниже показателя инфляции, который ожидается на уровне 2,9%. Для сравнения, в 2018 году подорожание бензина и солярки более чем вдвое обогнало инфляцию – оно составило 9,4% при общей инфляции 4,3%. А в 2017 году топливо и вовсе дорожало в три раза быстрее, чем потребительские цены по стране в целом – на 7,3% против 2,5%. К стремительному подорожанию топлива в нынешнем году не привел даже пересмотр в сторону увеличения акцизных ставок и рост на 2% налога на добавленную стоимость.
По подсчетам Федеральной антимонопольной службы, фискальные отчисления на 55% формируют цену бензина и солярки для потребителей. В ведомстве считают, что сдерживать цены позволяет использование демпфера. Последний предусматривает выплаты компенсаций компаниям, которые продают топливо на внутреннем рынке по более низким ценам, нежели могли бы экспортировать его за границу. Соответствующие правила заработали с нынешнего года.
По оценке руководителя департамента финансового ведомства Алексея Сазанова, благодаря введению демпфера удалось упредить рост цен на бензин и дизель на 15%. В противном случае литр бензина подорожал бы на 4 рубля, а зимней солярки – на 2-3 рубля. По итогам года сумма выплат по демпферу достигнет 320-330 млрд рублей, подсчитали в Минфине.
Собеседники издания в Минэнерго уточняют, более корректна цифра 310 млрд рублей. С ключевой ролью демпфера в сдерживании цен на топливо в ведомстве Александра Новака согласны. А вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев полагает, что необходимость в демпфера отпала бы в случае снижения топливных акцизов.
Таким образом, годовой рост цен на автомобильное топливо впервые окажется ниже показателя инфляции, который ожидается на уровне 2,9%. Для сравнения, в 2018 году подорожание бензина и солярки более чем вдвое обогнало инфляцию – оно составило 9,4% при общей инфляции 4,3%. А в 2017 году топливо и вовсе дорожало в три раза быстрее, чем потребительские цены по стране в целом – на 7,3% против 2,5%. К стремительному подорожанию топлива в нынешнем году не привел даже пересмотр в сторону увеличения акцизных ставок и рост на 2% налога на добавленную стоимость.
По подсчетам Федеральной антимонопольной службы, фискальные отчисления на 55% формируют цену бензина и солярки для потребителей. В ведомстве считают, что сдерживать цены позволяет использование демпфера. Последний предусматривает выплаты компенсаций компаниям, которые продают топливо на внутреннем рынке по более низким ценам, нежели могли бы экспортировать его за границу. Соответствующие правила заработали с нынешнего года.
По оценке руководителя департамента финансового ведомства Алексея Сазанова, благодаря введению демпфера удалось упредить рост цен на бензин и дизель на 15%. В противном случае литр бензина подорожал бы на 4 рубля, а зимней солярки – на 2-3 рубля. По итогам года сумма выплат по демпферу достигнет 320-330 млрд рублей, подсчитали в Минфине.
Собеседники издания в Минэнерго уточняют, более корректна цифра 310 млрд рублей. С ключевой ролью демпфера в сдерживании цен на топливо в ведомстве Александра Новака согласны. А вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев полагает, что необходимость в демпфера отпала бы в случае снижения топливных акцизов.