Валерий Мусинов — 15.08.2007 15:04

Бензиновые цены берут разгон

Ценовому спокойствию, которое вот уже почти год наблюдается на рынках моторного топлива Москвы и Подмосковья, похоже, в скором времени придет конец. А в некоторых регионах России автомобилисты уже сейчас вынуждены платить за бензин заметно большую сумму, чем еще месяц назад.

Эксперты объясняют наметившуюся тенденцию традиционным сезонным фактором (именно ближе к осени спрос на моторное топливо в связи с началом уборки урожая повышается), однако прогнозируют, что существенного роста бензиновых цен в августе - сентябре, как это было в 2005 году, не произойдет.

По данным Росстата, потребительские цены на моторное топливо только за одну неделю с 30 июля по 5 августа выросли на 0,4%, при этом средняя цена бензина в России составила 18,08 рубля за литр. Бензин марки АИ-76 стоил 16,0 рублей, АИ-92 – 18,99 рубля, АИ-95 – 20,41 рубля. Дизельное топливо стоило в среднем 17,07 рубля за литр.

Хотя в Архангельской, Воронежской, Мурманской, Смоленской, Тверской и Ярославской областях, а также в Республике Коми ценовых изменений не произошло, в ряде других регионов цены на моторное топливо заметно подросли. Так, к примеру, в Пермской области, где балом на рынке бензина правит компания «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», стоимость топлива выросла на 7,75%, а в Самарской области всего за две недели цены подросли на 8,8% - до 19,42 рубля за литр бензина марки АИ-92.

Заметим, что еще в июле 2007 года глава Российского топливного союза Григорий Сергиенко предупредил о том, что уже в августе-сентябре замороженные с начала года цены на моторное топливо пойдут вверх. «Экономическая эффективность нашего бизнеса приблизилась к своему пределу. Если тенденция роста оптовых цен сохранится, то уже к осени возможно повышение цен в розничной сети», - заявил он.
За прошедший месяц рост оптовых цен на бензин и дизельное топливо, который наблюдается с марта нынешнего года, не прекратился. Так, по данным аналитиков «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», прирост оптовых цен составил от 12,4% на дизельное топливо до 35% на бензин АИ-92. Все это время розничные цены за счет снижения рентабельности продаж оставались стабильными.

Однако, долго так продолжаться не могло. Нарыв должен был, в конце концов, лопнуть. Что и произошло в конце сентября – начале августа. По словам директора компании «Арсенал» (владеет на территории Пермского края сетью из 16 АЗС) Артема Куцевалова, «ситуация дошла до того, что оптовая цена на бензин практически сравнялась с розничной». «На практике это означает, что прибыль от продаж на АЗС стремится к нулю. Поэтому повышение розничной цены – это вынужденная мера, и аналогичные процессы идут сейчас по всей стране. На наших заправках цена выросла в среднем на 90 копеек – 1 рубль», - заявил он пермской деловой газете «Бизнес класс».

Как утверждают эксперты, повышение оптовых цен на моторное топливо произошло не только по причине повышения на него спроса в период уборки урожая, битва за который второй год проходит в рамках реализации национального приоритетного проекта «Развитие АПК» и в условиях высоких для крестьян цен на бензин и дизельное топливо, которые существенно влияют на рентабельность их производства. А ведь именно ради повышения эффективности деятельности сельхозпроизводителей (в том числе ради повышения рентабельности) и принимался этот нацпроект. Сыграли свою роль и инфляционный фактор, а также увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). К тому же рост цен на нефть и нефтепродукты стимулирует экспорт углеводородного сырья из России, что приводит к его определенному дефициту на рынке внутреннем.

Впрочем, снизить цены на моторное топливо, по мнению экспертов, вполне возможно. Для этого необходимо либо уменьшить акциз, либо снизить ставку НДПИ – именно налоги составляют в настоящее время 55-57% в структуре розничной цены бензина.

Правительство же пошло другим путем. С 1 августа пошлина на нефть увеличена с $200 до $230 за тонну. Чиновники из Белого дома на Краснопресненской набережной полагают, что таким образом им удастся стимулировать нефтедобывающие компании к более активной продаже нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, что позволит сдержать рост топливных цен на низком уровне. Однако не следует забывать о том, что и мировые цены на нефть не стоят на месте – хотя и скачкообразно, но едва ли не каждый месяц они достигают своего исторического максимума. Поэтому российские нефтяные компании мало что теряют от повышения экспортных пошлин на углеводородное топливо.

По прогнозам экспертов, августовское повышение цен на моторное топливо – не последнее в нынешнем году. По мнению того же Артема Куцевалова, в течение осени розничная цена за литр бензина вырастет примерно еще на 1 рубль.

Этим обстоятельством недавно заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), заподозрившая основных игроков топливного рынка России в ценовом сговоре. С требованием прояснить ситуацию антимонопольное ведомство направило соответствующие запросы в «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР Менеджмент», «Роснефть», НК «Альянс», НГК «Славнефть» и «Русснефть».

А в это время правительственные чиновники гадают, до какой отметки может дойти в нынешнем году рост цен на бензин и дизельное топливо. И бросают нервные взгляды на ценники московских АЗС, прекрасно понимая, что именно столица задает тон росту цен в регионах и осознавая, что именно повышение бензиновых цен может поставить жирный крест на их надеждах удержать в нынешнем году инфляцию если не на запланированном уровне в 8%, то хотя бы на уровне 2006 года, по итогам которого инфляция составила 9%.
Полная версия публикации