Бизнес опасается непогоды в Керченском проливе больше войны
Очередной виток конфликта России и Украины по итогам силового инцидента в Черном море показал наличие угрозы для движения судов по Керченскому проливу — оно останавливалось почти на сутки. Однако пока ни зерновики, ни нефтяники, для которых это также существенный маршрут отгрузок, ни эксперты не считают риски серьезными.
Суточная остановка перехода гражданскими судами Керченского пролива не вызвала заметной обеспокоенности со стороны крупного бизнеса, пишет «КоммерсантЪ». Опрошенные изданием участники рынка отмечают, что закрытие движение из-за столкновения военных кораблей совпало с сильным туманом, который нередко становится причиной остановки перехода через пролив. Минтранс и Росморречфлот обстановку в проливе не комментируют, а руководитель Agrozan Commodities Russia Сабина Содикова говорит, наблюдаемая сейчас очередь судов сформировалась в основном из-за низкой видимости.
Если движение через пролив будет регулярно закрываться, с затруднениями столкнутся российские экспортеры, которые переправляют через Азовское море 10% грузов, вывозимых морским путем. С внутренней стороны пролива располагаются 6 портов, в том числе Кавказ, Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог, с внешней – порт Керчи. Их суммарный грузооборот составляет около 60 млн тонн грузов в год. Глава «Совэкона» Андрей Сизов уточняет, через Керченский пролив вывозится основанная часть российского зерна – порядка 40% экспортной отгрузки. Инцидент 25 ноября на поставках вряд ли скажется, но риск ухудшения ситуации существует. Содикова считает, что оснований паниковать пока нет. Даже если Балтийский и международный морской совет внесет акваторию в список зон риска боевых действий, экспортерам придется незначительно увеличить расходы на страховку. Участники на рынке трейдеров говорят, фрахты на доставку продукции из портов Азова в порты Мраморного моря по-прежнему котируются на уровне $29–29,5 за тонну.
Из портов Кавказ и Ростов-на-Дону экспортируются также нефтепродукты в объеме до 12,4 млн тонн в год. Источники издания говорят, если Азовское море закроется для танкеров, проиграет Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод, который активно использует ростовский порт, зато «Роснефть» сместит перевалку в Новороссийск, Туапсе и Тамань. Первые два порта основными точками перевалки груза называют и в горно-металлургических компаниях. Новороссийск является также основной точкой отгрузки угля из непризнанных Донецкой и Луганской народных республик, утверждают собеседники. Украина же в случае эскалации кризиса не сможет пользоваться двумя портами – Мариуполя и Бердянска, годовой оборот грузов которых составляет менее 6 млн тонн.
Если движение через пролив будет регулярно закрываться, с затруднениями столкнутся российские экспортеры, которые переправляют через Азовское море 10% грузов, вывозимых морским путем. С внутренней стороны пролива располагаются 6 портов, в том числе Кавказ, Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог, с внешней – порт Керчи. Их суммарный грузооборот составляет около 60 млн тонн грузов в год. Глава «Совэкона» Андрей Сизов уточняет, через Керченский пролив вывозится основанная часть российского зерна – порядка 40% экспортной отгрузки. Инцидент 25 ноября на поставках вряд ли скажется, но риск ухудшения ситуации существует. Содикова считает, что оснований паниковать пока нет. Даже если Балтийский и международный морской совет внесет акваторию в список зон риска боевых действий, экспортерам придется незначительно увеличить расходы на страховку. Участники на рынке трейдеров говорят, фрахты на доставку продукции из портов Азова в порты Мраморного моря по-прежнему котируются на уровне $29–29,5 за тонну.
Из портов Кавказ и Ростов-на-Дону экспортируются также нефтепродукты в объеме до 12,4 млн тонн в год. Источники издания говорят, если Азовское море закроется для танкеров, проиграет Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод, который активно использует ростовский порт, зато «Роснефть» сместит перевалку в Новороссийск, Туапсе и Тамань. Первые два порта основными точками перевалки груза называют и в горно-металлургических компаниях. Новороссийск является также основной точкой отгрузки угля из непризнанных Донецкой и Луганской народных республик, утверждают собеседники. Украина же в случае эскалации кризиса не сможет пользоваться двумя портами – Мариуполя и Бердянска, годовой оборот грузов которых составляет менее 6 млн тонн.