Суточная остановка перехода гражданскими судами Керченского пролива не вызвала заметной обеспокоенности со стороны крупного бизнеса, пишет «КоммерсантЪ». Опрошенные изданием участники рынка отмечают, что закрытие движение из-за столкновения военных кораблей совпало с сильным туманом, который нередко становится причиной остановки перехода через пролив. Минтранс и Росморречфлот обстановку в проливе не комментируют, а руководитель Agrozan Commodities Russia Сабина Содикова говорит, наблюдаемая сейчас очередь судов сформировалась в основном из-за низкой видимости.
Если движение через пролив будет регулярно закрываться, с затруднениями столкнутся российские экспортеры, которые переправляют через Азовское море 10% грузов, вывозимых морским путем. С внутренней стороны пролива располагаются 6 портов, в том числе Кавказ, Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог, с внешней – порт Керчи. Их суммарный грузооборот составляет около 60 млн тонн грузов в год. Глава «Совэкона» Андрей Сизов уточняет, через Керченский пролив вывозится основанная часть российского зерна – порядка 40% экспортной отгрузки. Инцидент 25 ноября на поставках вряд ли скажется, но риск ухудшения ситуации существует. Содикова считает, что оснований паниковать пока нет. Даже если Балтийский и международный морской совет внесет акваторию в список зон риска боевых действий, экспортерам придется незначительно увеличить расходы на страховку. Участники на рынке трейдеров говорят, фрахты на доставку продукции из портов Азова в порты Мраморного моря по-прежнему котируются на уровне $29–29,5 за тонну.
Из портов Кавказ и Ростов-на-Дону экспортируются также нефтепродукты в объеме до 12,4 млн тонн в год. Источники издания говорят, если Азовское море закроется для танкеров, проиграет Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод, который активно использует ростовский порт, зато «Роснефть» сместит перевалку в Новороссийск, Туапсе и Тамань. Первые два порта основными точками перевалки груза называют и в горно-металлургических компаниях. Новороссийск является также основной точкой отгрузки угля из непризнанных Донецкой и Луганской народных республик, утверждают собеседники. Украина же в случае эскалации кризиса не сможет пользоваться двумя портами – Мариуполя и Бердянска, годовой оборот грузов которых составляет менее 6 млн тонн.