Бокареву предъявили монополизм
ФАС выявила признаки нарушения антимонопольного законодательства в условиях объявленного в октябре тендера Московского метрополитена на закупку 768 вагонов нового поколения за 133 млрд рублей. Об этом сообщили в пресс-службе ФАС РФ
Проверка условий конкурса на соответствие действующему законодательству была проведена после жалобы иностранных производителей. Однако, несмотря на найденные признаки нарушения, в ФАС подчеркнули, что на результате торгов это не отразится.
В пресс-службе ФАС России пояснили, что жалобу «сейчас рассматривали по короткой процедуре 223-ФЗ».
— Жалоба частично обоснованна, но на результат торгов это не повлияло, — рассказали в пресс-службе. — Есть признаки нарушения ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
Речь идет о статье «Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений», нарушение правил которой «является основанием для признания судом соответствующих торгов... недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа».
Согласно конкурсной документации к аукциону на закупку 768 вагонов, если в метрополитен подается только одна заявка и тендер по этой причине признается несостоявшимся, но этот единственный участник к торгам изначально «был допущен», то «заказчик может принять решение о заключении договора с участником, подавшим такую заявку на участие в конкурсе».
При этом договор заключается с этим участником «на условиях и по цене договора, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но цена такого договора не может превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении конкурса».
«Также заказчик вправе провести с таким участником конкурса переговоры по снижению цены, предоставленной в заявке... и заключить договор по цене, согласованной в процессе проведения указанных переговоров», — говорится в документе.
Напомним, что международный тендер на поставку 768 вагонов по программе жизненного цикла за 133 млрд рублей был объявлен 17 октября 2014 года. Согласно конкурсной документации, победитель должен поставить подземке по 192 вагона в 2017, 2018, 2019 и 2020 годах. При этом, согласно документации, если поставщиком станет иностранная компания, то к 1 января 2018 года она должна не менее 70% производства локализовать в России.
Однако, несмотря на проведенные консультации с иностранными компаниями, объявленные условия вызвали возмущение у потенциальных зарубежных поставщиков, в частности компаний Bombardier и CAF. Иностранцы обратились в столичную ФАС с жалобой на жесткие условия конкурса. По их мнению, заявленным требованиям может соответствовать только подконтрольный Трансмашхолдингу «Метровагонмаш», который пока остается единственным в России поставщиком вагонов для метро.
— Короткая процедура 223-ФЗ, по которой сейчас рассматривалась жалоба на тендер, проходит всего в несколько дней, — пояснила Ирина Кузнецова, директор Института по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд имени А.Б. Соловьева. — Рассматриваются только сама жалоба и краткий ответ на нее заказчика, в данном случае метрополитена. Конечно же, изучить все обстоятельства дела в таком темпе невозможно.
По словам Кузнецовой, раз были найдены признаки нарушения 17-й статьи, рассмотрение жалобы продолжится уже в другом формате.
— Там будет более сложная процедура в достаточно более долгий срок, — пояснила эксперт. — Для этого будет собрана полная доказательная база. Правда, такие жалобы обычно опротестовываются в суде. И это говорит о том, что процесс проведения торгов в итоге будет заторможен как минимум на 1–2 месяца.
Как пояснил старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Владислав Цепков, ст. 7.30 КоАП РФ предполагает ответственность за нарушение требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
— Штраф, который может быть наложен на предприятие, определится в зависимости от того, какие именно нарушения будут обнаружены. Так, согласно ст. 1.4, штраф для юридического лица составляет 50 тыс. рублей, а для должностного лица — 15 тыс. рублей, — пояснил Цепков. — Изначально в соответствии с действующим законодательством штраф будет предъявлен юридическому лицу — ГУП «Московский метрополитен», которое затем может взыскать часть средств со своих сотрудников, ответственных за подготовку к конкурсу.
В пресс-службе ФАС России пояснили, что жалобу «сейчас рассматривали по короткой процедуре 223-ФЗ».
— Жалоба частично обоснованна, но на результат торгов это не повлияло, — рассказали в пресс-службе. — Есть признаки нарушения ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
Речь идет о статье «Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений», нарушение правил которой «является основанием для признания судом соответствующих торгов... недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа».
Согласно конкурсной документации к аукциону на закупку 768 вагонов, если в метрополитен подается только одна заявка и тендер по этой причине признается несостоявшимся, но этот единственный участник к торгам изначально «был допущен», то «заказчик может принять решение о заключении договора с участником, подавшим такую заявку на участие в конкурсе».
При этом договор заключается с этим участником «на условиях и по цене договора, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но цена такого договора не может превышать начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении конкурса».
«Также заказчик вправе провести с таким участником конкурса переговоры по снижению цены, предоставленной в заявке... и заключить договор по цене, согласованной в процессе проведения указанных переговоров», — говорится в документе.
Напомним, что международный тендер на поставку 768 вагонов по программе жизненного цикла за 133 млрд рублей был объявлен 17 октября 2014 года. Согласно конкурсной документации, победитель должен поставить подземке по 192 вагона в 2017, 2018, 2019 и 2020 годах. При этом, согласно документации, если поставщиком станет иностранная компания, то к 1 января 2018 года она должна не менее 70% производства локализовать в России.
Однако, несмотря на проведенные консультации с иностранными компаниями, объявленные условия вызвали возмущение у потенциальных зарубежных поставщиков, в частности компаний Bombardier и CAF. Иностранцы обратились в столичную ФАС с жалобой на жесткие условия конкурса. По их мнению, заявленным требованиям может соответствовать только подконтрольный Трансмашхолдингу «Метровагонмаш», который пока остается единственным в России поставщиком вагонов для метро.
— Короткая процедура 223-ФЗ, по которой сейчас рассматривалась жалоба на тендер, проходит всего в несколько дней, — пояснила Ирина Кузнецова, директор Института по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд имени А.Б. Соловьева. — Рассматриваются только сама жалоба и краткий ответ на нее заказчика, в данном случае метрополитена. Конечно же, изучить все обстоятельства дела в таком темпе невозможно.
По словам Кузнецовой, раз были найдены признаки нарушения 17-й статьи, рассмотрение жалобы продолжится уже в другом формате.
— Там будет более сложная процедура в достаточно более долгий срок, — пояснила эксперт. — Для этого будет собрана полная доказательная база. Правда, такие жалобы обычно опротестовываются в суде. И это говорит о том, что процесс проведения торгов в итоге будет заторможен как минимум на 1–2 месяца.
Как пояснил старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Владислав Цепков, ст. 7.30 КоАП РФ предполагает ответственность за нарушение требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
— Штраф, который может быть наложен на предприятие, определится в зависимости от того, какие именно нарушения будут обнаружены. Так, согласно ст. 1.4, штраф для юридического лица составляет 50 тыс. рублей, а для должностного лица — 15 тыс. рублей, — пояснил Цепков. — Изначально в соответствии с действующим законодательством штраф будет предъявлен юридическому лицу — ГУП «Московский метрополитен», которое затем может взыскать часть средств со своих сотрудников, ответственных за подготовку к конкурсу.