Болонская система уходит в прошлое
Министерство науки и высшего образования России ввиду курса на отказ от Болонской системы теперь будет разрабатывать собственную систему образования. Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков уверен в том, что Болонская система - это «пережитый этап», и, тем не менее, выходя из нее, бакалавриат и магистратуру «пока нужно оставить».
По его словам, теперь университеты смогут отказаться от бакалавриата и магистратуры «в пользу нашего привычного специалитета», и к тому же надо учитывать, что «достаточное количество» граждан РФ получило степень бакалавра, и им «не удастся продвинуться по карьерной лестнице» без степени магистра.
Напомним, что Россия входит в топ-7 стран по количеству иностранных студентов, получающих образование у нас в стране, а продолжающих его, как правило, уже «в родных пенатах». Кроме того, в настоящее время в России большое количество выпускников школ, которые по-прежнему предпочитают бакалавриат и магистратуру.
В этой связи, по мнению Фалькова, будущее за «уникальным сочетанием» специалитета, бакалавриата и магистратуры, поэтому прежде всего нужно «навести порядок» в системе магистратуры для того, чтобы бакалавры имели возможность выбирать только «профильно близкие» направления.
В российском экспертном сообществе полагают, что перестройка системы высшего образования будет плавной и «растянется на многие годы», а причина этому кроется, в частности, в том, что нынешнее отечественное высшее образование последние 15-20 лет формировалось под воздействием деклараций Болонской системы. По сути, эта совокупность идей и принципов была имплементирована в наше законодательство, причем иногда и под неприкрытым внешним давлением.
Однако отказ от Болонской системы не подразумевает возвращения к советской модели. Комитет Госдумы по науке и высшему образованию совместно с правительством РФ уже начал работу над практическими шагами по выходу России из Болонской системы. Наша страна должна ориентироваться на собственные потребности, потому что теперь не связана с какими-то представлениями извне.
Так получилось, что волна беспрецедентных ограничений и экономических вызовов, с которыми мы неожиданно столкнулись в настоящее время, вынудила поставить перед российским обществом новые задачи в развитии отечественного высшего образования. Да, мобильность студентов и преподавателей, конечно, является большим преимуществом в Болонском процессе, и Россия всегда уделяла и будет уделять этому существенное внимание. В то же время сегодня в Европе в одностороннем порядке было решено отказаться от сотрудничества с российскими университетами, так что та же мобильность в этом направлении стала просто не актуальна.
Стоит заметить, что модернизация российской системы образования не является ее изоляцией. Многие страны, например, Индия, Китай и даже США, не входят в Болонскую систему, но это не мешает им на должном уровне развивать свое образование и в то же время признавать другие системы обучения.
Учитывая многолетний опыт реализации обучения по Болонской системе, стало понятно, что качество образования при ее применении оказалось недостаточно высоким. В то же время, даже учитывая некие «провалы» системы, не стоит принимать поспешных решений, поскольку образование является важнейшим этапом в подготовке специалистов.
Кроме того, Фальков считает: что нужно «оставить все лучшее», определить вместе с профессиональным сообществом и ректорами университетов, что должно быть в «нашей уникальной системе образования», а также задать определенный вектор ее развития. Но такая перестройка, по его мнению, не должна нарушить планы тех, кто уже учится или собирается поступать.
«Для уже учащихся все программы сохранятся, и им не о чем беспокоиться, а те, кто поступит в следующем году, также будут спокойно учиться. У студентов из дружественных стран, обучение которых строится по принципам Болонской системы, проблем тоже не будет, так как большинство иностранцев (93,5%) поступает в медицинский и учится на специалитете», - отметил Фальков.
Глава Минобрнауки РФ уверен в том, что сейчас надо делать «более гибкие» программы, поскольку качество образования зависит от «многих факторов», от его системы, методик преподавания, образовательных стандартов, да и от самих студентов, поступающих в российские вузы.
Напомним, что Россия входит в топ-7 стран по количеству иностранных студентов, получающих образование у нас в стране, а продолжающих его, как правило, уже «в родных пенатах». Кроме того, в настоящее время в России большое количество выпускников школ, которые по-прежнему предпочитают бакалавриат и магистратуру.
В этой связи, по мнению Фалькова, будущее за «уникальным сочетанием» специалитета, бакалавриата и магистратуры, поэтому прежде всего нужно «навести порядок» в системе магистратуры для того, чтобы бакалавры имели возможность выбирать только «профильно близкие» направления.
В российском экспертном сообществе полагают, что перестройка системы высшего образования будет плавной и «растянется на многие годы», а причина этому кроется, в частности, в том, что нынешнее отечественное высшее образование последние 15-20 лет формировалось под воздействием деклараций Болонской системы. По сути, эта совокупность идей и принципов была имплементирована в наше законодательство, причем иногда и под неприкрытым внешним давлением.
Однако отказ от Болонской системы не подразумевает возвращения к советской модели. Комитет Госдумы по науке и высшему образованию совместно с правительством РФ уже начал работу над практическими шагами по выходу России из Болонской системы. Наша страна должна ориентироваться на собственные потребности, потому что теперь не связана с какими-то представлениями извне.
Так получилось, что волна беспрецедентных ограничений и экономических вызовов, с которыми мы неожиданно столкнулись в настоящее время, вынудила поставить перед российским обществом новые задачи в развитии отечественного высшего образования. Да, мобильность студентов и преподавателей, конечно, является большим преимуществом в Болонском процессе, и Россия всегда уделяла и будет уделять этому существенное внимание. В то же время сегодня в Европе в одностороннем порядке было решено отказаться от сотрудничества с российскими университетами, так что та же мобильность в этом направлении стала просто не актуальна.
Стоит заметить, что модернизация российской системы образования не является ее изоляцией. Многие страны, например, Индия, Китай и даже США, не входят в Болонскую систему, но это не мешает им на должном уровне развивать свое образование и в то же время признавать другие системы обучения.
Учитывая многолетний опыт реализации обучения по Болонской системе, стало понятно, что качество образования при ее применении оказалось недостаточно высоким. В то же время, даже учитывая некие «провалы» системы, не стоит принимать поспешных решений, поскольку образование является важнейшим этапом в подготовке специалистов.
Кроме того, Фальков считает: что нужно «оставить все лучшее», определить вместе с профессиональным сообществом и ректорами университетов, что должно быть в «нашей уникальной системе образования», а также задать определенный вектор ее развития. Но такая перестройка, по его мнению, не должна нарушить планы тех, кто уже учится или собирается поступать.
«Для уже учащихся все программы сохранятся, и им не о чем беспокоиться, а те, кто поступит в следующем году, также будут спокойно учиться. У студентов из дружественных стран, обучение которых строится по принципам Болонской системы, проблем тоже не будет, так как большинство иностранцев (93,5%) поступает в медицинский и учится на специалитете», - отметил Фальков.
Глава Минобрнауки РФ уверен в том, что сейчас надо делать «более гибкие» программы, поскольку качество образования зависит от «многих факторов», от его системы, методик преподавания, образовательных стандартов, да и от самих студентов, поступающих в российские вузы.