Бюджет обещанного благосостояния
Госдума приняла в первом чтении проект трехлетнего бюджета на 2019–2021 годы. Впервые последние 7 лет главный финансовый документ сверстан с профицитом, который в следующем году составит около 2 трлн. рублей. Доходы будут около 19 трлн. рублей, а расходы - 16,5 трлн. рублей
Профицит образовался главным образом за счет разницы от ожидаемой цены на нефть в $40 за баррель, которая была заложена при формировании бюджета на 2018 год, и ее реальной стоимости.
Теперь полученные излишки обещают потратить с некоторым размахом. По словам первого заместителя председателя правительства, министра финансов Антона Силуанова, при подготовке бюджета кабмин руководствовался задачами, которые были поставлены «майскими указами» президента. Часть излишков будет потрачена, в частности, на экономическое развитие и улучшение качества работы институтов, которые направлены на повышение благосостояния жизни граждан. По словам Силуанова, профицитный бюджет – залог того, что обязательства будут выполнены без сокращений.
Помимо этого излишки будут также направлены на пополнение Резервного фонда, чтобы иметь подушку безопасности в случае негативного влияния извне на российскую экономику.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин напомнил о том, что этот бюджет включает распределение расходов на 12 национальных проектов, на которые в ближайшие годы планируется потратить 13 трлн. рублей. При этом Кудрин пояснил, что поставленная президентом задача прорыва возможна будет при проведении институциальной политики и структурных реформ.
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, в свою очередь, заявил, что в бюджете проработана каждая цифра и не только с точки зрения трат, но и с точки зрения тех показателей, которые должны быть достигнуты.
Как пояснил «Веку» член комитета по контролю и регламенту Госдумы Виктор Карамышев, на национальные проекты, касающиеся демографии, здравоохранения и образования, в будущем году будет выделено почти 1,7 трлн. рублей.
По словам депутата, в Госдуме он достаточно долго возглавлял подкомитет по социальному развитию села, поэтому в первую очередь обращает внимание на статьи расходов в этой сфере. В 2019 году на госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия будет выделено 241,4 млрд. рублей, в этом году эта цифра была немного меньше – 238,7 млрд. рублей. «По чуть-чуть, но нам удается увеличивать расходы по наиболее важным сферам. Это касается, например, и социальной политики. В будущем году на нее будет выделено 4 трлн. 875,5 млрд. рублей, это на 227 млрд. рублей больше, чем в 2018 году», - заявил Карамышев.
Впрочем, он обращает внимание, что, к сожалению, пока не удается увеличить расходы на сельскую инфраструктуру. В 2019 году на подпрограмму устойчивого развития сельских территорий правительство предлагает выделить столько же денег, что и в этом году – около 16 млрд. рублей. «Считаю, что расходы на эти цели надо увеличить. Сельские труженики должны жить и работать в условиях, которые не хуже городских. Они это заслужили. Надеюсь, что ко второму чтению эта позиция будет услышана правительством», - полагает депутат.
Общая сумма расходов на социальный блок составит в 2019 году 6,8 трлн. рублей, а к 2020 году вырастет до 7,1 трлн. рублей. Это больше, чем расходы на оборону и безопасность, которые в 2019 и 2020 годах составят соответственно 2,4 и 2,5 трлн. рублей. Между тем, в бюджете этого года более чем до 3 трлн. рублей выросла доля секретных расходов. Они составят 2,9% ВВП.
Стоит заметить, что некоторые из аналитиков не разделяют оптимизм депутатов и правительства. Так, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев пояснил «Веку», что у него есть серьезные вопросы к этому бюджету.
По мнению экономиста, профицит бюджета в стране сейчас искусственный. Но он был ожидаемым, когда правительство взяло курс на сжимание расходов.
«Столь значимый профицит бюджета на фоне поднятия пенсионного возраста и повышения НДС выглядит вызывающим», - полагает Николаев. Повышение НДС должно дать в бюджет дополнительно еще несколько сотен млрд. рублей. При этом известно, что повышение этого налога является серьезным тормозом для экономики.
По словам Николаева, что касается триллионных трат, которые должны быть направлены на развитие национальных проектов, в частности, проекты, касающиеся демографии, здравоохранения и образования, то они могут произвести впечатление лишь на неискушенного человека. По мнению экономиста, нацпроекты объединили и текущую деятельность, поэтому они выглядят столь впечатляюще.
Стоит напомнить, что в первом чтении принимаются лишь основные параметры бюджета. Как средства будут перераспределяться внутри статей бюджета, будет решено при подготовке документа ко второму чтению. Оно пройдет 14 ноября, а третье окончательное чтение состоится 20 ноября.
Справка «Века». В 2020 году доходы составят 20,219 трлн. рублей, расходы — 18,994 трлн. рублей. Профицит — 1,224 трлн. рублей.
В 2021 году доходы ожидаются на уровне 20,978 трлн. рублей, расходы — 20,026 трлн. рублей, профицит — 952 млрд. рублей (0,8% ВВП).
Теперь полученные излишки обещают потратить с некоторым размахом. По словам первого заместителя председателя правительства, министра финансов Антона Силуанова, при подготовке бюджета кабмин руководствовался задачами, которые были поставлены «майскими указами» президента. Часть излишков будет потрачена, в частности, на экономическое развитие и улучшение качества работы институтов, которые направлены на повышение благосостояния жизни граждан. По словам Силуанова, профицитный бюджет – залог того, что обязательства будут выполнены без сокращений.
Помимо этого излишки будут также направлены на пополнение Резервного фонда, чтобы иметь подушку безопасности в случае негативного влияния извне на российскую экономику.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин напомнил о том, что этот бюджет включает распределение расходов на 12 национальных проектов, на которые в ближайшие годы планируется потратить 13 трлн. рублей. При этом Кудрин пояснил, что поставленная президентом задача прорыва возможна будет при проведении институциальной политики и структурных реформ.
Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, в свою очередь, заявил, что в бюджете проработана каждая цифра и не только с точки зрения трат, но и с точки зрения тех показателей, которые должны быть достигнуты.
Как пояснил «Веку» член комитета по контролю и регламенту Госдумы Виктор Карамышев, на национальные проекты, касающиеся демографии, здравоохранения и образования, в будущем году будет выделено почти 1,7 трлн. рублей.
По словам депутата, в Госдуме он достаточно долго возглавлял подкомитет по социальному развитию села, поэтому в первую очередь обращает внимание на статьи расходов в этой сфере. В 2019 году на госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия будет выделено 241,4 млрд. рублей, в этом году эта цифра была немного меньше – 238,7 млрд. рублей. «По чуть-чуть, но нам удается увеличивать расходы по наиболее важным сферам. Это касается, например, и социальной политики. В будущем году на нее будет выделено 4 трлн. 875,5 млрд. рублей, это на 227 млрд. рублей больше, чем в 2018 году», - заявил Карамышев.
Впрочем, он обращает внимание, что, к сожалению, пока не удается увеличить расходы на сельскую инфраструктуру. В 2019 году на подпрограмму устойчивого развития сельских территорий правительство предлагает выделить столько же денег, что и в этом году – около 16 млрд. рублей. «Считаю, что расходы на эти цели надо увеличить. Сельские труженики должны жить и работать в условиях, которые не хуже городских. Они это заслужили. Надеюсь, что ко второму чтению эта позиция будет услышана правительством», - полагает депутат.
Общая сумма расходов на социальный блок составит в 2019 году 6,8 трлн. рублей, а к 2020 году вырастет до 7,1 трлн. рублей. Это больше, чем расходы на оборону и безопасность, которые в 2019 и 2020 годах составят соответственно 2,4 и 2,5 трлн. рублей. Между тем, в бюджете этого года более чем до 3 трлн. рублей выросла доля секретных расходов. Они составят 2,9% ВВП.
Стоит заметить, что некоторые из аналитиков не разделяют оптимизм депутатов и правительства. Так, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев пояснил «Веку», что у него есть серьезные вопросы к этому бюджету.
По мнению экономиста, профицит бюджета в стране сейчас искусственный. Но он был ожидаемым, когда правительство взяло курс на сжимание расходов.
«Столь значимый профицит бюджета на фоне поднятия пенсионного возраста и повышения НДС выглядит вызывающим», - полагает Николаев. Повышение НДС должно дать в бюджет дополнительно еще несколько сотен млрд. рублей. При этом известно, что повышение этого налога является серьезным тормозом для экономики.
По словам Николаева, что касается триллионных трат, которые должны быть направлены на развитие национальных проектов, в частности, проекты, касающиеся демографии, здравоохранения и образования, то они могут произвести впечатление лишь на неискушенного человека. По мнению экономиста, нацпроекты объединили и текущую деятельность, поэтому они выглядят столь впечатляюще.
Стоит напомнить, что в первом чтении принимаются лишь основные параметры бюджета. Как средства будут перераспределяться внутри статей бюджета, будет решено при подготовке документа ко второму чтению. Оно пройдет 14 ноября, а третье окончательное чтение состоится 20 ноября.
Справка «Века». В 2020 году доходы составят 20,219 трлн. рублей, расходы — 18,994 трлн. рублей. Профицит — 1,224 трлн. рублей.
В 2021 году доходы ожидаются на уровне 20,978 трлн. рублей, расходы — 20,026 трлн. рублей, профицит — 952 млрд. рублей (0,8% ВВП).