Центральная Азия уходит от России к США
Накануне в Ташкенте состоялась встреча президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, прибывшим в страну с официальным визитом.
Сам факт визита Бердымухамедова в Узбекистан показывает, какое значение придает молодой Туркменбаши отношениям с Мирзиёевым. Так, в недавней встрече глав государств Средней и Центральной Азии участвовал лишь спикер парламента Туркменистана, так как президент Бердымухамедов, похоже, еще только присматривался к складывающейся после смерти Ислама Каримова политической конфигурации региона.
В ходе встречи президентов Узбекистана и Туркменистана был обсужден широкий круг вопросов, как сказано в их совместном заявлении по итогам переговоров, без какой-либо конкретизации. Озвучено лишь предложение Гурбангулы Бердымухамедова создать Совет глав государств Средней Азии и поставить встречи между ними на регулярную основу.
Представляется, что одной из основных тем, которые обсуждались во время встречи двух президентов, была ситуация в Афганистане. Ранее при активной поддержке президента США Дональда Трампа президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев провел в Ташкенте международную конференцию по Афганистану. В свете анонсированного вывода из Афганистана американских войск в регионе присутствуют нешуточные опасения, что это может превратить Центральную Азию в «Евразийские Балканы».
Это опасение является, пожалуй, главным консолидирующим фактором стран региона. Особенность этой консолидации в том, что она идет при лидерстве Казахстана и Узбекистана и без участия России. Напомним, что 15 марта в Астане состоялся саммит глав пяти стран Центральной Азии, причем впервые без участия России.
Неделю назад заместитель министра обороны, командующий войсками ПВО и ВВС Узбекистана генерал-майор Ахмад Бурханов заявил о намерении Ташкента заключить двусторонние соглашения по ПВО со всеми соседними странами СНГ. По словам Бурханова, в ближайшее время такое соглашение будет подписано с Казахстаном, а затем с Киргизией, Туркменистаном и Таджикистаном.
Несмотря на дежурную оговорку командующего узбекскими войсками ПВО о том, что Россия остается «важным стратегическим партнером», реально это означает мягкое дистанцирование России от системы коллективной обороны и безопасности региона, что рано или поздно превратит ОДКБ в пустую формальность.
Во время визита президента Туркменистана в Ташкент были, безусловно, обсуждены и вопросы коллективной обороны. Предположительно, могло обсуждаться расширение присутствия в регионе американских вооруженных сил с тем, чтобы при этом еще и сохранить военно-техническое сотрудничество с Россией.
Один из самых щекотливых и закрытых вопросов региональной тематики – наркотранзит. Туркмения – основной региональный транзитер афганских тяжелых наркотиков на их пути в Европу. Уже много лет на аэродромы республики регулярно садятся якобы для ремонтно-профилактических работ военно-транспортные самолеты США, в которые загружается этот опасный груз. Один из секретов политической стабильности Туркмении как раз и состоит в том, что авторитарный политический режим позволяет глобальным акторам, в первую очередь, США, использовать ее территорию в своих не подлежащих широкой огласке целях.
Российское присутствие в том же Туркменистане будет неизбежно уменьшаться, в том числе и из-за того, что русские жители Туркмении покидают страну, в которой осталась лишь одна русская школа - в Ашхабаде. Граждане республики не принимают участия в массовой трудовой миграции в Россию.
Установление Узбекистаном двухсторонних контактов с Туркменией на высшем уровне означает, что самая закрытая республика Центральной Азии входит в региональный альянс, который будет консолидироваться без участия России и при активном содействии США.
Между тем, по мнению наших источников в Генштабе РФ, Туркменистан - это своего рода ключ к Центральной Азии. Дестабилизация этой республики мгновенно приведет к переформатированию всего региона.
В этом плане никто не может знать, каковы реальные планы американских стратегов, которые успешно переформатировали Ближний Восток под флагом борьбы с терроризмом и вполне могут приступить к балканизации центральноазиатского региона, когда сочтут, что это отвечает их интересам.
На сегодняшний день такой сценарий невозможен из-за существования ОДКБ и решимости силовиков всех без исключения стран региона жестко подавлять любые экстремистские организации, будь то внутренние оппозиционеры или джихадисты с севера Афганистана, где при содействии ЦРУ созданы лагеря, в которых сосредоточено до 15 тыс. боевиков, перебравшихся сюда с Ближнего Востока.
Но в случае исключения России и ее вооруженных сил из системы региональной коллективной обороны (а все идет именно к этому) ведущим актором здесь станут США, которые под угрозой активизации подконтрольных им джихадистов смогут навязывать пяти вставшим на путь самостоятельного развития странам Центральной Азии свою политическую волю.
В ходе встречи президентов Узбекистана и Туркменистана был обсужден широкий круг вопросов, как сказано в их совместном заявлении по итогам переговоров, без какой-либо конкретизации. Озвучено лишь предложение Гурбангулы Бердымухамедова создать Совет глав государств Средней Азии и поставить встречи между ними на регулярную основу.
Представляется, что одной из основных тем, которые обсуждались во время встречи двух президентов, была ситуация в Афганистане. Ранее при активной поддержке президента США Дональда Трампа президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев провел в Ташкенте международную конференцию по Афганистану. В свете анонсированного вывода из Афганистана американских войск в регионе присутствуют нешуточные опасения, что это может превратить Центральную Азию в «Евразийские Балканы».
Это опасение является, пожалуй, главным консолидирующим фактором стран региона. Особенность этой консолидации в том, что она идет при лидерстве Казахстана и Узбекистана и без участия России. Напомним, что 15 марта в Астане состоялся саммит глав пяти стран Центральной Азии, причем впервые без участия России.
Неделю назад заместитель министра обороны, командующий войсками ПВО и ВВС Узбекистана генерал-майор Ахмад Бурханов заявил о намерении Ташкента заключить двусторонние соглашения по ПВО со всеми соседними странами СНГ. По словам Бурханова, в ближайшее время такое соглашение будет подписано с Казахстаном, а затем с Киргизией, Туркменистаном и Таджикистаном.
Несмотря на дежурную оговорку командующего узбекскими войсками ПВО о том, что Россия остается «важным стратегическим партнером», реально это означает мягкое дистанцирование России от системы коллективной обороны и безопасности региона, что рано или поздно превратит ОДКБ в пустую формальность.
Во время визита президента Туркменистана в Ташкент были, безусловно, обсуждены и вопросы коллективной обороны. Предположительно, могло обсуждаться расширение присутствия в регионе американских вооруженных сил с тем, чтобы при этом еще и сохранить военно-техническое сотрудничество с Россией.
Один из самых щекотливых и закрытых вопросов региональной тематики – наркотранзит. Туркмения – основной региональный транзитер афганских тяжелых наркотиков на их пути в Европу. Уже много лет на аэродромы республики регулярно садятся якобы для ремонтно-профилактических работ военно-транспортные самолеты США, в которые загружается этот опасный груз. Один из секретов политической стабильности Туркмении как раз и состоит в том, что авторитарный политический режим позволяет глобальным акторам, в первую очередь, США, использовать ее территорию в своих не подлежащих широкой огласке целях.
Российское присутствие в том же Туркменистане будет неизбежно уменьшаться, в том числе и из-за того, что русские жители Туркмении покидают страну, в которой осталась лишь одна русская школа - в Ашхабаде. Граждане республики не принимают участия в массовой трудовой миграции в Россию.
Установление Узбекистаном двухсторонних контактов с Туркменией на высшем уровне означает, что самая закрытая республика Центральной Азии входит в региональный альянс, который будет консолидироваться без участия России и при активном содействии США.
Между тем, по мнению наших источников в Генштабе РФ, Туркменистан - это своего рода ключ к Центральной Азии. Дестабилизация этой республики мгновенно приведет к переформатированию всего региона.
В этом плане никто не может знать, каковы реальные планы американских стратегов, которые успешно переформатировали Ближний Восток под флагом борьбы с терроризмом и вполне могут приступить к балканизации центральноазиатского региона, когда сочтут, что это отвечает их интересам.
На сегодняшний день такой сценарий невозможен из-за существования ОДКБ и решимости силовиков всех без исключения стран региона жестко подавлять любые экстремистские организации, будь то внутренние оппозиционеры или джихадисты с севера Афганистана, где при содействии ЦРУ созданы лагеря, в которых сосредоточено до 15 тыс. боевиков, перебравшихся сюда с Ближнего Востока.
Но в случае исключения России и ее вооруженных сил из системы региональной коллективной обороны (а все идет именно к этому) ведущим актором здесь станут США, которые под угрозой активизации подконтрольных им джихадистов смогут навязывать пяти вставшим на путь самостоятельного развития странам Центральной Азии свою политическую волю.