Центробанк признал незаконными комиссии за неактивные счета
Банки не вправе снимать комиссии за обслуживание счетов, по которым долго не проводятся операции, без повторной ежегодной идентификации клиентов, разъяснил ЦБ. Сейчас по неиспользуемым счетам комиссии списываются, как и по действующим.
С разъяснениями регулятора относительно процедуры взимания платы за счета, которые длительное время не используются для проведения финансовых операций, ознакомился «КоммерсантЪ». Банк России сослался на требования федерального закона о препятствовании отмыванию доходов, а также положения об идентификации клиентов банковских учреждений. Первый предусматривает ежегодную актуализацию данных о клиенте, а второй предписывает не обновлять информацию о владельцах счетов, с которыми сотрудники банка не смогли выйти на связь, и которые не проявляют активности в использовании счетов.
Финучреждения ранее обратились к Банку России за разъяснениями правомерности начисления комиссионных платежей за обслуживание счетами, собственники которых не выходят на связь. В Центробанке дали отрицательный ответ, напомнив, что клиент должен одобрить снятие комиссии, соответственно, без актуализации данных о нем списывать средства нельзя. Это требование противоречит практике большинства банков, которые по умолчанию взыскивают комиссионные средства с неактивных счетов, часто не уведомляя о своих действиях владельцев этих счетов.
Чаще всего с неприятными сюрпризами в виде задолженности за комиссию по неактивным платежным картам сталкиваются россияне, которые не пользуются картой определенного банка, и по истечении срока ее действия забыли о ее существовании. Однако карточный счет сохраняется, поскольку финучреждение не получило заявление о его закрытии, соответственно, комиссия начисляется, невзирая на отсутствие у клиента активной карты. Правомерность такого подхода подтверждает руководитель дирекции по работе с частными клиентами «Сити-банка» Михаил Бернер. Соответственно, за годовое обслуживание нерабочего карточного счета со стандартным пакетом услуг набегает примерно 750 рублей, а владельцам неактивных премиальных карт приходится платить по несколько тысяч рублей.
Бывший руководитель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин предупреждает, вряд ли банки начнут неукоснительно выполнять предписание регулятора, поскольку снятие комиссионных автоматизировано, и проводится специализированными программами без учета информации о том, был ли каждый конкретный клиент идентифицирован в текущем году.
Финучреждения ранее обратились к Банку России за разъяснениями правомерности начисления комиссионных платежей за обслуживание счетами, собственники которых не выходят на связь. В Центробанке дали отрицательный ответ, напомнив, что клиент должен одобрить снятие комиссии, соответственно, без актуализации данных о нем списывать средства нельзя. Это требование противоречит практике большинства банков, которые по умолчанию взыскивают комиссионные средства с неактивных счетов, часто не уведомляя о своих действиях владельцев этих счетов.
Чаще всего с неприятными сюрпризами в виде задолженности за комиссию по неактивным платежным картам сталкиваются россияне, которые не пользуются картой определенного банка, и по истечении срока ее действия забыли о ее существовании. Однако карточный счет сохраняется, поскольку финучреждение не получило заявление о его закрытии, соответственно, комиссия начисляется, невзирая на отсутствие у клиента активной карты. Правомерность такого подхода подтверждает руководитель дирекции по работе с частными клиентами «Сити-банка» Михаил Бернер. Соответственно, за годовое обслуживание нерабочего карточного счета со стандартным пакетом услуг набегает примерно 750 рублей, а владельцам неактивных премиальных карт приходится платить по несколько тысяч рублей.
Бывший руководитель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин предупреждает, вряд ли банки начнут неукоснительно выполнять предписание регулятора, поскольку снятие комиссионных автоматизировано, и проводится специализированными программами без учета информации о том, был ли каждый конкретный клиент идентифицирован в текущем году.