С разъяснениями регулятора относительно процедуры взимания платы за счета, которые длительное время не используются для проведения финансовых операций, ознакомился «КоммерсантЪ». Банк России сослался на требования федерального закона о препятствовании отмыванию доходов, а также положения об идентификации клиентов банковских учреждений. Первый предусматривает ежегодную актуализацию данных о клиенте, а второй предписывает не обновлять информацию о владельцах счетов, с которыми сотрудники банка не смогли выйти на связь, и которые не проявляют активности в использовании счетов.
Финучреждения ранее обратились к Банку России за разъяснениями правомерности начисления комиссионных платежей за обслуживание счетами, собственники которых не выходят на связь. В Центробанке дали отрицательный ответ, напомнив, что клиент должен одобрить снятие комиссии, соответственно, без актуализации данных о нем списывать средства нельзя. Это требование противоречит практике большинства банков, которые по умолчанию взыскивают комиссионные средства с неактивных счетов, часто не уведомляя о своих действиях владельцев этих счетов.
Чаще всего с неприятными сюрпризами в виде задолженности за комиссию по неактивным платежным картам сталкиваются россияне, которые не пользуются картой определенного банка, и по истечении срока ее действия забыли о ее существовании. Однако карточный счет сохраняется, поскольку финучреждение не получило заявление о его закрытии, соответственно, комиссия начисляется, невзирая на отсутствие у клиента активной карты. Правомерность такого подхода подтверждает руководитель дирекции по работе с частными клиентами «Сити-банка» Михаил Бернер. Соответственно, за годовое обслуживание нерабочего карточного счета со стандартным пакетом услуг набегает примерно 750 рублей, а владельцам неактивных премиальных карт приходится платить по несколько тысяч рублей.
Бывший руководитель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин предупреждает, вряд ли банки начнут неукоснительно выполнять предписание регулятора, поскольку снятие комиссионных автоматизировано, и проводится специализированными программами без учета информации о том, был ли каждый конкретный клиент идентифицирован в текущем году.