Цены самолету не было еще долго…
В нынешнем году у этой замечательной машины сразу несколько юбилеев. Легенда гласит, что ее жизнь началась благодаря Первому секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущёву, когда весной 1960 года ему довелось полетать на французской «каравелле».
Неравнодушный к авиации, он позавидовал французам и после возвращения в Москву встретился с авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым и предложил ему создать подобный самолёт, что в итоге и было сделано. Через пять лет, в 1965 году, самолёту было присвоено обозначение Ту-134 и изготовлено 9 предсерийных машин, предназначенных для лётных испытаний. Серийный их выпуск на Харьковском авиационном производственном объединении продолжался 18 лет.
Ту-134 считается одним из самых удачных самолётов своего времени не только в СССР, но и в мире. О том, насколько хорош был лайнер, свидетельствует тот факт, что этот самолет стал одним из самых массовых и популярных в стране. Достаточно вспомнить его народное прозвище «свисток» за длинный узкий профиль фюзеляжа и высокую ноту звука двигателей, а в НАТО его назвали Crysty, то есть «Дерзкий». Кстати, этот характерный нос фюзеляжа имел вполне технологичное назначение – там располагалось рабочее место штурмана. Свой последний пассажирский рейс из Иркутска в Мирный Ту-134 совершил в мае прошлого года. На борту было 70 пассажиров. Дальше его путь лежал в Новосибирск - на вечную стоянку в Музей авиации и космонавтики. Между тем, военная модификация этой машины активно используется и сегодня.
Однажды в небе над Тбилиси
- Замечательная машина, как и положено по причине морального старения, ушла на заслуженный отдых, - делился своими впечатлениями по поводу прощания с легендой бывший штурман Тбилисского авиаотряда, Герой Советского Союза Владимир Гасоян. - Душа болит, правда, от того, что ему не пришла пока достойная отечественная смена - место ближне- и среднемагистральника Ту-134 сегодня занимают машины канадского и бразильского производства. Мог бы выполнить эту миссию шедший ему на замену Ту-334, но объяснить, почему это не происходит, никто не возьмется. Увы, но гражданское детище «Сухого» - наш суперджет, мягко говоря, ему сильно проигрывает.
В пилотскую кабину Ту-134 Владимир Бадоевич сел после окончания Академии в 1981 году, и самолет стал для него, как он образно признается, «живым» существом, добрым и манящим.
- Каждый раз, подходя к нему, я здоровался с ним как с большим другом и обязательно поглаживал носовую часть, в которой мне предстояло работать. Говорил: «Ну, что, полетели, друг?» Это был красавец, память о котором я пронес через всю свою жизнь. Тех, кому доводилось на нем летать, он покорял эстетикой и стремительностью полета. Придя на замену Ту-124, в отличие от предшественника самолет обзавелся двигателями, перемещенными в хвостовую часть, что повысило комфорт пассажиров. Первые образцы выпускались Харьковским авиазаводом без системы реверса, поэтому при посадке использовались парашюты. Нам, штурманам, было еще приятно и то, что в его носовой части конструкторы предусмотрели для нас рабочие места. Современное навигационное оборудование и остекленная часть кабины обеспечивали не только успех нашей работы, но и отличный обзор происходящего в полете и особенно при посадке. Благодаря этому ты ощущал свою причастность к благополучному выполнению каждого рейса. После набора высоты командир делегировал именно штурману контроль за нормальной работой автопилота.
В общей сложности Гасоян налетал на этом самолете около восьми лет. «Эти годы, - считает он, - стали в моей жизни основополагающими. Они подарили мне не только профессиональное счастье, но и жизнь».
Здесь с Владимиром Бадоевичем можно поспорить по поводу того, кто кому дарил жизнь. 18 ноября 1983 года именно его смелые действия в сложнейшей обстановке стали решающими в противостоянии с бандой угонщиков, атаковавших экипаж Ту-134 в небе над Тбилиси. Самолет с 57 пассажирами благополучно приземлился в столице Грузии, а штурман Гасоян за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.
А дальше - тишина
Сегодня считается хорошим тоном уничижительно отзываться о достижениях советского авиапрома. А ведь тот же Ту-134 стал и первым нашим удачным международным проектом.
Вот фрагменты авиафорума пилотов, которые признаются, что лайнер оставил самые добрые о себе воспоминания. «Он хоть и громкий, но надежный. А еще достаточно экономичный в сравнении с новыми иностранными моделями».
«…Ту-134 умеет делать практически всё то же, что и эти А320, и Боинги, и кое-что даже лучше, только достигается это чуть большими усилиями экипажа (надо сделать чуть больше движений и включить чуть больше тумблеров). При этом аэродинамика превосходная, по минимальным скоростям, по боковому ветру, по поведению на ВПП (даже при слабеньком сцеплении), по прочности машина прекрасная. Надо было в 1980-е и 90-е не дурью маяться, а модернизировать ее. И цены бы ей не было ещё долго».
«…Я когда лечу на А320, ну, не получаю удовольствия от полета, нет его, хоть тресни. Это чисто коммерческий самолет. А на родном Ту лечу - почти кайф чувствую, как он плавно летит, как плотно сидит в воздухе, как приятно реагирует на рули. И, наконец, это просто очень красивая машина, а не летающая бочка как Б737-500».
«…Ту-134 - это «учебная парта». При боковом ветре до 20 м/с - из наших советских машин у него самый лучший показатель. Да просто поговорите с теми, кто летал на Ту-134 по-настоящему, слов кроме «прекрасный самолет», «исключительная машина» не встретите. На днях говорил с командиром, который из Питера первый рейс на Ту-134 совершал в 1968 году (!), спросил, что он сейчас о Ту-134 думает, и он ответил: «Бесподобная машина! Считаю за честь, что летал на ней».
Добавим к этим рассуждениям бывалых авиаторов, что это была машина, первой из выпускаемых в нашей стране получившая международную сертификацию, благодаря чему стала поставляться на экспорт в десятки зарубежных стран. За долгие годы эксплуатации Ту-134 по показателю коэффициента надежности зарекомендовал себя практически безотказным. Выдающейся особенностью самолета являются непревзойденные до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлете и посадке. Всего с конвейера Харьковского авиазавода сошло 852 лайнера. В 1984 году серийное производство самолёта было прекращено, хотя в последующие годы выпущено ещё несколько единиц. Последний «свисток» и «стиляга» сошёл с конвейера Харьковского авиазавода 30 июня 1989 года. До начала 1990-х годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн. пассажиров. А в 2011 году на тот момент президент РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу постепенно вывести лайнеры Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах.
Несколько любопытных историй из жизни Ту-134
● Как вспоминал главный конструктор Ту-134, лауреат Ленинской премии Леонид Селяков, его едва не сняли с должности, когда он позволил себе в начале 80-х дать интервью СМИ о проектных работах над сменщиком - новым самолетом Ту-204. За «преступное» разглашение гостайны он получил выговор от министра авиапромышленности и был предупрежден, что в следующий подобный раз его уволят.
● В 1973 году Ту-134, управляемый летчиками-испытателями, благополучно приводнился с выпущенными шасси на Икшинском водохранилище в Подмосковье. Это дало повод для дальнейших испытаний машины при вынужденных приземлениях.
Кинематографическая судьба лайнера
…Именно на этом самолете летели в Москву интуристы из «Невероятных приключений итальянцев в России». Ту-134 совершал экстренную посадку на шоссе... Кстати, конечно, ни на какое шоссе самолет не садился. Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. В общей сложности самолёт сажали шесть раз и каждый раз безупречно. Кадры, где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили, снимали на резервной полосе. Кстати, и за рулем автомобилей по требованию руководства школы сидели пилоты – им легче было ориентироваться в сложной аэродромной обстановке.
…Именно на Ту-134 летит «поддатый» Женя Лукашин из Москвы в Ленинград в новогодней комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Правда, как заметили дотошные авиаторы, в столице его «грузят» в Ил-62, в полёте показывают Ту-134, а на ленинградскую землю Евгений сходит из Ту-154.
…Да что там кино – Ту-134 в советские годы можно было купить в любом киоске, в честь советского самолета была названа марка самых популярных болгарских сигарет.
И последнее. Борт, который должен стать экспонатом музея, созданного при новосибирском аэропорте Толмачево, по некоторым сведениям, был личным самолетом Аллы Пугачевой, на нем примадонна облетела всю страну. Так или иначе, сегодня увидеть легендарный лайнер проще всего в качестве музейного экспоната. Некоторые Ту-134 установлены в качестве памятников. До последнего времени их можно было встретить в аэропортах Воронежа, Кишинёва, Минска, Могилёва, Мурома, Ульяновска, Полтавы, Риги и т. д. Так, в Москве первый прототип Ту-134 (Ту-124А), опытный экземпляр с бортовым номером СССР-45075, был установлен сначала на ВДНХ, а затем на территории СПТУ №164 при АНТК им. Туполева в Новогиреево. Этот самолёт-памятник был снесён и распилен в начале апреля 2013 года.
Ту-134 считается одним из самых удачных самолётов своего времени не только в СССР, но и в мире. О том, насколько хорош был лайнер, свидетельствует тот факт, что этот самолет стал одним из самых массовых и популярных в стране. Достаточно вспомнить его народное прозвище «свисток» за длинный узкий профиль фюзеляжа и высокую ноту звука двигателей, а в НАТО его назвали Crysty, то есть «Дерзкий». Кстати, этот характерный нос фюзеляжа имел вполне технологичное назначение – там располагалось рабочее место штурмана. Свой последний пассажирский рейс из Иркутска в Мирный Ту-134 совершил в мае прошлого года. На борту было 70 пассажиров. Дальше его путь лежал в Новосибирск - на вечную стоянку в Музей авиации и космонавтики. Между тем, военная модификация этой машины активно используется и сегодня.
Однажды в небе над Тбилиси
- Замечательная машина, как и положено по причине морального старения, ушла на заслуженный отдых, - делился своими впечатлениями по поводу прощания с легендой бывший штурман Тбилисского авиаотряда, Герой Советского Союза Владимир Гасоян. - Душа болит, правда, от того, что ему не пришла пока достойная отечественная смена - место ближне- и среднемагистральника Ту-134 сегодня занимают машины канадского и бразильского производства. Мог бы выполнить эту миссию шедший ему на замену Ту-334, но объяснить, почему это не происходит, никто не возьмется. Увы, но гражданское детище «Сухого» - наш суперджет, мягко говоря, ему сильно проигрывает.
В пилотскую кабину Ту-134 Владимир Бадоевич сел после окончания Академии в 1981 году, и самолет стал для него, как он образно признается, «живым» существом, добрым и манящим.
- Каждый раз, подходя к нему, я здоровался с ним как с большим другом и обязательно поглаживал носовую часть, в которой мне предстояло работать. Говорил: «Ну, что, полетели, друг?» Это был красавец, память о котором я пронес через всю свою жизнь. Тех, кому доводилось на нем летать, он покорял эстетикой и стремительностью полета. Придя на замену Ту-124, в отличие от предшественника самолет обзавелся двигателями, перемещенными в хвостовую часть, что повысило комфорт пассажиров. Первые образцы выпускались Харьковским авиазаводом без системы реверса, поэтому при посадке использовались парашюты. Нам, штурманам, было еще приятно и то, что в его носовой части конструкторы предусмотрели для нас рабочие места. Современное навигационное оборудование и остекленная часть кабины обеспечивали не только успех нашей работы, но и отличный обзор происходящего в полете и особенно при посадке. Благодаря этому ты ощущал свою причастность к благополучному выполнению каждого рейса. После набора высоты командир делегировал именно штурману контроль за нормальной работой автопилота.
В общей сложности Гасоян налетал на этом самолете около восьми лет. «Эти годы, - считает он, - стали в моей жизни основополагающими. Они подарили мне не только профессиональное счастье, но и жизнь».
Здесь с Владимиром Бадоевичем можно поспорить по поводу того, кто кому дарил жизнь. 18 ноября 1983 года именно его смелые действия в сложнейшей обстановке стали решающими в противостоянии с бандой угонщиков, атаковавших экипаж Ту-134 в небе над Тбилиси. Самолет с 57 пассажирами благополучно приземлился в столице Грузии, а штурман Гасоян за этот подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза.
А дальше - тишина
Сегодня считается хорошим тоном уничижительно отзываться о достижениях советского авиапрома. А ведь тот же Ту-134 стал и первым нашим удачным международным проектом.
Вот фрагменты авиафорума пилотов, которые признаются, что лайнер оставил самые добрые о себе воспоминания. «Он хоть и громкий, но надежный. А еще достаточно экономичный в сравнении с новыми иностранными моделями».
«…Ту-134 умеет делать практически всё то же, что и эти А320, и Боинги, и кое-что даже лучше, только достигается это чуть большими усилиями экипажа (надо сделать чуть больше движений и включить чуть больше тумблеров). При этом аэродинамика превосходная, по минимальным скоростям, по боковому ветру, по поведению на ВПП (даже при слабеньком сцеплении), по прочности машина прекрасная. Надо было в 1980-е и 90-е не дурью маяться, а модернизировать ее. И цены бы ей не было ещё долго».
«…Я когда лечу на А320, ну, не получаю удовольствия от полета, нет его, хоть тресни. Это чисто коммерческий самолет. А на родном Ту лечу - почти кайф чувствую, как он плавно летит, как плотно сидит в воздухе, как приятно реагирует на рули. И, наконец, это просто очень красивая машина, а не летающая бочка как Б737-500».
«…Ту-134 - это «учебная парта». При боковом ветре до 20 м/с - из наших советских машин у него самый лучший показатель. Да просто поговорите с теми, кто летал на Ту-134 по-настоящему, слов кроме «прекрасный самолет», «исключительная машина» не встретите. На днях говорил с командиром, который из Питера первый рейс на Ту-134 совершал в 1968 году (!), спросил, что он сейчас о Ту-134 думает, и он ответил: «Бесподобная машина! Считаю за честь, что летал на ней».
Добавим к этим рассуждениям бывалых авиаторов, что это была машина, первой из выпускаемых в нашей стране получившая международную сертификацию, благодаря чему стала поставляться на экспорт в десятки зарубежных стран. За долгие годы эксплуатации Ту-134 по показателю коэффициента надежности зарекомендовал себя практически безотказным. Выдающейся особенностью самолета являются непревзойденные до сих пор ограничения по величинам встречной (30 м/c) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлете и посадке. Всего с конвейера Харьковского авиазавода сошло 852 лайнера. В 1984 году серийное производство самолёта было прекращено, хотя в последующие годы выпущено ещё несколько единиц. Последний «свисток» и «стиляга» сошёл с конвейера Харьковского авиазавода 30 июня 1989 года. До начала 1990-х годов парк Ту-134 только в СССР перевез около 500 млн. пассажиров. А в 2011 году на тот момент президент РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу постепенно вывести лайнеры Ту-134 из эксплуатации на регулярных рейсах.
Несколько любопытных историй из жизни Ту-134
● Как вспоминал главный конструктор Ту-134, лауреат Ленинской премии Леонид Селяков, его едва не сняли с должности, когда он позволил себе в начале 80-х дать интервью СМИ о проектных работах над сменщиком - новым самолетом Ту-204. За «преступное» разглашение гостайны он получил выговор от министра авиапромышленности и был предупрежден, что в следующий подобный раз его уволят.
● В 1973 году Ту-134, управляемый летчиками-испытателями, благополучно приводнился с выпущенными шасси на Икшинском водохранилище в Подмосковье. Это дало повод для дальнейших испытаний машины при вынужденных приземлениях.
Кинематографическая судьба лайнера
…Именно на этом самолете летели в Москву интуристы из «Невероятных приключений итальянцев в России». Ту-134 совершал экстренную посадку на шоссе... Кстати, конечно, ни на какое шоссе самолет не садился. Сцену с посадкой Ту-134 снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации, ВПП «загримировали» под шоссе. В общей сложности самолёт сажали шесть раз и каждый раз безупречно. Кадры, где Ту-134 едет по шоссе, а под ним снуют автомобили, снимали на резервной полосе. Кстати, и за рулем автомобилей по требованию руководства школы сидели пилоты – им легче было ориентироваться в сложной аэродромной обстановке.
…Именно на Ту-134 летит «поддатый» Женя Лукашин из Москвы в Ленинград в новогодней комедии Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Правда, как заметили дотошные авиаторы, в столице его «грузят» в Ил-62, в полёте показывают Ту-134, а на ленинградскую землю Евгений сходит из Ту-154.
…Да что там кино – Ту-134 в советские годы можно было купить в любом киоске, в честь советского самолета была названа марка самых популярных болгарских сигарет.
И последнее. Борт, который должен стать экспонатом музея, созданного при новосибирском аэропорте Толмачево, по некоторым сведениям, был личным самолетом Аллы Пугачевой, на нем примадонна облетела всю страну. Так или иначе, сегодня увидеть легендарный лайнер проще всего в качестве музейного экспоната. Некоторые Ту-134 установлены в качестве памятников. До последнего времени их можно было встретить в аэропортах Воронежа, Кишинёва, Минска, Могилёва, Мурома, Ульяновска, Полтавы, Риги и т. д. Так, в Москве первый прототип Ту-134 (Ту-124А), опытный экземпляр с бортовым номером СССР-45075, был установлен сначала на ВДНХ, а затем на территории СПТУ №164 при АНТК им. Туполева в Новогиреево. Этот самолёт-памятник был снесён и распилен в начале апреля 2013 года.