Цены снова вырастут: Госдума планирует запретить расчеты наличными в магазинах
Примечательно, что принятие анонсированного главой комитета по финансовым рынкам законопроекта, считают эксперты, может негативно отразиться, прежде всего, на простых россиянах – потребителях товаров и услуг.
В Государственной думе, как сообщают источники, уже сейчас ведется подготовка проекта закона, который подразумевает постепенное снижение порога оборота средств, по достижению которого магазины обязуются предоставлять клиентам возможность безналичного расчета. Об этом прессе рассказала глава думского комитета по финансовым рынкам – депутат от фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков.
Стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством, обязательный безналичный расчет должны вводить компании, оборот которых достигает отметки в 40 миллионов рублей в год. Теперь же законодатели планируют снизить этот порог в несколько этапов, пока он не окажется нулевым.
«Подготовлен проект закона, который сейчас обсуждается в кабинете министров, последнее обсуждение состоялось также в Роспотребнадзоре. В целом, эта инициатива получила поддержку, думаю, что еще до конца этого года закон будет принят и уже с 2020 года планка начнет снижаться. Сначала она будет снижена до 20 миллионов рублей в год наличного оборота, затем – до 10 миллионов, позднее – до 5 миллионов, и, наконец, до нулевой отметки», - заявил парламентарий.
Примечательно, что обязать магазины и компании вести безналичные расчеты с клиентами законодатели засобирались под довольно шумную дискуссию в обществе, деловой и экспертной среде. Участники рынка и экономисты давно отмечают, что российские банки, предоставляющие компаниям услуги эквайринга, завышают тарифы, что негативно отражается на ценах и доходности самого бизнеса. Аксаков существование этой проблемы не отрицает, по его словам, проблема заключается в монополизированности российского рынка эквайринга.
«Мы обратились к Центробанку и Федеральной антимонопольной службе, попросили их представить свои предложения на этот счет. Если появится такая необходимость, то мы законодательно отрегулируем формирование тарифов на услуги эквайринга. Однако, вполне возможно, что в этом смысле будет достаточно лишь решения ФАС – ведомство могло бы просто установить предельные размеры тарифов на такие услуги», - добавил Аксаков.
Парламентарий также подчеркнул, что регулирование тарифов эквайринга со стороны государства при этом не может быть слишком жестким, потому что это негативно отразится на привлекательности российского рынка для новых игроков, а также навредит конкуренции. Более того, по его словам, более высокие в сравнении с европейскими банками тарифы на услуги эквайринга в России компенсируются отечественными финансовыми учреждениями за счет использования разнообразных программ лояльности, в том числе кешбэка.
Примечательно, что принятие анонсированного главой комитета по финансовым рынкам законопроекта, считают эксперты, может негативно отразиться, прежде всего, на простых россиянах – потребителях товаров и услуг. Очевидно, что при отсутствии жесткого регулирования тарифов на эквайринг от российских банков, ситуация в этом сегменте не изменится, в то же время, новые правила заставят бизнес вести больше (если не все) расчетов в безналичной форме, а значит возрастут издержки.
История показывает, что если издержки растут, российский бизнес довольно быстро компенсирует эти расходы за счет обычного потребителя. На практике это будет выглядеть довольно просто: магазин или любая другая организация, которая будет вынуждена заводить больший объем денег через эквайринг и платить за эту услугу серьезные комиссионные, буквально сразу же повысит цены на товары и услуги. А потребитель, в свою очередь, будет поставлен в ситуацию, когда выгодную цену ему не смогут предложить даже конкурирующие компании – все они будут поставлены в одинаковые условия и окажутся едва ли не в заложниках у банков. Снижения цен на услугу ждать тоже не стоит: новые игроки на российском рынке в ближайшие годы не появятся – всем уже известно о том, насколько привлекателен он для инвесторов. Впрочем, не исключено, что законодатели и сами не хотят давить на банки по этому поводу, где-то играет роль лобби, где-то – иные причины… сказано же, есть кешбэк, а это уже «щедро».
Стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством, обязательный безналичный расчет должны вводить компании, оборот которых достигает отметки в 40 миллионов рублей в год. Теперь же законодатели планируют снизить этот порог в несколько этапов, пока он не окажется нулевым.
«Подготовлен проект закона, который сейчас обсуждается в кабинете министров, последнее обсуждение состоялось также в Роспотребнадзоре. В целом, эта инициатива получила поддержку, думаю, что еще до конца этого года закон будет принят и уже с 2020 года планка начнет снижаться. Сначала она будет снижена до 20 миллионов рублей в год наличного оборота, затем – до 10 миллионов, позднее – до 5 миллионов, и, наконец, до нулевой отметки», - заявил парламентарий.
Примечательно, что обязать магазины и компании вести безналичные расчеты с клиентами законодатели засобирались под довольно шумную дискуссию в обществе, деловой и экспертной среде. Участники рынка и экономисты давно отмечают, что российские банки, предоставляющие компаниям услуги эквайринга, завышают тарифы, что негативно отражается на ценах и доходности самого бизнеса. Аксаков существование этой проблемы не отрицает, по его словам, проблема заключается в монополизированности российского рынка эквайринга.
«Мы обратились к Центробанку и Федеральной антимонопольной службе, попросили их представить свои предложения на этот счет. Если появится такая необходимость, то мы законодательно отрегулируем формирование тарифов на услуги эквайринга. Однако, вполне возможно, что в этом смысле будет достаточно лишь решения ФАС – ведомство могло бы просто установить предельные размеры тарифов на такие услуги», - добавил Аксаков.
Парламентарий также подчеркнул, что регулирование тарифов эквайринга со стороны государства при этом не может быть слишком жестким, потому что это негативно отразится на привлекательности российского рынка для новых игроков, а также навредит конкуренции. Более того, по его словам, более высокие в сравнении с европейскими банками тарифы на услуги эквайринга в России компенсируются отечественными финансовыми учреждениями за счет использования разнообразных программ лояльности, в том числе кешбэка.
Примечательно, что принятие анонсированного главой комитета по финансовым рынкам законопроекта, считают эксперты, может негативно отразиться, прежде всего, на простых россиянах – потребителях товаров и услуг. Очевидно, что при отсутствии жесткого регулирования тарифов на эквайринг от российских банков, ситуация в этом сегменте не изменится, в то же время, новые правила заставят бизнес вести больше (если не все) расчетов в безналичной форме, а значит возрастут издержки.
История показывает, что если издержки растут, российский бизнес довольно быстро компенсирует эти расходы за счет обычного потребителя. На практике это будет выглядеть довольно просто: магазин или любая другая организация, которая будет вынуждена заводить больший объем денег через эквайринг и платить за эту услугу серьезные комиссионные, буквально сразу же повысит цены на товары и услуги. А потребитель, в свою очередь, будет поставлен в ситуацию, когда выгодную цену ему не смогут предложить даже конкурирующие компании – все они будут поставлены в одинаковые условия и окажутся едва ли не в заложниках у банков. Снижения цен на услугу ждать тоже не стоит: новые игроки на российском рынке в ближайшие годы не появятся – всем уже известно о том, насколько привлекателен он для инвесторов. Впрочем, не исключено, что законодатели и сами не хотят давить на банки по этому поводу, где-то играет роль лобби, где-то – иные причины… сказано же, есть кешбэк, а это уже «щедро».