Что важнее: диплом или опыт?
Россия без жалости расстается с Болонской двухуровневой системой высшего образования. Судя по заявлению спикера Госдумы Вячеслава Володина, решение о выходе из Болонской системы поддержали все фракции, жалеть как будто и не о чем. Вот только перспективы отечественного высшего образования пока не ясны.
Как россияне относятся к Болонской системе
Несмотря на почти 20-летнее существование бакалавров и магистров, 13% россиян до сих пор полагает, что бакалавриат – это практически то же самое, что и среднее специальное образование. «И даже ниже, так как в колледжах профессиональная подготовка выше, чем в вузе. А бакалавр кроме умения учиться и общих знаний никакой профессиональной подготовки не получает»; «Получить полное представление о профессии за 3-4 года студент не сможет. Как и не сможет за этот короткий промежуток времени освоить все дисциплины, входящие в процесс обучения», - такие комментарии можно встретить в соцсетях.
Работодатели тоже не видят разницы между бакалаврами и специалистами
Болонская система предполагала идентификацию российской и западной систем образования, а также обоюдное признание дипломов бакалавра и магистра. Однако на мировой сцене этого не произошло, да и отечественные работодатели не увидели разницы от замены специалитета на двухуровневую систему обучения.
«В ряде случаев работодатели так и не признали четырехлетний бакалавриат. Магистратура рассматривалась как специальная подготовка, но у университетов не хватило кадров и методических ресурсов. После бакалавриата многие выпускники пытаются трудоустроиться, в результате они работают и магистратура – вечерняя, что не может обеспечить качество образования», - подчеркнул глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Новая национальная система высшего образования, по словам Фалькова, будет иной. Теперь востребованы снова творцы. Как отметил Фальков, с выходом России из Болонской системы студентам не надо будет бояться непризнания дипломов.
В первые годы перехода на бакалавриат и магистратуру наниматели вообще не могли разобраться в том, что же за специалист пришел к ним устраиваться на работу, и считали бакалавриат незаконченным высшим образованием.
Постепенно все освоились с новой ситуацией, но оказалось, что диплом не выступает гарантом профессионального мастерства. В некоторых компаниях в принципе не требуют его наличия. По мнению кадровиков, в современных условиях больше ценятся не «корочка», а целеустремлённость и конкретные достижения соискателя в той или иной сфере.
«Диплом даже самого престижного вуза с отличием не дает никаких преференций на собеседованиях при приеме на работу. Важны сформированные навыки. Знания сегодня обесцениваются из-за их доступности, а навыки, напротив, приобретают еще большую ценность», - считает профессор кафедры коммуникационных технологий Московского государственного лингвистического университета Александр Чумиков.
Действительно, проведенные опросы показывают, что небольшим фирмам не важен диплом: «Я считаю, что диплом не всегда свидетельствует о потенциале человека»; «Мне лучше без образования, но с головой».
Крупные работодатели тоже не видят существенной разницы между выпускниками бакалавриата и специалитета; большинство компаний имеет те или иные образовательные курсы — либо интегрированные в вузы, либо существующие внутри самих компаний и готово самостоятельно работать с молодыми кадрами.
РБК опросил крупнейших работодателей России 2021 года. Выяснилось, например, что в компании «Сибур» не требуют обязательного наличия высшего образования. Главное требование к кандидатам – компетентность и наличие опыта.
И даже в РЖД не устанавливают жестких требований к молодым специалистам, заявляя о готовности принимать на работу студентов с неоконченным высшим образованием. Опять же, главное качество – это наличие базовых профильных знаний. На руководящие должности ожидаемо принимаются кандидаты только с дипломом.
В IT-отрасли лояльны к специалистам без диплома по нескольким причинам. С одной стороны, в IT жесткий кадровый дефицит: у работодателей просто нет возможности придираться к образованию. С другой – технологии в этой сфере меняются молниеносно вместе с необходимыми для карьеры компетенциями. То есть знания даже лучшего выпускника с высоким баллом устареют буквально через пару лет после получения диплома.
«В IT процент программистов-самоучек или прошедших курс ДПО превышает число специалистов с профильным образованием. То же самое касается дизайна, маркетинга или менеджерских профессий. Такой сдвиг вполне логичен, ведь даже работодателям не совсем понятно, какой вуз должен окончить таргетолог, эсэмэмщик, аккаунт-менеджер или директор по работе с клиентами», - объясняет Дмитрий Крутов из Skillbox.
Важным остается профильное образование
И все же однозначно говорить, что высшее образование больше никому не нужно, пока рано. Необходимость диплома во многом зависит от того, в какой отрасли собирается работать выпускник и на какие позиции рассчитывает. Медики, инженеры и педагоги - для их подготовки важно полученное образование.
«Даже если кандидат будет обладать внушительной экспертизой в медицинской или фармацевтической индустрии, иметь опыт работы в одной из топ-5 российских и международных компаний, его не готовы будут рассматривать из-за отсутствия профильного образования», – отмечает старший консультант Hays Наталья Махмуткина.
«Мы, например, для части позиций в компании смотрим не только на сам факт наличия высшего образования, но и на соответствие диплома специальности, на которую приходит человек, – говорит совладелец торгово-строительной компании «Гельстер» Оксана Смущенко. – Сегодня одно только высшее образование дает не так много возможностей и преимуществ на конкурентном рынке труда. Но без него ты лишаешься вообще каких-либо перспектив».
Что стоит изменить в системе высшего образования
Крупные компании хотели бы видеть более существенные изменения в нынешней системе образования. По их мнению, выпускникам не хватает практических навыков с учетом современных тенденций. Образовательные программы в вузах нужно адаптировать к тенденциям рынка и сделать больший акцент на прикладную область и погружение в детали.
Кроме того, работодатели говорят о том, что им хотелось бы, чтобы студенты развивали такие компетенции, как вариативность мышления, выстраивание коммуникации, умение работать с исходниками.
По словам директора университета креативных индустрий Universal University Екатерины Черкес-заде, наличие высшего образования имеет значение: чувствуется развитость человека. Контраст с теми, у кого высшего образования нет, достаточно большой.
В целом же высшее образование помогает «ставить голову» – формировать навыки критического мышления, исследования, анализа информации, то есть развивать навыки, которые больше всего ценятся на рынке труда.
Несмотря на почти 20-летнее существование бакалавров и магистров, 13% россиян до сих пор полагает, что бакалавриат – это практически то же самое, что и среднее специальное образование. «И даже ниже, так как в колледжах профессиональная подготовка выше, чем в вузе. А бакалавр кроме умения учиться и общих знаний никакой профессиональной подготовки не получает»; «Получить полное представление о профессии за 3-4 года студент не сможет. Как и не сможет за этот короткий промежуток времени освоить все дисциплины, входящие в процесс обучения», - такие комментарии можно встретить в соцсетях.
Работодатели тоже не видят разницы между бакалаврами и специалистами
Болонская система предполагала идентификацию российской и западной систем образования, а также обоюдное признание дипломов бакалавра и магистра. Однако на мировой сцене этого не произошло, да и отечественные работодатели не увидели разницы от замены специалитета на двухуровневую систему обучения.
«В ряде случаев работодатели так и не признали четырехлетний бакалавриат. Магистратура рассматривалась как специальная подготовка, но у университетов не хватило кадров и методических ресурсов. После бакалавриата многие выпускники пытаются трудоустроиться, в результате они работают и магистратура – вечерняя, что не может обеспечить качество образования», - подчеркнул глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Новая национальная система высшего образования, по словам Фалькова, будет иной. Теперь востребованы снова творцы. Как отметил Фальков, с выходом России из Болонской системы студентам не надо будет бояться непризнания дипломов.
В первые годы перехода на бакалавриат и магистратуру наниматели вообще не могли разобраться в том, что же за специалист пришел к ним устраиваться на работу, и считали бакалавриат незаконченным высшим образованием.
Постепенно все освоились с новой ситуацией, но оказалось, что диплом не выступает гарантом профессионального мастерства. В некоторых компаниях в принципе не требуют его наличия. По мнению кадровиков, в современных условиях больше ценятся не «корочка», а целеустремлённость и конкретные достижения соискателя в той или иной сфере.
«Диплом даже самого престижного вуза с отличием не дает никаких преференций на собеседованиях при приеме на работу. Важны сформированные навыки. Знания сегодня обесцениваются из-за их доступности, а навыки, напротив, приобретают еще большую ценность», - считает профессор кафедры коммуникационных технологий Московского государственного лингвистического университета Александр Чумиков.
Действительно, проведенные опросы показывают, что небольшим фирмам не важен диплом: «Я считаю, что диплом не всегда свидетельствует о потенциале человека»; «Мне лучше без образования, но с головой».
Крупные работодатели тоже не видят существенной разницы между выпускниками бакалавриата и специалитета; большинство компаний имеет те или иные образовательные курсы — либо интегрированные в вузы, либо существующие внутри самих компаний и готово самостоятельно работать с молодыми кадрами.
РБК опросил крупнейших работодателей России 2021 года. Выяснилось, например, что в компании «Сибур» не требуют обязательного наличия высшего образования. Главное требование к кандидатам – компетентность и наличие опыта.
И даже в РЖД не устанавливают жестких требований к молодым специалистам, заявляя о готовности принимать на работу студентов с неоконченным высшим образованием. Опять же, главное качество – это наличие базовых профильных знаний. На руководящие должности ожидаемо принимаются кандидаты только с дипломом.
В IT-отрасли лояльны к специалистам без диплома по нескольким причинам. С одной стороны, в IT жесткий кадровый дефицит: у работодателей просто нет возможности придираться к образованию. С другой – технологии в этой сфере меняются молниеносно вместе с необходимыми для карьеры компетенциями. То есть знания даже лучшего выпускника с высоким баллом устареют буквально через пару лет после получения диплома.
«В IT процент программистов-самоучек или прошедших курс ДПО превышает число специалистов с профильным образованием. То же самое касается дизайна, маркетинга или менеджерских профессий. Такой сдвиг вполне логичен, ведь даже работодателям не совсем понятно, какой вуз должен окончить таргетолог, эсэмэмщик, аккаунт-менеджер или директор по работе с клиентами», - объясняет Дмитрий Крутов из Skillbox.
Важным остается профильное образование
И все же однозначно говорить, что высшее образование больше никому не нужно, пока рано. Необходимость диплома во многом зависит от того, в какой отрасли собирается работать выпускник и на какие позиции рассчитывает. Медики, инженеры и педагоги - для их подготовки важно полученное образование.
«Даже если кандидат будет обладать внушительной экспертизой в медицинской или фармацевтической индустрии, иметь опыт работы в одной из топ-5 российских и международных компаний, его не готовы будут рассматривать из-за отсутствия профильного образования», – отмечает старший консультант Hays Наталья Махмуткина.
«Мы, например, для части позиций в компании смотрим не только на сам факт наличия высшего образования, но и на соответствие диплома специальности, на которую приходит человек, – говорит совладелец торгово-строительной компании «Гельстер» Оксана Смущенко. – Сегодня одно только высшее образование дает не так много возможностей и преимуществ на конкурентном рынке труда. Но без него ты лишаешься вообще каких-либо перспектив».
Что стоит изменить в системе высшего образования
Крупные компании хотели бы видеть более существенные изменения в нынешней системе образования. По их мнению, выпускникам не хватает практических навыков с учетом современных тенденций. Образовательные программы в вузах нужно адаптировать к тенденциям рынка и сделать больший акцент на прикладную область и погружение в детали.
Кроме того, работодатели говорят о том, что им хотелось бы, чтобы студенты развивали такие компетенции, как вариативность мышления, выстраивание коммуникации, умение работать с исходниками.
По словам директора университета креативных индустрий Universal University Екатерины Черкес-заде, наличие высшего образования имеет значение: чувствуется развитость человека. Контраст с теми, у кого высшего образования нет, достаточно большой.
В целом же высшее образование помогает «ставить голову» – формировать навыки критического мышления, исследования, анализа информации, то есть развивать навыки, которые больше всего ценятся на рынке труда.