Дерипаска ударил в ТаАЗ
Новый алюминиевый завод в Иркутской области будет запущен в ближайшие месяцы. Эпопея с его строительством тянулась много лет. Для завершения проекта РУСАЛ привлек крупный кредит.
Речь идет о Тайшетском алюминиевом заводе (ТаАЗ). Строить его начали еще в 2008 году и «угадали» со стартом как раз под мировой финансовый кризис. Планы пришлось корректировать – стройка то останавливалась, то возобновлялась. В результате ввод в эксплуатацию состоится с десятилетним опозданием. Скорее всего - в июле. В начале марта РУСАЛ объявил о привлечении кредита для завершения работ в размере 45 млрд. рублей. Заемщиками выступили ВТБ и Газпромбанк. Часть кредита пойдет также на частичное рефинансирование прежних инвестиций в объект. «Строительство Тайшетского завода – один из приоритетных проектов. Затраты по нему до настоящего времени РУСАЛ обеспечивал за счет собственных средств. Теперь привлекаемые средства будут направлены на завершение строительства завода, который станет одним из самым высокотехнологичных предприятий в мировой отрасли», - заявил директор по стратегии и финансовым рынкам ОК РУСАЛ Олег Мухамедшин.
По словам аналитиков, металлургическая отрасль прошла проверку на прочность пандемией. В 2020 году, несмотря на повсеместный локдаун, глобальный спрос на алюминий просел всего на 1,7%. Спрос восстанавливается с декабря. Российское производство крылатого металла в последние годы перемещается в Сибирь, что объяснимо. Здесь дешевая электроэнергия, вырабатываемая ГЭС (в том числе контролируемых Олегом Дерипаской), и запасы сырья (глинозема), которых для предприятий хватит еще лет на сто. В Тайшете уже активно идет набор персонала. Поток желающих так велик, что дирекции завода пришлось ограничить приемные часы, иначе служба кадров не справлялась. Всего ТаАЗу потребуется около 3 тыс. человек несмотря на заявленную высокую степень автоматизации. Помимо местных компания везет специалистов из других регионов. И предсказывает, что с учетом новых жителей и членов их семей население 30-тысячного города в ближайшее время увеличится почти на четверть.
Проектная мощность первой очереди составит 428,5 тыс. тонн первичного алюминия в год. Это в два раза меньше, чем сейчас выдает Красноярский алюминиевый завод. Но примерно на одном уровне с Иркутским алюминиевым заводом, работающим в городе Шелехов. «Тайшетский завод может дать толчок для создания в Приангарье новых предприятий. Этот металл востребован в аэрокосмической и автомобильной промышленности. Также алюминий признан одним из самых энергоэффективных и устойчивых строительных материалов, доступных на рынке. Поэтому возможно развитие производства оконных рам, фасадных панелей, кровельных материалов», - заявил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
Впрочем, не все так гладко с запуском завода. Тайшет, например, в последние месяцы столкнулся с острой нехваткой водителей категории «Д». В том числе, и для общественного транспорта, сообщили «Веку» в пресс-службе горадминистрации. Объяснение этому простое: все кадры стянул на себя будущий металлургический гигант, который может платить гораздо больше, чем, например, муниципальное предприятия.
Есть опасения и у экологов. Крупное металлургическое предприятие – это всегда серьезная нагрузка на окружающую среду. Плюс – несколько в тени ТаАЗа находится завершающееся строительство Тайшетской анодной фабрики, которая будет обеспечивать предприятие (а также другие заводы РУСАЛа) обожженными анодами. Фактически, на местную экосистему сваливаются сразу два крупных промышленных предприятия. Причем, тут имеет место быть определенный парадокс: выплавка алюминия по технологии обожженных анодов считается самым экологически безопасным вариантом на сегодняшний день. Но вот само производство обожженных анодов входит в число весьма «грязных», что может свести в итоге на нет всю «современность» ТаАЗа.
Ранее проектировщики сообщили, что основное технологическое оборудование проектируемой фабрики будет поставляться из-за рубежа, поэтому уровень оборудования и технологических процессов будет соответствовать современному уровню промышленного производства. А самое особое внимание в проекте уделяется газоочистному оборудованию, чтобы минимизировать выбросы в атмосферу.
Тем не менее, в 2013 году общественность Тайшета и местные депутаты пытались остановить строительство фабрики. Они даже обращались к президенту РФ Владимиру Путину. Однако в итоге проект прошел все необходимые согласования, и фабрика около Тайшета тоже появится. Поэтому теперь горожанам остается только верить в то, что заявления топ-менеджеров РУСАЛа о полной экологичности проекта не были блефом.
По словам аналитиков, металлургическая отрасль прошла проверку на прочность пандемией. В 2020 году, несмотря на повсеместный локдаун, глобальный спрос на алюминий просел всего на 1,7%. Спрос восстанавливается с декабря. Российское производство крылатого металла в последние годы перемещается в Сибирь, что объяснимо. Здесь дешевая электроэнергия, вырабатываемая ГЭС (в том числе контролируемых Олегом Дерипаской), и запасы сырья (глинозема), которых для предприятий хватит еще лет на сто. В Тайшете уже активно идет набор персонала. Поток желающих так велик, что дирекции завода пришлось ограничить приемные часы, иначе служба кадров не справлялась. Всего ТаАЗу потребуется около 3 тыс. человек несмотря на заявленную высокую степень автоматизации. Помимо местных компания везет специалистов из других регионов. И предсказывает, что с учетом новых жителей и членов их семей население 30-тысячного города в ближайшее время увеличится почти на четверть.
Проектная мощность первой очереди составит 428,5 тыс. тонн первичного алюминия в год. Это в два раза меньше, чем сейчас выдает Красноярский алюминиевый завод. Но примерно на одном уровне с Иркутским алюминиевым заводом, работающим в городе Шелехов. «Тайшетский завод может дать толчок для создания в Приангарье новых предприятий. Этот металл востребован в аэрокосмической и автомобильной промышленности. Также алюминий признан одним из самых энергоэффективных и устойчивых строительных материалов, доступных на рынке. Поэтому возможно развитие производства оконных рам, фасадных панелей, кровельных материалов», - заявил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.
Впрочем, не все так гладко с запуском завода. Тайшет, например, в последние месяцы столкнулся с острой нехваткой водителей категории «Д». В том числе, и для общественного транспорта, сообщили «Веку» в пресс-службе горадминистрации. Объяснение этому простое: все кадры стянул на себя будущий металлургический гигант, который может платить гораздо больше, чем, например, муниципальное предприятия.
Есть опасения и у экологов. Крупное металлургическое предприятие – это всегда серьезная нагрузка на окружающую среду. Плюс – несколько в тени ТаАЗа находится завершающееся строительство Тайшетской анодной фабрики, которая будет обеспечивать предприятие (а также другие заводы РУСАЛа) обожженными анодами. Фактически, на местную экосистему сваливаются сразу два крупных промышленных предприятия. Причем, тут имеет место быть определенный парадокс: выплавка алюминия по технологии обожженных анодов считается самым экологически безопасным вариантом на сегодняшний день. Но вот само производство обожженных анодов входит в число весьма «грязных», что может свести в итоге на нет всю «современность» ТаАЗа.
Ранее проектировщики сообщили, что основное технологическое оборудование проектируемой фабрики будет поставляться из-за рубежа, поэтому уровень оборудования и технологических процессов будет соответствовать современному уровню промышленного производства. А самое особое внимание в проекте уделяется газоочистному оборудованию, чтобы минимизировать выбросы в атмосферу.
Тем не менее, в 2013 году общественность Тайшета и местные депутаты пытались остановить строительство фабрики. Они даже обращались к президенту РФ Владимиру Путину. Однако в итоге проект прошел все необходимые согласования, и фабрика около Тайшета тоже появится. Поэтому теперь горожанам остается только верить в то, что заявления топ-менеджеров РУСАЛа о полной экологичности проекта не были блефом.