«Необходимо в максимально короткие сроки разработать поквартальный график реализации этапов строительных работ по расширению пропускной способности БАМа и Транссиба. Мы должны подготовить все решения и доложить об этом президенту. Это должен быть предельно конкретный документ с жесткими сроками по каждому участку», - заявил Мишустин на совещании, на котором обсуждались вопросы транспортировки угля из Кемеровской области.
По словам премьер-министра, правительство до 2024 года запланировало выделить 780 млрд. рублей на развитие главных железнодорожных артерий Сибири. На эти средства будет построено суммарно около 2 тыс. км путей, а также будут созданы логистические площадки и инфраструктурные объекты разной направленности. Расчетный объем перевозок БАМа и Транссиба к 2024 году должен увеличиться в полтора раза, до 180 млн. тонн, а в 2025году он может достигнуть 210 млн. тонн.
«Нам нужен четкий план, - отметил Мишустин, - по которому будут жить и развиваться не только сами железнодорожники, но и бизнес, регионы и все те, кто заинтересован в развитии своих проектов вокруг БАМа и Транссиба».
Министр транспорта РФ Виталий Савельев, в свою очередь, сообщил о том, что сейчас заканчивается подготовка расчетов, связанных с вычислением пропускной и провозной способности, а также допустимой загруженности товарных составов.
Что мы имеем на сегодняшний день
На сегодняшний день Транссибирская магистраль – это две железнодорожные линии протяженностью около 10 тыс. км. Она связана тремя соединительными линиями с БАМом, большая часть которого однопутная. На Транссибе капитально отремонтировано 190 км железнодорожных путей. В 2020 году объем реконструкции бамовских путей составил 330 км. Из 144 транспортных объектов построено уже 34. Например, в Иркутской области построили новый разъезд Нарьянга, что позволило в два раза поднять пропускную способность участка Таковка - Небель: с 22 до 40 пар грузовых поездов.
Часть второй линии Байкало-Амурской магистрали проходит по Байкальской природной территории. Именно поэтому планы правительства по строительству еще одной ветки, которая должна пройти вдоль берега Байкала, вызвали протесты экологов и местных жителей.
В прошлом году президент РФ Владимир Путин подписал закон о сплошной вырубке лесов для укладки путей. Защитники Байкала опасаются, что этот закон приведет к полной вырубке тайги вокруг озера. В свою очередь, руководство железной дороги уверяет, что будет расчищена только просека для насыпи и укладки второй нитки пути. Местные власти предлагают экологическим организациям сотрудничество и контроль за выполнением данных обещаний.
Кроме того, специалисты РЖД разработали экологическую программу сохранения природных богатств. Вместе с прокладкой и ремонтом путей железнодорожники строят самые современные очистные сооружения, а также оборудуют пункты мойки колес автотранспорта. В проекте запланированы очистка 360 км береговой линии озера Байкал, площадки для сбора мусора и биотуалеты. Также планируется посадка деревьев в количестве, кратно превышающем технологические вырубки.
Для чего нужно расширение БАМа и Транссиба
Одной из основных целей модернизации является увеличение объемов перевозки угля, который несмотря на развитие «зеленой» энергетики остается одним из самых востребованных во всем мире видов топлива. В частности, запланировано развитие Кузнецкого угольного бассейна.
На совещании с членами правительства Кемеровской области Мишустин подписал проект социально-экономического развития до 2024 года, а также документ, определяющий перспективы увеличения отгрузки добываемого в регионе угля. На реализацию программы Кемеровская область получит более 50 млрд. рублей, которые пойдут на строительство и ремонт дорог, возведение жилья для переселения людей из аварийного фонда и реконструкцию аэропорта. Предлагаемые меры должны повысить уровень жизни и привлекательность региона, прежде всего для молодых людей, которые сейчас стремятся уехать из него.
Кемеровская область производит почти 60% всего российского угля. Для поддержки угольной промышленности правительство обозначило свои намерения по развитию отрасли на ближайшие 15 лет.
Экономист Михаил Хазин связывает планы по увеличению добычи угля с провалом «зеленой» энергетики и считает такое развитие событий обоснованным. В качестве примера он приводит ситуацию, возникшую в феврале на юге США.
«Посмотрите, что происходит в Техасе. Средняя температура в мире растет, но растут и минимумы. А если так, то вся концепция «зеленой» энергетики летит в тартарары. Какая разница, что 364 дня в году энергия дешевле, если в один из дней температура падает ниже минус 20 – и прорывает все трубы? По этой причине нужно ископаемое топливо – уголь. Его, конечно, нужно сжигать экологически правильно. Но он нужен. Если уголь продается – а он продается – то его нужно развивать», - заявил Хазин в эфире радио «Говорит Москва».
Строительство второй ветки Байкало-Амурской магистрали и расширение Транссиба необходимы не только для перевозки угля. Окрестности БАМа богаты месторождениями с различными полезными ископаемыми, которые нуждаются в транспортировке для последующей переработки.
Также увеличение пропускной способности БАМа позволит гораздо быстрее доставлять экспортные грузы с запада на восток, разгрузив при этом Транссиб, который не справляется с огромной нагрузкой. После реализации проекта время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западных границ должно сократиться до семи суток.
Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта приводит не только к увеличению транзитных перевозок, но и способствует экономическому и социальному развитию территорий, а также созданию рабочих мест и росту благополучия населения.