Школа в отдалении: готовим недорослей?
В понедельник столичные учащиеся с 1 по 5 класс вернутся после внеочередных каникул в школы. По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, 2-недельный перерыв в учебе позволил сбить волну заболеваемости COVID-19 среди школьников. Но эпидемия не закончилась, а потому слухи о переводе образования на дистанционную форму только нарастают.
Очередной тренд невольно задал мэр Москвы Сергей Собянин, отправив столичных школьников на каникулы с 5 по 18 октября. После чего в соцсетях и СМИ поползли упорные слухи о том, что после 18 октября никто возвращаться в классы не будет, и все дружно уйдут на карантин.
Чуть позже замминистра просвещения РФ Виктор Басюк сообщил, что из-за роста темпов заболеваемости коронавирусом школы Москвы, Сахалина и Ульяновской области перейдут на дистанционное обучение. Басюк сообщил, что на карантине находится уже около 3% от всех российских школ. При этом днем ранее замминистра просвещения Денис Грибанов заявил, что вопрос о массовом переходе школ на удаленку пока не стоит, на карантин уходят только те, где есть заболевшие.
Но уже буквально через несколько часов Министерство просвещения РФ опровергло Басюка. «Замминистра просвещения Виктор Басюк оговорился и допустил досадную ошибку в процентах школ, ушедших на карантин. По точным данным, на карантин вышло 0,29% школ по всей стране, а не 3%», — сообщается в Telegram-канале ведомства «Большая перемена РФ».
Такое разногласие внутри Минпросвещения не могло не вызвать еще большую волну паники среди родителей, которые едва пришли в себя после дистанционного обучения весной этого года. И поэтому в ход пошла тяжелая артиллерия: ближе к вечеру понедельника темы образования коснулся в своем выступлении президент РФ Владимир Путин, назвавший несерьезными разговоры о полном переходе на дистанционное обучение в школах. Он также отметил, что в России создается система дистанционного обучения, но она будет применяться по мере необходимости.
По мнению Ирины Яковлевны, директора одной из подмосковных школ, в целом у учеников ее школы нет проблем с дистанционным обучением с технической точки зрения. «Да, компьютеры, ноутбуки, хороший интернет есть почти в каждой семье. Проблема в другом: большинство родителей в принципе не в состоянии самостоятельно организовать освоение всех школьных предметов в домашних условиях. Даже работать дистанционно многим сложно – дома все отвлекает, у многих нет отдельной комнаты или просто удобного рабочего места. У детей, особенно в младших и средних классах, нет достаточной мотивации, сосредоточенности, чтобы всматриваться внимательно в экран компьютера и следить за объяснениями учителя. Не буду скрывать, что далеко не все учителя поняли, что разница между удаленным обучением и преподаванием в классе не только в том, что ты видишь детей по скайпу. Это совершенно другие методики, другие правила работы. Скажу так: если история с удаленным обучением продлится, через пять лет мы получим поколение молодежи, которое не только не будет обладать базовыми знаниями, но и не будет уметь их приобретать», - подчеркнула директор.
Куда более катастрофическая ситуация сложилась в школах, расположенных в российской глубинке. Как рассказала «Веку» завуч одной из районных школ Забайкальского края Наталья Федоровна, «весна показала, что удаленное обучение в наших условиях – это по сути дети, предоставленные сами себе, болтающиеся на улице, выполняющие школьные задания формально и максимум на 10-15% от того, что они могли освоить в школе. При том, что родители на работе по 12-18 часов, школа для детей это не только место, где учат, но и место, где за ними еще и присматривают. Сейчас эта функция исчезает, и рискну предположить, что это приведет к вспышке подростковой преступности. О какой-либо успеваемости и освоении качественных знаний даже речь идти не может – ну, не могут родители сутками сидеть с детьми и делать уроки. А репетиторы им просто не по карману».
Онлайн-школа иностранных языков Alfa School провела опрос среди своих студентов, решив поинтересоваться: как сказалось на них удаленное обучение весной, готовы ли они вернуться к дистанционному обучению и как это влияет на их уровень знаний. 38% опрошенных заявили, что удаленное обучение весной привело к падению уровня знаний. Еще 41% упомянули о том, что это привело к пробелам в знаниях по отдельным предметам или темам. О падении мотивации при обучении во время карантина заявили 17%, 26% - о трудностях с организацией обучения дома. При этом среди школьников таких было более 48%. Более 80% респондентов говорят, что слухи о возможной второй волне карантина негативно влияют на мотивацию и способность эффективно включиться в обучение. Отвечая на вопрос, как отреагируют на возврат к дистанционному обучению, 14% опрошенных готовы продолжать учиться онлайн в школе или вузе. 86% надеются на то, что школы и вузы не уйдут вновь на дистанционное обучение.
Из-за нового всплеска заболеваемости коронавирусом на дистанционный формат переходят не только российские школы, но и вузы. Так, РЭУ им. Плеханова перешел на дистанционку с 5 по 28 октября. Московский архитектурный институт (МАрхИ) тоже перешел на дистанционное обучение на неопределенный срок. Между тем, вопрос об общем переводе российских вузов на дистанционный формат обучения в Минобрнауки пока не рассматривается.
Карантинные ограничения особенно сильно сказались на обучении иностранных студентов, которых, по данным Минобрнауки, в России учится около 300 тыс. человек. Большая часть студентов числится в пяти российских вузах: РУДН, Казанском федеральном университете, Московском финансово-промышленном университете «Синергия», Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, а также в Высшей школе экономики. Весной большая часть этих студентов вернулась домой, но возобновить занятия в очном формате они пока не могут. Точное число иностранных студентов, находящихся сейчас за пределами России, неизвестно, но счет идет на десятки и сотни тысяч человек.
Чиновники много говорят о том, как и когда студентам можно будет вернуться, но конкретики в этих заявлениях маловато. Еще в начале августа министр образования Валерий Фальков заявил, что иностранные студенты будут допускаться к обучению в российских вузах по итогам двухнедельного карантина после приезда.
Проблема в том, что приехать в Россию мало кто может: авиасообщение с ближайшими странами закрыто. 9 сентября министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что тема возвращения иностранных студентов в Россию может быть закрыта в течение месяца. Ранее министр культуры Ольга Любимова пообещала, что все иностранные студенты творческих вузов до 1 октября приедут в Россию учиться. Кроме того, она добавила, что Министерство культуры вместе с творческими вузами составляет списки иностранных студентов, чтобы можно было организовать их возвращение на учебу. Сами студенты уже записали обращение к правительству, в котором объясняют: удаленное обучение подходит далеко не для всех профессий, по сути их лишают права за собственные деньги получить качественные знания.
Политолог и политтехнолог Дмитрий Мельников убежден: дело не только в карантине и эпидемии, взят курс на тотальное оглупление нации, понижение общего уровня образования. «Очевидно, те, кто составляет сценарии развития ситуации, сели и подумали – зачем стране столько экономистов, юристов, вообще людей с высшим образованием? Зачем всем подросткам знать теорию Дарвина и интегралы? Современный цикл производства, который все больше заменяет людей машинами и роботами, подразумевает, что целую ферму может обслуживать один человек, а в огромном торговом центре работать 5-10 человек. Следовательно, зачем тратить столько средств на обучение? У кого есть таланты и упрямство, сила воли, и сами пробьются, а остальные пусть идут на черновые работы в районе Крайнего Севера. Это очень жестокое предположение, но не вижу других объяснений, зачем система среднего и высшего образования, которой мы по праву гордились и десятилетиями строили, будет развалена буквально за пару лет», - отметил эксперт.
Чуть позже замминистра просвещения РФ Виктор Басюк сообщил, что из-за роста темпов заболеваемости коронавирусом школы Москвы, Сахалина и Ульяновской области перейдут на дистанционное обучение. Басюк сообщил, что на карантине находится уже около 3% от всех российских школ. При этом днем ранее замминистра просвещения Денис Грибанов заявил, что вопрос о массовом переходе школ на удаленку пока не стоит, на карантин уходят только те, где есть заболевшие.
Но уже буквально через несколько часов Министерство просвещения РФ опровергло Басюка. «Замминистра просвещения Виктор Басюк оговорился и допустил досадную ошибку в процентах школ, ушедших на карантин. По точным данным, на карантин вышло 0,29% школ по всей стране, а не 3%», — сообщается в Telegram-канале ведомства «Большая перемена РФ».
Такое разногласие внутри Минпросвещения не могло не вызвать еще большую волну паники среди родителей, которые едва пришли в себя после дистанционного обучения весной этого года. И поэтому в ход пошла тяжелая артиллерия: ближе к вечеру понедельника темы образования коснулся в своем выступлении президент РФ Владимир Путин, назвавший несерьезными разговоры о полном переходе на дистанционное обучение в школах. Он также отметил, что в России создается система дистанционного обучения, но она будет применяться по мере необходимости.
По мнению Ирины Яковлевны, директора одной из подмосковных школ, в целом у учеников ее школы нет проблем с дистанционным обучением с технической точки зрения. «Да, компьютеры, ноутбуки, хороший интернет есть почти в каждой семье. Проблема в другом: большинство родителей в принципе не в состоянии самостоятельно организовать освоение всех школьных предметов в домашних условиях. Даже работать дистанционно многим сложно – дома все отвлекает, у многих нет отдельной комнаты или просто удобного рабочего места. У детей, особенно в младших и средних классах, нет достаточной мотивации, сосредоточенности, чтобы всматриваться внимательно в экран компьютера и следить за объяснениями учителя. Не буду скрывать, что далеко не все учителя поняли, что разница между удаленным обучением и преподаванием в классе не только в том, что ты видишь детей по скайпу. Это совершенно другие методики, другие правила работы. Скажу так: если история с удаленным обучением продлится, через пять лет мы получим поколение молодежи, которое не только не будет обладать базовыми знаниями, но и не будет уметь их приобретать», - подчеркнула директор.
Куда более катастрофическая ситуация сложилась в школах, расположенных в российской глубинке. Как рассказала «Веку» завуч одной из районных школ Забайкальского края Наталья Федоровна, «весна показала, что удаленное обучение в наших условиях – это по сути дети, предоставленные сами себе, болтающиеся на улице, выполняющие школьные задания формально и максимум на 10-15% от того, что они могли освоить в школе. При том, что родители на работе по 12-18 часов, школа для детей это не только место, где учат, но и место, где за ними еще и присматривают. Сейчас эта функция исчезает, и рискну предположить, что это приведет к вспышке подростковой преступности. О какой-либо успеваемости и освоении качественных знаний даже речь идти не может – ну, не могут родители сутками сидеть с детьми и делать уроки. А репетиторы им просто не по карману».
Онлайн-школа иностранных языков Alfa School провела опрос среди своих студентов, решив поинтересоваться: как сказалось на них удаленное обучение весной, готовы ли они вернуться к дистанционному обучению и как это влияет на их уровень знаний. 38% опрошенных заявили, что удаленное обучение весной привело к падению уровня знаний. Еще 41% упомянули о том, что это привело к пробелам в знаниях по отдельным предметам или темам. О падении мотивации при обучении во время карантина заявили 17%, 26% - о трудностях с организацией обучения дома. При этом среди школьников таких было более 48%. Более 80% респондентов говорят, что слухи о возможной второй волне карантина негативно влияют на мотивацию и способность эффективно включиться в обучение. Отвечая на вопрос, как отреагируют на возврат к дистанционному обучению, 14% опрошенных готовы продолжать учиться онлайн в школе или вузе. 86% надеются на то, что школы и вузы не уйдут вновь на дистанционное обучение.
Из-за нового всплеска заболеваемости коронавирусом на дистанционный формат переходят не только российские школы, но и вузы. Так, РЭУ им. Плеханова перешел на дистанционку с 5 по 28 октября. Московский архитектурный институт (МАрхИ) тоже перешел на дистанционное обучение на неопределенный срок. Между тем, вопрос об общем переводе российских вузов на дистанционный формат обучения в Минобрнауки пока не рассматривается.
Карантинные ограничения особенно сильно сказались на обучении иностранных студентов, которых, по данным Минобрнауки, в России учится около 300 тыс. человек. Большая часть студентов числится в пяти российских вузах: РУДН, Казанском федеральном университете, Московском финансово-промышленном университете «Синергия», Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, а также в Высшей школе экономики. Весной большая часть этих студентов вернулась домой, но возобновить занятия в очном формате они пока не могут. Точное число иностранных студентов, находящихся сейчас за пределами России, неизвестно, но счет идет на десятки и сотни тысяч человек.
Чиновники много говорят о том, как и когда студентам можно будет вернуться, но конкретики в этих заявлениях маловато. Еще в начале августа министр образования Валерий Фальков заявил, что иностранные студенты будут допускаться к обучению в российских вузах по итогам двухнедельного карантина после приезда.
Проблема в том, что приехать в Россию мало кто может: авиасообщение с ближайшими странами закрыто. 9 сентября министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что тема возвращения иностранных студентов в Россию может быть закрыта в течение месяца. Ранее министр культуры Ольга Любимова пообещала, что все иностранные студенты творческих вузов до 1 октября приедут в Россию учиться. Кроме того, она добавила, что Министерство культуры вместе с творческими вузами составляет списки иностранных студентов, чтобы можно было организовать их возвращение на учебу. Сами студенты уже записали обращение к правительству, в котором объясняют: удаленное обучение подходит далеко не для всех профессий, по сути их лишают права за собственные деньги получить качественные знания.
Политолог и политтехнолог Дмитрий Мельников убежден: дело не только в карантине и эпидемии, взят курс на тотальное оглупление нации, понижение общего уровня образования. «Очевидно, те, кто составляет сценарии развития ситуации, сели и подумали – зачем стране столько экономистов, юристов, вообще людей с высшим образованием? Зачем всем подросткам знать теорию Дарвина и интегралы? Современный цикл производства, который все больше заменяет людей машинами и роботами, подразумевает, что целую ферму может обслуживать один человек, а в огромном торговом центре работать 5-10 человек. Следовательно, зачем тратить столько средств на обучение? У кого есть таланты и упрямство, сила воли, и сами пробьются, а остальные пусть идут на черновые работы в районе Крайнего Севера. Это очень жестокое предположение, но не вижу других объяснений, зачем система среднего и высшего образования, которой мы по праву гордились и десятилетиями строили, будет развалена буквально за пару лет», - отметил эксперт.