Евгений Евтушенко: «Я люблю... человечество»
Евгений Евтушенко был классиком русской поэзии, прозаиком, публицистом, киносценаристом и кинорежиссером. Вчера, 18 июля, в России отмечалась знаменательная дата - 90 лет со дня рождения гражданина страны под названием «Человечество». И хотя уже прошло 5 лет как поэта нет с нами, его стихи живут и будут жить…
Накануне на пресс-конференции Дмитрий Песков, характеризуя отношение в Кремле к творчеству Евгения Евтушенко, подчеркнул, что поэт внес огромный вклад в развитие отечественной культуры. И этот вклад трудно переоценить.
90-летие со дня рождения Евгения Евтушенко отмечалось в Москве в Международном доме музыки, где каждые два года 18 июля вручается премия его имени. На этот раз лауреатом премии им. Евгения Евтушенко стал бард и поэт Вадим Егоров. Во время вручения премии Егоров сравнил Евтушенко с человеком эпохи Возрождения в российской поэзии второй половины прошлого века и начала этого. А лучшие произведения Евтушенко на сцене исполнили более ста музыкантов и артистов. Особенно торжественно прозвучала оратория «Страсти по корриде», которую написала композитор Лора Квинт.
Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в городе Нижнеудинске Иркутской области в семье геологов, хотя довольно часто в биографии поэта можно прочитать, что местом рождения считается станция Зима, ведь именно эту точку на просторах Сибири воспел поэт и считал для себя родным местом. Его отец Александр Гангнус был геологом и поэтом-любителем, а мать Зинаида Евтушенко была не только геологом, но и актрисой и заслуженным деятелем культуры РСФСР. Именно поэтому так сложилось, что с детства благодаря своим родителям Женя полюбил литературу. Во многом благодаря своему отцу в 6 лет Евгений научился читать и писать, а потом уже без всякого разбора читал Сервантеса, Дюма, Уэллса и Боккаччо. Писать стихи Женя начал в детстве.
В 1944 году родители развелись, и Евгений вместе с матерью уехал в Москву. Именно ей принадлежала инициатива поменять фамилию сына на свою девичью. Но Евгений не терял связи с отцом, вместе с ним посещая литературные вечера Бориса Пастернака, Александра Твардовского, Михаила Светлова и Анны Ахматовой. Кроме того, Евгений посещал поэтическую студию при Доме пионеров Дзержинского района.
Однако в 1948 году 15-летнему Евгению Евтушенко пришлось пройти через серьезное испытание – его исключили из школы, обвинив в поджоге школьных журналов. И вот тогда он уехал к отцу в Казахстан, который руководил в то время одной из геологоразведочных экспедиций. И, как потом вспоминал Евгений Александрович в своей автобиографии, он стал простым рабочим в этой экспедиции, потому что отец поставил условие: никто не должен знать, что он его сын, если Евгений хочет стать самостоятельным человеком. И он долбил киркой землю, учился выкалывать молотком плоские образцы породы и разводить костер, когда лил дождь, расщепленной на части оставшейся единственной спичкой.
К матери он вернулся возмужавшим человеком. А еще привез заработанные собственным трудом деньги, которые с согласия матери потратил на печатную машинку. И продолжал, как потом вспоминал Евгений Александрович, «бешено писать и бомбардировать редакции стихами».
Кто знает, возможно, именно эта поездка к отцу и выковала окончательно характер будущего поэта, прозаика и кинорежиссера, научила бороться с жизненными трудностями, быть стойким и непримиримым, твердым в своих убеждениях, как тот кусок породы, который он выкалывал молотком из скалы.
Темой первых стихотворений Евтушенко были спорт и праздничные даты. В газете «Советский спорт» в 1949 году увидело свет стихотворение будущего поэта «Два спорта», где юноша сравнил нравы и сами принципы борьбы, присущие советским и американским атлетам. С той поры Евтушенко стали печатать постоянно. Из-под его пера выходят стихи, посвященные различным видам спорта. Он пишет об альпинистах и гребцах, боксерах и футболистах, конькобежцах и волейболистах. Кроме того, Евтушенко создавал свои произведения к памятным датам - Новый год, 1 Мая, День танкиста. Ведь именно такая газетная поэзия была очень популярна и пользовалась спросом в послевоенные годы.
И вот в 1952 году вышел его первый сборник стихов «Разведчики грядущего». В своих воспоминаниях поэт потом написал, что после того, как перечитал изданную книгу, понял: надо писать иные стихи, которые будут иметь более глубокий смысл. Но именно благодаря изданному сборнику Евгения Евтушенко, который не имел документа об окончании школы, принимают в Литературный институт им. А.М. Горького, а потом и в Союз писателей. Так, в 20-летнем возрасте Евгений Евтушенко стал самым молодым поэтом в этой авторитетной писательской организации.
После смерти Иосифа Сталина цензура в литературных произведениях была ослаблена, начинается «оттепель». С 1955 года по 1957 год Евгений Евтушенко издает три сборника своих стихов - «Третий снег», «Шоссе Энтузиастов» и «Обещание». Но в марте 1957 года на пленуме Московской писательской организации Евтушенко был единственным, кто поддержал Владимира Дудинцева, который в своем произведении «Не хлебом единым» подверг критике чиновников и методы управления страной. Никита Хрущев лично раскритиковал эту книгу, а Евтушенко за поддержку опального поэта был исключен из Литературного института.
В 60-е годы вместе с другими поэтами-шестидесятниками он часто выступал в московском Политехническом музее. На творческие встречи с Андреем Вознесенским, Булатом Окуджавой, Беллой Ахмадулиной и Робертом Рождественским собиралось немало любителей поэзии. И вот именно тогда на одном из таких вечеров Евтушенко впервые прочитал свою поэму «Бабий Яр», в которой рассказал о массовом расстреле нацистами евреев под Киевом во время Великой Отечественной войны. В то время не было принято обсуждать эти события. Позже в своих воспоминаниях Евтушенко подтвердил, что давно хотел об этом написать, но смог это сделать только после того, как сам, своими глазами увидел то ужасное место, Бабий Яр, где нацисты расстреляли тысячи и тысячи человек - детей, женщин, стариков только за то, что они были евреями…
Стихотворение «Бабий Яр» было опубликовано в «Литературной газете». Все номера разлетелись из киосков за одно утро. А автору стали приходить телеграммы и письма от совершенно незнакомых людей со всего Советского Союза. Уже позднее поэма «Бабий Яр» была переведена на десятки языков мира и с ней смогли познакомиться читатели в разных странах. И эти строки:
«О, русский мой народ!
Я знаю – ты
По сущности интернационален»
говорят о многом.
Евтушенко тогда очень образно примерил на себе маску сына еврейского народа, слился с ним воедино. И вот это единение с теми событиями и людьми, о которых писал поэт, прослеживается в творчестве Евтушенко, пронизывает его. Возможно, что именно эта черта в стихах и прозе Евгения Евтушенко и его самого сделала интернациональным, близким людям, которые проживают в разных странах мира.
Многие люди только благодаря поэме «Бабий Яр» смогли узнать о той страшной трагедии, которая произошла на украинской земле в годы Второй мировой войны. Именно эта поэма воодушевила Дмитрия Шостаковича на написание Тринадцатой симфонии.
Евтушенко освещал немало проблем, которые существовали в Советском Союзе. В 1962 году в «Правде» было напечатано стихотворение «Наследники Сталина», в котором говорилось о влиянии репрессий на страну. А спустя три года увидела свет поэма Евтушенко «Братская ГЭС», в которой автор рассуждает о предназначении человека, о свободе.
В своей жизни Евгений Евтушенко много времени провел в путешествиях, объездил не только Россию, но и побывал во многих странах мира. В 1993 году вышел в свет политический роман Евтушенко «Не умирай прежде смерти», в котором рассказывается о событиях, происходивших в Москве в августе 1991 года.
На стихи Евтушенко композитор Дмитрий Шостакович написал рок-оперу «Казнь Степана Разина». Поэт сотрудничал и с другими композиторами, среди которых были Никита Богословский, Микаэл Таривердиев, Юрий Саульский и Эдуард Колмановсикй. Песни на стихи Евтушенко исполняли звезды советской и российской эстрады Алла Пугачева, Муслим Магомаев, София Ротару, Игорь Тальков, Александр Градский и многие другие. В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы на стихи Евгения Евтушенко «Идут белые снеги», которую написал композитор Глеб Май. Поэт был очень разносторонней личностью. В 1979 году он сыграл роль Константина Циолковского в картине Саввы Кулиша «Взлет». А потом были сняты фильмы по собственным сценариям «Детский сад» и «Похороны Сталина», где Евгений Александрович сыграл эпизодические роли.
Евгений Евтушенко занимался не только творчеством, но и вел активную общественную жизнь. Он был секретарем Союза писателей СССР с 1986 года по 1991 год, на протяжении полутора лет Евгений Евтушенко являлся народным депутатом Верховного совета СССР от города Харькова. Он занимал эту должность до декабря 1991 года, вплоть до развала СССР.
Потом Евтушенко с семьей уехал в США, работая по контракту с университетом в г. Талса. Евгений Евтушенко продолжал свою творческую деятельность: редактировал книги, писал статьи, участвовал в составлении радио- и телевизионных программ, вел курсы русской поэзии в Питтсбурском университете и в Королевском колледже в Квинсе.
Евтушенко иногда приезжал в Россию, где принимал участие в творческих вечерах. В 2011 году вышла антология «Поэт в России больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии» в 5-ти томах, где собраны произведения от славянского фольклора до современных писателей и поэтов. А в 2010 году в свой день рождения Евгений Евтушенко открыл в Переделкино музей, в котором собраны картины из личной коллекции поэта, в частности, полотна Пабло Пикассо, Макса Эрнста и Марка Шагала. В своем завещании поэт всю галерею передал в собственность государства.
Евтушенко скончался 1 апреля 2017 года в США, он похоронен на кладбище в Переделкино рядом с Борисом Пастернаком и Виктором Боковым, как он и завещал.
Евгений Евтушенко обожал людей и открыто об этом говорил: «Я люблю и другую – Самую Большую Страну – человечество. Я люблю Гранд-каньон не меньше, чем Байкал. Я люблю «Девочку на шаре» Пикассо не меньше, чем «Тройку» Перова…»
Вот таким он был Евгений Евтушенко, сердце которого принадлежало не только России, но и всему человечеству…
90-летие со дня рождения Евгения Евтушенко отмечалось в Москве в Международном доме музыки, где каждые два года 18 июля вручается премия его имени. На этот раз лауреатом премии им. Евгения Евтушенко стал бард и поэт Вадим Егоров. Во время вручения премии Егоров сравнил Евтушенко с человеком эпохи Возрождения в российской поэзии второй половины прошлого века и начала этого. А лучшие произведения Евтушенко на сцене исполнили более ста музыкантов и артистов. Особенно торжественно прозвучала оратория «Страсти по корриде», которую написала композитор Лора Квинт.
Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в городе Нижнеудинске Иркутской области в семье геологов, хотя довольно часто в биографии поэта можно прочитать, что местом рождения считается станция Зима, ведь именно эту точку на просторах Сибири воспел поэт и считал для себя родным местом. Его отец Александр Гангнус был геологом и поэтом-любителем, а мать Зинаида Евтушенко была не только геологом, но и актрисой и заслуженным деятелем культуры РСФСР. Именно поэтому так сложилось, что с детства благодаря своим родителям Женя полюбил литературу. Во многом благодаря своему отцу в 6 лет Евгений научился читать и писать, а потом уже без всякого разбора читал Сервантеса, Дюма, Уэллса и Боккаччо. Писать стихи Женя начал в детстве.
В 1944 году родители развелись, и Евгений вместе с матерью уехал в Москву. Именно ей принадлежала инициатива поменять фамилию сына на свою девичью. Но Евгений не терял связи с отцом, вместе с ним посещая литературные вечера Бориса Пастернака, Александра Твардовского, Михаила Светлова и Анны Ахматовой. Кроме того, Евгений посещал поэтическую студию при Доме пионеров Дзержинского района.
Однако в 1948 году 15-летнему Евгению Евтушенко пришлось пройти через серьезное испытание – его исключили из школы, обвинив в поджоге школьных журналов. И вот тогда он уехал к отцу в Казахстан, который руководил в то время одной из геологоразведочных экспедиций. И, как потом вспоминал Евгений Александрович в своей автобиографии, он стал простым рабочим в этой экспедиции, потому что отец поставил условие: никто не должен знать, что он его сын, если Евгений хочет стать самостоятельным человеком. И он долбил киркой землю, учился выкалывать молотком плоские образцы породы и разводить костер, когда лил дождь, расщепленной на части оставшейся единственной спичкой.
К матери он вернулся возмужавшим человеком. А еще привез заработанные собственным трудом деньги, которые с согласия матери потратил на печатную машинку. И продолжал, как потом вспоминал Евгений Александрович, «бешено писать и бомбардировать редакции стихами».
Кто знает, возможно, именно эта поездка к отцу и выковала окончательно характер будущего поэта, прозаика и кинорежиссера, научила бороться с жизненными трудностями, быть стойким и непримиримым, твердым в своих убеждениях, как тот кусок породы, который он выкалывал молотком из скалы.
Темой первых стихотворений Евтушенко были спорт и праздничные даты. В газете «Советский спорт» в 1949 году увидело свет стихотворение будущего поэта «Два спорта», где юноша сравнил нравы и сами принципы борьбы, присущие советским и американским атлетам. С той поры Евтушенко стали печатать постоянно. Из-под его пера выходят стихи, посвященные различным видам спорта. Он пишет об альпинистах и гребцах, боксерах и футболистах, конькобежцах и волейболистах. Кроме того, Евтушенко создавал свои произведения к памятным датам - Новый год, 1 Мая, День танкиста. Ведь именно такая газетная поэзия была очень популярна и пользовалась спросом в послевоенные годы.
И вот в 1952 году вышел его первый сборник стихов «Разведчики грядущего». В своих воспоминаниях поэт потом написал, что после того, как перечитал изданную книгу, понял: надо писать иные стихи, которые будут иметь более глубокий смысл. Но именно благодаря изданному сборнику Евгения Евтушенко, который не имел документа об окончании школы, принимают в Литературный институт им. А.М. Горького, а потом и в Союз писателей. Так, в 20-летнем возрасте Евгений Евтушенко стал самым молодым поэтом в этой авторитетной писательской организации.
После смерти Иосифа Сталина цензура в литературных произведениях была ослаблена, начинается «оттепель». С 1955 года по 1957 год Евгений Евтушенко издает три сборника своих стихов - «Третий снег», «Шоссе Энтузиастов» и «Обещание». Но в марте 1957 года на пленуме Московской писательской организации Евтушенко был единственным, кто поддержал Владимира Дудинцева, который в своем произведении «Не хлебом единым» подверг критике чиновников и методы управления страной. Никита Хрущев лично раскритиковал эту книгу, а Евтушенко за поддержку опального поэта был исключен из Литературного института.
В 60-е годы вместе с другими поэтами-шестидесятниками он часто выступал в московском Политехническом музее. На творческие встречи с Андреем Вознесенским, Булатом Окуджавой, Беллой Ахмадулиной и Робертом Рождественским собиралось немало любителей поэзии. И вот именно тогда на одном из таких вечеров Евтушенко впервые прочитал свою поэму «Бабий Яр», в которой рассказал о массовом расстреле нацистами евреев под Киевом во время Великой Отечественной войны. В то время не было принято обсуждать эти события. Позже в своих воспоминаниях Евтушенко подтвердил, что давно хотел об этом написать, но смог это сделать только после того, как сам, своими глазами увидел то ужасное место, Бабий Яр, где нацисты расстреляли тысячи и тысячи человек - детей, женщин, стариков только за то, что они были евреями…
Стихотворение «Бабий Яр» было опубликовано в «Литературной газете». Все номера разлетелись из киосков за одно утро. А автору стали приходить телеграммы и письма от совершенно незнакомых людей со всего Советского Союза. Уже позднее поэма «Бабий Яр» была переведена на десятки языков мира и с ней смогли познакомиться читатели в разных странах. И эти строки:
«О, русский мой народ!
Я знаю – ты
По сущности интернационален»
говорят о многом.
Евтушенко тогда очень образно примерил на себе маску сына еврейского народа, слился с ним воедино. И вот это единение с теми событиями и людьми, о которых писал поэт, прослеживается в творчестве Евтушенко, пронизывает его. Возможно, что именно эта черта в стихах и прозе Евгения Евтушенко и его самого сделала интернациональным, близким людям, которые проживают в разных странах мира.
Многие люди только благодаря поэме «Бабий Яр» смогли узнать о той страшной трагедии, которая произошла на украинской земле в годы Второй мировой войны. Именно эта поэма воодушевила Дмитрия Шостаковича на написание Тринадцатой симфонии.
Евтушенко освещал немало проблем, которые существовали в Советском Союзе. В 1962 году в «Правде» было напечатано стихотворение «Наследники Сталина», в котором говорилось о влиянии репрессий на страну. А спустя три года увидела свет поэма Евтушенко «Братская ГЭС», в которой автор рассуждает о предназначении человека, о свободе.
В своей жизни Евгений Евтушенко много времени провел в путешествиях, объездил не только Россию, но и побывал во многих странах мира. В 1993 году вышел в свет политический роман Евтушенко «Не умирай прежде смерти», в котором рассказывается о событиях, происходивших в Москве в августе 1991 года.
На стихи Евтушенко композитор Дмитрий Шостакович написал рок-оперу «Казнь Степана Разина». Поэт сотрудничал и с другими композиторами, среди которых были Никита Богословский, Микаэл Таривердиев, Юрий Саульский и Эдуард Колмановсикй. Песни на стихи Евтушенко исполняли звезды советской и российской эстрады Алла Пугачева, Муслим Магомаев, София Ротару, Игорь Тальков, Александр Градский и многие другие. В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы на стихи Евгения Евтушенко «Идут белые снеги», которую написал композитор Глеб Май. Поэт был очень разносторонней личностью. В 1979 году он сыграл роль Константина Циолковского в картине Саввы Кулиша «Взлет». А потом были сняты фильмы по собственным сценариям «Детский сад» и «Похороны Сталина», где Евгений Александрович сыграл эпизодические роли.
Видео не может быть загружено.
Евгений Евтушенко занимался не только творчеством, но и вел активную общественную жизнь. Он был секретарем Союза писателей СССР с 1986 года по 1991 год, на протяжении полутора лет Евгений Евтушенко являлся народным депутатом Верховного совета СССР от города Харькова. Он занимал эту должность до декабря 1991 года, вплоть до развала СССР.
Потом Евтушенко с семьей уехал в США, работая по контракту с университетом в г. Талса. Евгений Евтушенко продолжал свою творческую деятельность: редактировал книги, писал статьи, участвовал в составлении радио- и телевизионных программ, вел курсы русской поэзии в Питтсбурском университете и в Королевском колледже в Квинсе.
Евтушенко иногда приезжал в Россию, где принимал участие в творческих вечерах. В 2011 году вышла антология «Поэт в России больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии» в 5-ти томах, где собраны произведения от славянского фольклора до современных писателей и поэтов. А в 2010 году в свой день рождения Евгений Евтушенко открыл в Переделкино музей, в котором собраны картины из личной коллекции поэта, в частности, полотна Пабло Пикассо, Макса Эрнста и Марка Шагала. В своем завещании поэт всю галерею передал в собственность государства.
Евтушенко скончался 1 апреля 2017 года в США, он похоронен на кладбище в Переделкино рядом с Борисом Пастернаком и Виктором Боковым, как он и завещал.
Евгений Евтушенко обожал людей и открыто об этом говорил: «Я люблю и другую – Самую Большую Страну – человечество. Я люблю Гранд-каньон не меньше, чем Байкал. Я люблю «Девочку на шаре» Пикассо не меньше, чем «Тройку» Перова…»
Вот таким он был Евгений Евтушенко, сердце которого принадлежало не только России, но и всему человечеству…