Фридман вангует по-западному
В направленной против России информационной войне пропаганда Госдепа охотно использует критику российской власти и избранного ею курса; пророчества, что того и гляди все у нас рухнет, грядет дефолт и конец света; величальные песни, посвященные райским условиям в либеральных странах с истинно демократическими ценностями.
Особенно ценится, когда речи эти вложены в уста бывших высокопоставленных политиков нашей страны или обладающих солидным весом представителей отечественного бизнеса. Именно такой подарок западным пропагандистам преподнес российский предприниматель, номер два среди самых богатых людей страны по версии Форбс, глава Альфа-групп, Михаил Фридман, опубликовав в Financial Times заметку «Хитрости разума превратили нефть в золото».
Желающие могут ознакомиться с ее содержанием по ссылке выше, для тех же кому лень, вкратце изложу основную суть. Михаил Фридман, признаваясь, что в нефтяной отрасли он отнюдь не профессионал, рассказывает, что предсказывал падение цен на нефть уже давно, а дальше ударяется в прогнозы. Опираясь на историю Советского Союза он предрекает крах политическим системам, основанным на «распределении ренты» и «лоббизме» и идеализирует либральную рыночную экономику с конкуренцией, незыблемостью частной собственности и множеством свобод. «Головокружительные цены на нефть в последние годы были абсолютно ненормальны. Их снижение превратит нефтедобычу в правильный бизнес, где издержки и эффективность значат больше, чем сила лоббирования. Это должно сделать мир свободнее и безопаснее, поскольку уменьшится власть нелиберальных режимов, которые процветают на нефтяной ренте», — пишет именитый бизнесмен.
Непосредственно Россию осторожный Михаил Фридман в тексте предусмотрительно не упоминает, однако параллели с СССР, разговоры о либеральных государствах и восторги по поводу американской политической системы ненавязчиво подводят читателя к неутешительному выводу: речь идет о крахе именно нашей страны.
Что касается прогнозов предпринимателя относительно цен на нефть, то здесь не все однозначно. Предугадать их колебания сколь-нибудь точно не берутся даже мировые спецы, не то, что люди, не являющиеся профессионалами в этой сфере, к коим причисляет себя и Михаил Фридман. А вот насчет либерального рынка, лоббизма, конкуренции, монополий и прочего предприниматель явно знает, что говорит. Не в том смысле, правда, что сам на деле проповедует западную экономическую модель, а наоборот, являясь ярким примером человека, ведущего бизнес методами, которые он осуждает в вышеупомянутой статье.
Михаил Фридман начал свой путь к вершинам списка Форбс, как и многие другие попавшие в него богатейшие российские предприниматели. Будучи студентом, фарцевал билетами в театр, перепродавал ковры, организовал кооператив. Когда народу выдавали ваучеры, коммерсант активно их скупал, закладывая фундамент будущего Альфа-групп. Активы полученные во время приватизации, в итоге и привели его к долгожданной цели.
Михаил Фридман
Изюминка бизнес-модели Михаила Фридмана заключается в том, что он очень быстро понял: связи решают все, и сделал основную ставку именно на них. «Главное, что выгодно отличает Михаила Фридмана от его коллег-олигархов и что позволяет ему достаточно долго преуспевать – это понимание реального механизма власти. В отличие от Михаила Ходорковского, который рассчитывал на поддержку 2–3 фигур в высших эшелонах власти, Михаил Фридман создал разветвленную структуру архиэффективных собственных «бюрократических группировок» в разных регионах, которые состояли из гражданских и силовых чиновников и судей. На поддержку этих «дружественных сил» Фридман всегда и опирался. Это можно назвать «принципом Фридмана». Принципом, который лучше всего работает в российских условиях», - рассказываетполитолог Станислав Белковский.
Он прибирал в Альфа-групп всех бывших чиновников, до которых мог дотянуться, и которые могли помочь ему расширять паутину политических связей и лоббировали бы его бизнес-интересы. Так, к примеру, он переманил в Альфа-банк покинувшего пост министра внешнеэкономических связей Петра Авена, который оперативно поднял компанию на новый уровень. Туда же он позже устроил бывшего вице-премьера и первого замглавы Администрации Президента Олега Сысуева.
Но Михаил Фридман не ограничивался переманиванием российских чиновников в свои структуры. Имела место и обратная текучка кадров. Например, выходцем из Альфа-групп является небезызвестный Владислав Сурков. http://nazenergy.ru/?page_id=186 Отец «шоковой терапии» Егор Гайдар также отчасти обязан своим появлением в Правительстве Михаилу Фридману. Именно принадлежащий бизнесмену Альфа-банк солидно профинансировал его назначение на этот пост. СМИ писали также о целых инструкциях Альфа-групп, посвященных тому, как завоевать на предстоящих выборах побольше депутатских кресел для будущих лоббистов компании. Думаю, для того, чтобы завязки Фридмана на власть стали окончательно понятны, достаточно упомянуть, что он в свое время был одним из влиятельнейших участников «семибанкирщины».
Дивиденды не заставляли себя ждать. Тот же Егор Гайдар содействовал получению Альфа-банком государственных кредитов на льготных условиях. Помогали политические связи и в новых финансовых победах. К примеру, приватизация ТНК, проходившая в лучших традициях скупки госсобственности 90-х годов, не обошлась без помощи государства. Оно сделало все, чтобы помочь союзу Альфа-групп, Ренова и американской Access Industries победить на инвестиционном конкурсе и получить первые 40% компании.
«Фридман известен умением тонко вести корпоративные конфликты. И в большинстве случаев он их выигрывает. Так было и с ТНК, где был задействован весь актуальный в 1990-е годы арсенал: банкротство, арбитражное управление, захват помещений с применением технологий типа «маски-шоу», затяжные суды. Следующий конфликт – с «Бритиш Петролеум» (вторая часть ТНК-ВР), который сейчас тоже исчерпан. Но самая крупная его победа – это долгий конфликт с министром связи Леонидом Рейманом, в результате которого Фридман остался с пакетом акций «Мегафона», а Рейман после ряда международных арбитражных судов и информационных «накатов» потерял министерский портфель», - описывает типичное ведение дел Михаилом Фридманом эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Интересно, что, ловя в свои политические сети будущих лоббистов, Михаил Фридман не слишком заботится, каких взглядов придерживаются его новые «друзья». Вернее заботится ровно настолько, чтобы новые связи не отпугнули старых «приятелей». Предприниматели часто говорят, что яйца надо хранить в разных корзинах. В данном случае имеются в виду разносторонние инвестиции: банковские вклады, ценные бумаги, покупка бизнесов и так далее. При таком раскладе если и потеряешь в одном месте, останется прибыль в остальных. Похоже, Михаил Фридман придерживается этого правила и применительно к своим политическим активам. Так, в свое время, он финансово поддерживал уже ставшего оппозиционером Бориса Немцова. Перестал он это делать лишь тогда, когда последний, перешел в «несистемную оппозицию». По крайней мере в открытую перестал. Много разговоров ходили и вокруг финансирования деятельности Алексея Навального. В частности, из переписки Навального и бывшего «альфовца» Владимира Ашуркова, находящегося ныне в федеральном розыске и скрывающегося в Лондоне, следует, что Фридман готов был содействовать по крайней мере в судебных делах, а возможно — и в финансовых. Сам предприниматель успешно оспорил эту информацию в суде, однако факт, что краудфандинговая кампания Навального набрала обороты аккурат с приходом Ашуркова, оставляет место определенным сомнениям.
Устанавливал Михаил Фридман связи и с Западом. Так, в 2006 году в совет директоров ТНК-ВР былпринят бывший генсек НАТО. Аналитики тогда также отмечали, что зарубежные бизнес-интересы Фридмана распространяются именно на те страны, где произошли цветные революции. И обещанные инвестиции «Вымпелкома», доля в котором принадлежит ему, в экономику Украины лишь подтверждают эту тенденцию. Делается это для того, считают эксперты, чтобы Запад лоббировал интересы Фридмана на самом высоком уровне.
Однако у этой медали есть две стороны. Пока Михаил Фридман использует Запад, тот столь же заинтересован, чтобы использовать самого предпринимателя. И корни появления статьи в Financial Times, похоже, уходят именно в это. С ее помощью Запад устами Михаила Фридмана предупреждает российскую бизнес-элиту: при власти Путина вам будет не сладко.
Однако оголтелым и открытым прозападником Михаил Фридман пока себя не демонстрирует, да и вряд ли станет. Не такой он человек. Скорее он постарается до последнего доить и США, и Россию, преследуя исключительно свои личные интересы. По крайней мере финансовую выгоду, которую может предоставить наша страна, он не упускает. К примеру, Альфа-банк — один из уполномоченных для государственного проектного финансирования банков. А соответственно, детище Михаила Фридмана будет получать по 2% с выданных кредитов.
Вопрос лишь в том, усидит ли беспринципный предприниматель сразу на двух разъезжающихся в противоположные стороны стульях? Штаны не порвутся? А прорехи в портках могут появиться немаленькие с учетом того, какой курс взяла нынче российская власть во взаимоотношениях с бизнесом. Целый пакет антикоррупционных законов, который был принят в последнее время, прикрывает лавочку лоббистам: прикормленные чиновники уже не смогут работать в интересах своих богатеньких неофициальных патронов; слишком чревато это для них, можно запросто поста лишиться, а то и вовсе на нары угодить.
Объявленная деофшоризация тоже ограничивает аппетиты жадных бизнесменов. Капиталы должны работать на свою страну — такую четкую установку дала власть. Многие сигнал услышали и восприняли позитивно. Алишер Усманов, к примеру, занимающий первую позицию в российском списке Форбс, первым же объявил о переводе всех своих активов домой. Заявил о готовности работать в своей стране и для ее пользы и глава АФК «Система» Владимир Евтушенков, на которого оппозиция возлагала было надежды. Одним словом, начало положено. Солидаризируется ли с ними Михаил Фридман, большой вопрос. Однако не учитывать, что власть готова к национализации российского бизнеса с тем, чтобы этот бизнес работал на российскую же экономику, ему никак нельзя.
Желающие могут ознакомиться с ее содержанием по ссылке выше, для тех же кому лень, вкратце изложу основную суть. Михаил Фридман, признаваясь, что в нефтяной отрасли он отнюдь не профессионал, рассказывает, что предсказывал падение цен на нефть уже давно, а дальше ударяется в прогнозы. Опираясь на историю Советского Союза он предрекает крах политическим системам, основанным на «распределении ренты» и «лоббизме» и идеализирует либральную рыночную экономику с конкуренцией, незыблемостью частной собственности и множеством свобод. «Головокружительные цены на нефть в последние годы были абсолютно ненормальны. Их снижение превратит нефтедобычу в правильный бизнес, где издержки и эффективность значат больше, чем сила лоббирования. Это должно сделать мир свободнее и безопаснее, поскольку уменьшится власть нелиберальных режимов, которые процветают на нефтяной ренте», — пишет именитый бизнесмен.
Непосредственно Россию осторожный Михаил Фридман в тексте предусмотрительно не упоминает, однако параллели с СССР, разговоры о либеральных государствах и восторги по поводу американской политической системы ненавязчиво подводят читателя к неутешительному выводу: речь идет о крахе именно нашей страны.
Что касается прогнозов предпринимателя относительно цен на нефть, то здесь не все однозначно. Предугадать их колебания сколь-нибудь точно не берутся даже мировые спецы, не то, что люди, не являющиеся профессионалами в этой сфере, к коим причисляет себя и Михаил Фридман. А вот насчет либерального рынка, лоббизма, конкуренции, монополий и прочего предприниматель явно знает, что говорит. Не в том смысле, правда, что сам на деле проповедует западную экономическую модель, а наоборот, являясь ярким примером человека, ведущего бизнес методами, которые он осуждает в вышеупомянутой статье.
Михаил Фридман начал свой путь к вершинам списка Форбс, как и многие другие попавшие в него богатейшие российские предприниматели. Будучи студентом, фарцевал билетами в театр, перепродавал ковры, организовал кооператив. Когда народу выдавали ваучеры, коммерсант активно их скупал, закладывая фундамент будущего Альфа-групп. Активы полученные во время приватизации, в итоге и привели его к долгожданной цели.
Михаил Фридман
Изюминка бизнес-модели Михаила Фридмана заключается в том, что он очень быстро понял: связи решают все, и сделал основную ставку именно на них. «Главное, что выгодно отличает Михаила Фридмана от его коллег-олигархов и что позволяет ему достаточно долго преуспевать – это понимание реального механизма власти. В отличие от Михаила Ходорковского, который рассчитывал на поддержку 2–3 фигур в высших эшелонах власти, Михаил Фридман создал разветвленную структуру архиэффективных собственных «бюрократических группировок» в разных регионах, которые состояли из гражданских и силовых чиновников и судей. На поддержку этих «дружественных сил» Фридман всегда и опирался. Это можно назвать «принципом Фридмана». Принципом, который лучше всего работает в российских условиях», - рассказываетполитолог Станислав Белковский.
Он прибирал в Альфа-групп всех бывших чиновников, до которых мог дотянуться, и которые могли помочь ему расширять паутину политических связей и лоббировали бы его бизнес-интересы. Так, к примеру, он переманил в Альфа-банк покинувшего пост министра внешнеэкономических связей Петра Авена, который оперативно поднял компанию на новый уровень. Туда же он позже устроил бывшего вице-премьера и первого замглавы Администрации Президента Олега Сысуева.
Но Михаил Фридман не ограничивался переманиванием российских чиновников в свои структуры. Имела место и обратная текучка кадров. Например, выходцем из Альфа-групп является небезызвестный Владислав Сурков. http://nazenergy.ru/?page_id=186 Отец «шоковой терапии» Егор Гайдар также отчасти обязан своим появлением в Правительстве Михаилу Фридману. Именно принадлежащий бизнесмену Альфа-банк солидно профинансировал его назначение на этот пост. СМИ писали также о целых инструкциях Альфа-групп, посвященных тому, как завоевать на предстоящих выборах побольше депутатских кресел для будущих лоббистов компании. Думаю, для того, чтобы завязки Фридмана на власть стали окончательно понятны, достаточно упомянуть, что он в свое время был одним из влиятельнейших участников «семибанкирщины».
Дивиденды не заставляли себя ждать. Тот же Егор Гайдар содействовал получению Альфа-банком государственных кредитов на льготных условиях. Помогали политические связи и в новых финансовых победах. К примеру, приватизация ТНК, проходившая в лучших традициях скупки госсобственности 90-х годов, не обошлась без помощи государства. Оно сделало все, чтобы помочь союзу Альфа-групп, Ренова и американской Access Industries победить на инвестиционном конкурсе и получить первые 40% компании.
«Фридман известен умением тонко вести корпоративные конфликты. И в большинстве случаев он их выигрывает. Так было и с ТНК, где был задействован весь актуальный в 1990-е годы арсенал: банкротство, арбитражное управление, захват помещений с применением технологий типа «маски-шоу», затяжные суды. Следующий конфликт – с «Бритиш Петролеум» (вторая часть ТНК-ВР), который сейчас тоже исчерпан. Но самая крупная его победа – это долгий конфликт с министром связи Леонидом Рейманом, в результате которого Фридман остался с пакетом акций «Мегафона», а Рейман после ряда международных арбитражных судов и информационных «накатов» потерял министерский портфель», - описывает типичное ведение дел Михаилом Фридманом эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Интересно, что, ловя в свои политические сети будущих лоббистов, Михаил Фридман не слишком заботится, каких взглядов придерживаются его новые «друзья». Вернее заботится ровно настолько, чтобы новые связи не отпугнули старых «приятелей». Предприниматели часто говорят, что яйца надо хранить в разных корзинах. В данном случае имеются в виду разносторонние инвестиции: банковские вклады, ценные бумаги, покупка бизнесов и так далее. При таком раскладе если и потеряешь в одном месте, останется прибыль в остальных. Похоже, Михаил Фридман придерживается этого правила и применительно к своим политическим активам. Так, в свое время, он финансово поддерживал уже ставшего оппозиционером Бориса Немцова. Перестал он это делать лишь тогда, когда последний, перешел в «несистемную оппозицию». По крайней мере в открытую перестал. Много разговоров ходили и вокруг финансирования деятельности Алексея Навального. В частности, из переписки Навального и бывшего «альфовца» Владимира Ашуркова, находящегося ныне в федеральном розыске и скрывающегося в Лондоне, следует, что Фридман готов был содействовать по крайней мере в судебных делах, а возможно — и в финансовых. Сам предприниматель успешно оспорил эту информацию в суде, однако факт, что краудфандинговая кампания Навального набрала обороты аккурат с приходом Ашуркова, оставляет место определенным сомнениям.
Устанавливал Михаил Фридман связи и с Западом. Так, в 2006 году в совет директоров ТНК-ВР былпринят бывший генсек НАТО. Аналитики тогда также отмечали, что зарубежные бизнес-интересы Фридмана распространяются именно на те страны, где произошли цветные революции. И обещанные инвестиции «Вымпелкома», доля в котором принадлежит ему, в экономику Украины лишь подтверждают эту тенденцию. Делается это для того, считают эксперты, чтобы Запад лоббировал интересы Фридмана на самом высоком уровне.
Однако у этой медали есть две стороны. Пока Михаил Фридман использует Запад, тот столь же заинтересован, чтобы использовать самого предпринимателя. И корни появления статьи в Financial Times, похоже, уходят именно в это. С ее помощью Запад устами Михаила Фридмана предупреждает российскую бизнес-элиту: при власти Путина вам будет не сладко.
Однако оголтелым и открытым прозападником Михаил Фридман пока себя не демонстрирует, да и вряд ли станет. Не такой он человек. Скорее он постарается до последнего доить и США, и Россию, преследуя исключительно свои личные интересы. По крайней мере финансовую выгоду, которую может предоставить наша страна, он не упускает. К примеру, Альфа-банк — один из уполномоченных для государственного проектного финансирования банков. А соответственно, детище Михаила Фридмана будет получать по 2% с выданных кредитов.
Вопрос лишь в том, усидит ли беспринципный предприниматель сразу на двух разъезжающихся в противоположные стороны стульях? Штаны не порвутся? А прорехи в портках могут появиться немаленькие с учетом того, какой курс взяла нынче российская власть во взаимоотношениях с бизнесом. Целый пакет антикоррупционных законов, который был принят в последнее время, прикрывает лавочку лоббистам: прикормленные чиновники уже не смогут работать в интересах своих богатеньких неофициальных патронов; слишком чревато это для них, можно запросто поста лишиться, а то и вовсе на нары угодить.
Объявленная деофшоризация тоже ограничивает аппетиты жадных бизнесменов. Капиталы должны работать на свою страну — такую четкую установку дала власть. Многие сигнал услышали и восприняли позитивно. Алишер Усманов, к примеру, занимающий первую позицию в российском списке Форбс, первым же объявил о переводе всех своих активов домой. Заявил о готовности работать в своей стране и для ее пользы и глава АФК «Система» Владимир Евтушенков, на которого оппозиция возлагала было надежды. Одним словом, начало положено. Солидаризируется ли с ними Михаил Фридман, большой вопрос. Однако не учитывать, что власть готова к национализации российского бизнеса с тем, чтобы этот бизнес работал на российскую же экономику, ему никак нельзя.