Вашингтон: «Газпром», выйди вон!
Работы по прокладке труб «Северного потока-2» по дну Балтийского моря прекращены. Швейцарская компания Allseas, осуществляющая укладку, приостановила работы в ожидании разъяснений от Вашингтона в связи с принятым в США военным бюджетом, в котором предусмотрены санкции, налагаемые на строительство российского газопровода.
В тот же день, когда президент США Дональд Трамп подписал закон о военном бюджете на следующий год, содержащий, помимо прочего, статью о санкциях для участвующих в строительстве «Северного потока-2» компаний, предусматривающую, в частности, арест собственности, имеющейся в США, заморозку финансовых активов в американских банках и аннулирование виз сотрудникам, швейцарская компания Allseas, которой принадлежат суда-трубоукладчики Pioneering Spirit и Soliter, объявила о приостановке работ.
Авторы оборонного законопроекта сенаторы Тед Круз и Рон Джонсон направили главе Allseas Эдварду Хеерму письмо с требованием немедленно прекратить строительство, пишет портал OIL.Эксперт. «Продолжение работ хотя бы на один день после того, как президент подпишет бюджет, поставит вашу компанию перед лицом разрушительных и фатальных санкций. У вас есть выбор: остановитесь немедленно, не заканчивайте трубопровод или сделайте глупую попытку завершить работы и погубите компанию», — заявили американские законодатели, присвоив себе функции Госдепа и Минфина США.
Поскольку сложилась беспрецедентная ситуация, швейцарцы взяли паузу для ее детального юридического анализа. В компании уточнили, что «ожидают нормативные, технические и экологические разъяснения от властей США».
В российских СМИ писали, что в распоряжении «Газпрома» есть два судна, которые могут завершить прокладку по дну Балтики 160 км труб, чтобы закончить строительство «Северного потока-2». Это несамоходная баржа «Фортуна», которая находится в Балтийском море, и судно-трубоукладчик «Академик Черский», пришвартованное сейчас в порту Находки. Оба эти судна – китайской постройки.
Однако, «Фортуна» не имеет системы динамического позиционирования, поэтому использовать эту баржу невозможно из-за того, что на континентальном шельфе Дании вблизи острова Борнхольм, рядом с которым проходит завершающий участок «Северного потока-2» по пути в Германию, после войны были затоплены контейнеры с химическим оружием нацистов. Малейшая ошибка в позиционировании газопровода чревата непредсказуемыми последствиями.
«Академик Черский» может прибыть на Балтику через полтора-два месяца, но это судно сейчас прокладывает трубу с Южно-Киринского газоконденсатного месторождения на шельфе Сахалина в Китай и бросить эту работу означает поставить под угрозу и этот проект, на который США также наложили санкции.
По данным навигационного портала Marinetraffic, суда-трубоукладчики компании Allseas не покидали Балтийскую акваторию и находятся у северного побережья Германии. До порта Мукран, где находится одна из логистических баз проекта балтийского газопровода, недалеко — 40 км. Очевидно, суда расположились неподалеку, чтобы выгрузить трубы, которые не успели использовать при укладке «Северного потока-2» в датской экономической зоне.
До конца работ оставалось уложить 47 км первой нитки и около 70 км - второй. Как заявил пресс-секретарь оператора Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер, по всем участкам осталось достроить 160 км. О выгрузке труб свидетельствует активное передвижение судов снабжения, которые участвуют в проекте, между трубоукладчиками и портом Мукран.
В швейцарской Allseas заявили, что будут ждать разъяснений Минфина США. Один из авторов санкций, введенных в отношении «Северного потока-2», уже приветствовал уход судов. «Pioneering Spirit пора ходить в другие моря», — написал сенатор - республиканец Тед Круз в своем твиттере.
Ранее США уже накладывали санкции на строительство наших газопроводов в Европу. В свое время это сделал Рональд Рейган, но успеха не достиг, так как на тот момент европейские государства возглавляли другие – более самостоятельные лидеры, да и в целом Европа чувствовала себя более независимой. Возможно, конечно, и на этот раз прокладку газопровода удастся завершить силами какой-то другой иностранной компании.
Но тут в скандал вокруг «Северного потока-2» включились российские участники, что придало ему совсем уж пикантный характер.
Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, отвечая на вопрос ведущего канала «Россия 24», есть ли у РФ суда, способные достроить газопровод, заявил, что «таких судов, которые прямо сегодня могли бы быть взяты откуда-то, чтобы приступить немедленно к работе, нет».
Рахманов отметил, что подобные суда обычно строятся под определенный проект и очень редко используются для работ на свободном рынке. По словам Рахманова, если будет заказ, то ОСК немедленно приступит к проектированию и строительству такого судна.
«В среднем, наверное, мы все-таки говорим о полутора-двух годах проектирования и трех-четырех годах строительства. К сожалению, это для нас будет, как всегда, что-то сделанное с нуля, поэтому в меньшие сроки мы не уложимся. Хотя, напомню, ледокол «Ленин» построили за три года и где-то полтора-два года проектировали», — добавил глава ОСК.
Стоит напомнить господину Рахманову, что не только в советское, но даже в царское время корабли строили гораздо быстрее. Постройка новейших гигантских дредноутов типа «Севастополь» на российских верфях заняла всего два года, при том, что никакого опыта такой постройки не было.
За три постсоветских десятилетия в РФ полностью утрачена научная, конструкторская и инженерная школы. Мы не можем создать ничего нового в космической, авиационной, двигателестроительной отраслях. Провал в спортивной фармацевтике привел к резонансным и позорным допинговым скандалам.
Заминка с «Северным потоком-2» стала подарком для руководства ОСК, которое предложило свои услуги, надеясь получить выгодный госконтракт. Однако даже если такой контракт ОСК получит, нет уверенности в том, что разработчики ОСК начнут с нуля проектировать отечественный трубоукладчик, а не перебьют клейма и ярлыки на купленной на «черном рынке» подержанной китайской посудине.
Хуже всего, что эффективные манагеры-оптимизаторы, захватившие командные высоты в российской экономике, даже не пытаются наладить какие-либо прорывные разработки. Все важнейшие геополитические ставки сделаны на то, что РФ удастся примириться с США, заключить «Новую Ялту», то есть соглашение с США о разделе сфер влияния, и выйти тем самым из режима санкций, после чего просто купить все необходимые для народного хозяйства технологии на Западе.
Именно поэтому «Газпром» не предусмотрел никакого «плана Б» на случай вмешательства США в строительство «Северного потока-2». Разговоры о том, что «Газпром» строит подводные газопроводы не в непрерывном режиме, и по этой причине строить собственные суда-трубоукладчики ему резона нет, в нынешней ситуации звучат как попытка оправдания собственной недальновидности, которая у топ-менеджеров российских корпораций, не только у «Газпрома», похоже, вошла в привычку.
В конце концов, можно было создать команду водолазов-сварщиков и варить трубы уже лежащие на дне Балтики. Есть и такой способ прокладки подводных газопроводов. Однако менеджмент «Газпрома» не сумел или не захотел заглянуть за утвержденный ранее горизонт планирования. И это уже не первый раз.
Можно было бы и просто купить на корню эту швейцарскую компанию, которая боится американских санкций пуще геенны огненной.
Покорность, с которой «Газпром» встретил уход швейцарских судов-трубоукладчиков, если рассуждать с точки зрения здравого смысла, можно объяснить лишь стремлением российского руководства поддержать Дональда Трампа на грядущих президентских выборах в США, ибо нет лучшего подарка для него, чем победа над эсхатологическим врагом американских сланцевиков и завоевание европейского газового рынка для Америки, к чему Трамп сейчас весьма близок.
Впрочем, «Газпром» привык проигрывать. «Газпром» проспал сланцевую революцию, не ожидал провала «Южного потока», не предвидел отказа Турции в прокладке четырех веток «Турецкого потока». В итоге «Газпром» полностью проиграл битву за альтернативные трубопроводы в обход Украины и вынужден платить за украинский транзит вдвое больше, чем раньше, да еще и штраф «Нафтогазу».
«Газпром» не понял и не понимает главного: в мире сложился конкурентный газовый рынок, и с менталитетом времен «Очакова и покоренья Крыма» на этом рынке делать нечего.
К сожалению, в такой отсталой парадигме действуют практически все российские корпорации, которые обречены становится жертвами даже самой незамысловатой конкуренции своих зарубежных «партнеров».
Россия падает в пропасть тотальной деиндустриализации и уже нет надежды на то, что это падение можно остановить.
Авторы оборонного законопроекта сенаторы Тед Круз и Рон Джонсон направили главе Allseas Эдварду Хеерму письмо с требованием немедленно прекратить строительство, пишет портал OIL.Эксперт. «Продолжение работ хотя бы на один день после того, как президент подпишет бюджет, поставит вашу компанию перед лицом разрушительных и фатальных санкций. У вас есть выбор: остановитесь немедленно, не заканчивайте трубопровод или сделайте глупую попытку завершить работы и погубите компанию», — заявили американские законодатели, присвоив себе функции Госдепа и Минфина США.
Поскольку сложилась беспрецедентная ситуация, швейцарцы взяли паузу для ее детального юридического анализа. В компании уточнили, что «ожидают нормативные, технические и экологические разъяснения от властей США».
В российских СМИ писали, что в распоряжении «Газпрома» есть два судна, которые могут завершить прокладку по дну Балтики 160 км труб, чтобы закончить строительство «Северного потока-2». Это несамоходная баржа «Фортуна», которая находится в Балтийском море, и судно-трубоукладчик «Академик Черский», пришвартованное сейчас в порту Находки. Оба эти судна – китайской постройки.
Однако, «Фортуна» не имеет системы динамического позиционирования, поэтому использовать эту баржу невозможно из-за того, что на континентальном шельфе Дании вблизи острова Борнхольм, рядом с которым проходит завершающий участок «Северного потока-2» по пути в Германию, после войны были затоплены контейнеры с химическим оружием нацистов. Малейшая ошибка в позиционировании газопровода чревата непредсказуемыми последствиями.
«Академик Черский» может прибыть на Балтику через полтора-два месяца, но это судно сейчас прокладывает трубу с Южно-Киринского газоконденсатного месторождения на шельфе Сахалина в Китай и бросить эту работу означает поставить под угрозу и этот проект, на который США также наложили санкции.
По данным навигационного портала Marinetraffic, суда-трубоукладчики компании Allseas не покидали Балтийскую акваторию и находятся у северного побережья Германии. До порта Мукран, где находится одна из логистических баз проекта балтийского газопровода, недалеко — 40 км. Очевидно, суда расположились неподалеку, чтобы выгрузить трубы, которые не успели использовать при укладке «Северного потока-2» в датской экономической зоне.
До конца работ оставалось уложить 47 км первой нитки и около 70 км - второй. Как заявил пресс-секретарь оператора Nord Stream 2 AG Йенс Мюллер, по всем участкам осталось достроить 160 км. О выгрузке труб свидетельствует активное передвижение судов снабжения, которые участвуют в проекте, между трубоукладчиками и портом Мукран.
В швейцарской Allseas заявили, что будут ждать разъяснений Минфина США. Один из авторов санкций, введенных в отношении «Северного потока-2», уже приветствовал уход судов. «Pioneering Spirit пора ходить в другие моря», — написал сенатор - республиканец Тед Круз в своем твиттере.
Ранее США уже накладывали санкции на строительство наших газопроводов в Европу. В свое время это сделал Рональд Рейган, но успеха не достиг, так как на тот момент европейские государства возглавляли другие – более самостоятельные лидеры, да и в целом Европа чувствовала себя более независимой. Возможно, конечно, и на этот раз прокладку газопровода удастся завершить силами какой-то другой иностранной компании.
Но тут в скандал вокруг «Северного потока-2» включились российские участники, что придало ему совсем уж пикантный характер.
Президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, отвечая на вопрос ведущего канала «Россия 24», есть ли у РФ суда, способные достроить газопровод, заявил, что «таких судов, которые прямо сегодня могли бы быть взяты откуда-то, чтобы приступить немедленно к работе, нет».
Рахманов отметил, что подобные суда обычно строятся под определенный проект и очень редко используются для работ на свободном рынке. По словам Рахманова, если будет заказ, то ОСК немедленно приступит к проектированию и строительству такого судна.
«В среднем, наверное, мы все-таки говорим о полутора-двух годах проектирования и трех-четырех годах строительства. К сожалению, это для нас будет, как всегда, что-то сделанное с нуля, поэтому в меньшие сроки мы не уложимся. Хотя, напомню, ледокол «Ленин» построили за три года и где-то полтора-два года проектировали», — добавил глава ОСК.
Стоит напомнить господину Рахманову, что не только в советское, но даже в царское время корабли строили гораздо быстрее. Постройка новейших гигантских дредноутов типа «Севастополь» на российских верфях заняла всего два года, при том, что никакого опыта такой постройки не было.
За три постсоветских десятилетия в РФ полностью утрачена научная, конструкторская и инженерная школы. Мы не можем создать ничего нового в космической, авиационной, двигателестроительной отраслях. Провал в спортивной фармацевтике привел к резонансным и позорным допинговым скандалам.
Заминка с «Северным потоком-2» стала подарком для руководства ОСК, которое предложило свои услуги, надеясь получить выгодный госконтракт. Однако даже если такой контракт ОСК получит, нет уверенности в том, что разработчики ОСК начнут с нуля проектировать отечественный трубоукладчик, а не перебьют клейма и ярлыки на купленной на «черном рынке» подержанной китайской посудине.
Хуже всего, что эффективные манагеры-оптимизаторы, захватившие командные высоты в российской экономике, даже не пытаются наладить какие-либо прорывные разработки. Все важнейшие геополитические ставки сделаны на то, что РФ удастся примириться с США, заключить «Новую Ялту», то есть соглашение с США о разделе сфер влияния, и выйти тем самым из режима санкций, после чего просто купить все необходимые для народного хозяйства технологии на Западе.
Именно поэтому «Газпром» не предусмотрел никакого «плана Б» на случай вмешательства США в строительство «Северного потока-2». Разговоры о том, что «Газпром» строит подводные газопроводы не в непрерывном режиме, и по этой причине строить собственные суда-трубоукладчики ему резона нет, в нынешней ситуации звучат как попытка оправдания собственной недальновидности, которая у топ-менеджеров российских корпораций, не только у «Газпрома», похоже, вошла в привычку.
В конце концов, можно было создать команду водолазов-сварщиков и варить трубы уже лежащие на дне Балтики. Есть и такой способ прокладки подводных газопроводов. Однако менеджмент «Газпрома» не сумел или не захотел заглянуть за утвержденный ранее горизонт планирования. И это уже не первый раз.
Можно было бы и просто купить на корню эту швейцарскую компанию, которая боится американских санкций пуще геенны огненной.
Покорность, с которой «Газпром» встретил уход швейцарских судов-трубоукладчиков, если рассуждать с точки зрения здравого смысла, можно объяснить лишь стремлением российского руководства поддержать Дональда Трампа на грядущих президентских выборах в США, ибо нет лучшего подарка для него, чем победа над эсхатологическим врагом американских сланцевиков и завоевание европейского газового рынка для Америки, к чему Трамп сейчас весьма близок.
Впрочем, «Газпром» привык проигрывать. «Газпром» проспал сланцевую революцию, не ожидал провала «Южного потока», не предвидел отказа Турции в прокладке четырех веток «Турецкого потока». В итоге «Газпром» полностью проиграл битву за альтернативные трубопроводы в обход Украины и вынужден платить за украинский транзит вдвое больше, чем раньше, да еще и штраф «Нафтогазу».
«Газпром» не понял и не понимает главного: в мире сложился конкурентный газовый рынок, и с менталитетом времен «Очакова и покоренья Крыма» на этом рынке делать нечего.
К сожалению, в такой отсталой парадигме действуют практически все российские корпорации, которые обречены становится жертвами даже самой незамысловатой конкуренции своих зарубежных «партнеров».
Россия падает в пропасть тотальной деиндустриализации и уже нет надежды на то, что это падение можно остановить.