Госкорпорации предпочитают импорт
Вопреки всем усилиям власти, даже законодательно прописавшей обязательность наличия отечественного софта на всех гаджетах, продающихся в России, эти меры не помогают. Более того, крупнейшие в стране покупатели высокотехнологичной продукции приобретают в 95% случаев именно импортную технику.
По статистике, озвученной вице-премьером РФ Юрием Борисовым, предприятия «Ростеха» смогли в 2019 году выиграть менее 50% запланированных госконтрактов на поставку радиоэлектронной высокотехнологичной продукции по нацпроектам. Это произошло, по словам Борисова, которые цитирует ТАСС, из-за препятствий, созданных заказчиками торгов. В числе главных проблем – демпинг иностранных производителей по цене, а также завышенные технические требования заказчиков к аппаратуре.
В частности, «Ростех» планировал выиграть объем работ на 100 млрд. рублей, но в результате было закуплено оборудование только на 45 млрд. рублей. В результате 55 млрд. рублей в рамках госзакупок ушли иностранным поставщикам. При этом по таким направлениям, как медицинская техника, телекоммуникации и вычислительная техника, было всего разыграно около 300 тыс. лотов на общую сумму 850 млрд. рублей.
Фактически Борисов прямо назвал «стрелочников»: заказчики торгов. То есть государственные корпорации, которым неоднократно предписывалось перейти на закупки отечественного оборудования. Буквально сейчас идет война между Минпромторгом, с одной стороны, и Минфином и ФАС – с другой. Ведомства никак не согласуют законопроект, который жестко ограничивает участие иностранцев в закупках для госнужд.
В конце вице-премьер предложил законодательно обязать госзаказчиков приобретать у российских поставщиков не менее 50% объема продукции, в том числе закупаемой в рамках выполнения работ, а также ввести квотирование закупок отечественных товаров. Однако противостояние ведомств и бюрократия пока тормозят решение вопроса.
Тем временем, как сообщил индустриальный директор радиоэлектронного кластера «Ростеха» Сергей Сахненко, доля российской высокотехнологичной продукции при закупках госкомпаниями составляет всего 5%. Тогда как 95% соответственно – импортная. «То есть государственные средства в больших объемах фактически расходуются на поддержку зарубежных товаропроизводителей», - передает ТАСС слова Сахненко.
Это связано с рядом проблем, пояснил он. Например, с налогами, ведь российский производитель товара платит в 6-7 раз больше налогов в бюджет РФ, чем иностранный. Это связано с тем, что при продаже отечественного товара, кроме налога с прибыли, необходимо заплатить ряд других налогов.
Между тем, Сахненко подчеркнул, что заявления госкорпораций о том, что при покупке продукции у иностранных вендоров происходит экономия бюджетных средств, в большинстве случаев не соответствуют действительности. При этом, уверен он, многие образцы российской продукции по качеству и цене не хуже зарубежных, а иногда и превосходят их. «Но по каким-то причинам продолжает закупаться импорт. В итоге государственные средства уходят за рубеж, при этом страна теряет налоги, рабочие места, дополнительные возможности для развития своей промышленности», - добавил представитель «Ростеха».
Проблема высокой доли импорта в закупках госкомпаний всегда стояла особняком, отмечает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. По его словам, правительство не первый год ищет пути решения этого вопроса, в этом плане цели нацпроекта «Наука» должны в какой-то степени способствовать снижению доли импорта и увеличению отечественных разработок. Законодательные инициативы по предустановке отечественного софта, например, тоже из этой серии.
Однако несмотря на все усилия, которые уже были сделаны, импорт остается на высоких позициях. И, как заявил в интервью «Веку» эксперт, в первую очередь это связано с тем, что российские высокотехнологичные разработки по-прежнему не могут быть конкурентоспособными. Вендоры как раз за счет своих возможностей могут выступать с более привлекательными ценами и комплексными предложениями. Отечественные же компании в силу технологической отсталости, а также не имея возможности свободно использовать западные технологии из-за санкций, вынуждены тратить больше денег, чтобы выйти на передовые позиции. А если учесть налоговую базу и недостаток квалифицированных кадров, то и получается ответ на вопрос, почему и цена дороже, и спрос такой низкий.
Очевидно, что позиция «Ростеха» во многом объясняется желанием занять большую нишу, чем сейчас располагает госкорпорация, в целом это соотносится с планами государства. Поэтому, скорее всего, в дальнейшем мы увидим разворотный тренд в сторону отечественных производителей. Однако в любом случае от засилья импортных технологий отрасль вряд ли сможет уйти далеко. Как считает аналитик, это не быстрый процесс, а когда вопрос заключается в деньгах и быстром эффекте, как правило, выбор делается в пользу тех, где понятнее и доступнее.
Антонов также добавляет, что сама система госзакупок в отрасли направлена не на пользу отечественным разработчикам, то есть ее надо «грамотно подстраивать», или, иными словами, устанавливать искусственные барьеры для западных производителей, чего также добивается госкорпорация.
Но в целом инициатива хорошая и может стать в перспективе ценным инструментом, считает, в свою очередь, руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко. Однако, обращает внимание он, низкая доля российской высокотехнологичной продукции в госзакупках сложилось исторически. Причиной чему служат несколько факторов. Во-первых, недоинвестирование российскими компаниями в НИОКР и в обновление производственных фондов. А, во-вторых, из-за совершенно иной тенденции в Германии, Китае, Японии и Корее, которые являются крупнейшими торговыми партнерами России, где выпуск такой продукции из-за эффекта масштаба стал наиболее конкурентоспособным.
В прошедшем году, обращает внимание аналитик, рост несырьевого экспорта в России оказался значительно ниже ожидаемого. Вопреки планируемому уровню рост составил всего 2% против планируемых 7,4%, что вряд ли можно занести в актив на фоне подъема ВВП на уровне в 1,3% и темпов роста мировой экономики более чем на 3,0%. Если брать в расчет данные Росстата, то по итогам 2019 года объем промышленного производства увеличился на 2,4%. А произошло это благодаря вкладу пищевой промышленности, а также химической отрасли и металлургии, которые показали небольшой рост. А вот в машиностроении, наоборот, было зафиксировано снижение на 2,6%. Поэтому желание «Ростеха» исправить сложившуюся тенденцию понять можно, так как он был создан с целью поддержки развития и модернизации промышленности и вобрал в себя помимо оборонных предприятий также и производителей высокотехнологичной продукции.
Госзакупки и государственный бюджет в большинстве развитых стран служат путеводителем для развития и реализации промышленной политики, а также способствуют значительному увеличению доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Правда, добавляет Максименко, в нашей стране в данный момент все тормозится еще на стадии актуализации документов стратегического планирования и набора инструментов промышленной политики.
Между тем, заявление «Ростеха» о том, что российская продукция по качеству и цене не уступает зарубежной, не соответствует действительности, полагает партнер юридической компании BMS Law Firm Алексей Гавришев. Конечно, отдельные примеры наверняка есть, но по большей части, если мы говорим о высокотехнологичной продукции, зарубежные образцы просто выигрывают в качестве. Это касается и медицинской, и телекоммуникационной, и вычислительной техники.
Слова же о том, что российские компании платят налоги, здесь не очень уместны, так как при выборе высокотехнологичной продукции главную роль играют качество и эффективность техники. Развивать российские компании в этой области нужно, но акцент стоит делать на разработках и модернизации технологий, а не на принудительной покупке российской продукции, уверен юрист.
«Позволю себе немного поспорить с господином Сахненко, – заявила в интервью «Веку» и член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. – Думаю, что в России просто нет такого количества высокотехнологичного оборудования, которое необходимо крупным госкорпорациям. А если этот хайтек заявляется российским, то его иногда можно найти на Aliexpress. Вопрос, почему это так, - сложный. Главная причина, на мой взгляд, - утечка мозгов. Создатели такого рода продукции едут в известном направлении и их можно понять. Там - все условия. Там тепло, спокойно, сытно и кругом та же среда».
Поэтому, полагает Капитанова, главная задача государства - создавать такую среду здесь. Технологии - вот главный товар 21 века. Но пока Россия безнадежно проигрывает эту битву. В мире есть один безоговорочный лидер, а остальные догоняют. Но у нас есть все условия для того, чтобы догнать, уверена эксперт. Приход нового технологичного председателя правительства вселяет надежды на то, что будут и изменения в этой сфере. А там и госзакупки подтянутся. Кстати, Капитанова возражает Антонову: по ее словам, в России все же есть главный ресурс, от которого зависит сектор, - квалифицированные кадры.
В частности, «Ростех» планировал выиграть объем работ на 100 млрд. рублей, но в результате было закуплено оборудование только на 45 млрд. рублей. В результате 55 млрд. рублей в рамках госзакупок ушли иностранным поставщикам. При этом по таким направлениям, как медицинская техника, телекоммуникации и вычислительная техника, было всего разыграно около 300 тыс. лотов на общую сумму 850 млрд. рублей.
Фактически Борисов прямо назвал «стрелочников»: заказчики торгов. То есть государственные корпорации, которым неоднократно предписывалось перейти на закупки отечественного оборудования. Буквально сейчас идет война между Минпромторгом, с одной стороны, и Минфином и ФАС – с другой. Ведомства никак не согласуют законопроект, который жестко ограничивает участие иностранцев в закупках для госнужд.
В конце вице-премьер предложил законодательно обязать госзаказчиков приобретать у российских поставщиков не менее 50% объема продукции, в том числе закупаемой в рамках выполнения работ, а также ввести квотирование закупок отечественных товаров. Однако противостояние ведомств и бюрократия пока тормозят решение вопроса.
Тем временем, как сообщил индустриальный директор радиоэлектронного кластера «Ростеха» Сергей Сахненко, доля российской высокотехнологичной продукции при закупках госкомпаниями составляет всего 5%. Тогда как 95% соответственно – импортная. «То есть государственные средства в больших объемах фактически расходуются на поддержку зарубежных товаропроизводителей», - передает ТАСС слова Сахненко.
Это связано с рядом проблем, пояснил он. Например, с налогами, ведь российский производитель товара платит в 6-7 раз больше налогов в бюджет РФ, чем иностранный. Это связано с тем, что при продаже отечественного товара, кроме налога с прибыли, необходимо заплатить ряд других налогов.
Между тем, Сахненко подчеркнул, что заявления госкорпораций о том, что при покупке продукции у иностранных вендоров происходит экономия бюджетных средств, в большинстве случаев не соответствуют действительности. При этом, уверен он, многие образцы российской продукции по качеству и цене не хуже зарубежных, а иногда и превосходят их. «Но по каким-то причинам продолжает закупаться импорт. В итоге государственные средства уходят за рубеж, при этом страна теряет налоги, рабочие места, дополнительные возможности для развития своей промышленности», - добавил представитель «Ростеха».
Проблема высокой доли импорта в закупках госкомпаний всегда стояла особняком, отмечает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. По его словам, правительство не первый год ищет пути решения этого вопроса, в этом плане цели нацпроекта «Наука» должны в какой-то степени способствовать снижению доли импорта и увеличению отечественных разработок. Законодательные инициативы по предустановке отечественного софта, например, тоже из этой серии.
Однако несмотря на все усилия, которые уже были сделаны, импорт остается на высоких позициях. И, как заявил в интервью «Веку» эксперт, в первую очередь это связано с тем, что российские высокотехнологичные разработки по-прежнему не могут быть конкурентоспособными. Вендоры как раз за счет своих возможностей могут выступать с более привлекательными ценами и комплексными предложениями. Отечественные же компании в силу технологической отсталости, а также не имея возможности свободно использовать западные технологии из-за санкций, вынуждены тратить больше денег, чтобы выйти на передовые позиции. А если учесть налоговую базу и недостаток квалифицированных кадров, то и получается ответ на вопрос, почему и цена дороже, и спрос такой низкий.
Очевидно, что позиция «Ростеха» во многом объясняется желанием занять большую нишу, чем сейчас располагает госкорпорация, в целом это соотносится с планами государства. Поэтому, скорее всего, в дальнейшем мы увидим разворотный тренд в сторону отечественных производителей. Однако в любом случае от засилья импортных технологий отрасль вряд ли сможет уйти далеко. Как считает аналитик, это не быстрый процесс, а когда вопрос заключается в деньгах и быстром эффекте, как правило, выбор делается в пользу тех, где понятнее и доступнее.
Антонов также добавляет, что сама система госзакупок в отрасли направлена не на пользу отечественным разработчикам, то есть ее надо «грамотно подстраивать», или, иными словами, устанавливать искусственные барьеры для западных производителей, чего также добивается госкорпорация.
Но в целом инициатива хорошая и может стать в перспективе ценным инструментом, считает, в свою очередь, руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко. Однако, обращает внимание он, низкая доля российской высокотехнологичной продукции в госзакупках сложилось исторически. Причиной чему служат несколько факторов. Во-первых, недоинвестирование российскими компаниями в НИОКР и в обновление производственных фондов. А, во-вторых, из-за совершенно иной тенденции в Германии, Китае, Японии и Корее, которые являются крупнейшими торговыми партнерами России, где выпуск такой продукции из-за эффекта масштаба стал наиболее конкурентоспособным.
В прошедшем году, обращает внимание аналитик, рост несырьевого экспорта в России оказался значительно ниже ожидаемого. Вопреки планируемому уровню рост составил всего 2% против планируемых 7,4%, что вряд ли можно занести в актив на фоне подъема ВВП на уровне в 1,3% и темпов роста мировой экономики более чем на 3,0%. Если брать в расчет данные Росстата, то по итогам 2019 года объем промышленного производства увеличился на 2,4%. А произошло это благодаря вкладу пищевой промышленности, а также химической отрасли и металлургии, которые показали небольшой рост. А вот в машиностроении, наоборот, было зафиксировано снижение на 2,6%. Поэтому желание «Ростеха» исправить сложившуюся тенденцию понять можно, так как он был создан с целью поддержки развития и модернизации промышленности и вобрал в себя помимо оборонных предприятий также и производителей высокотехнологичной продукции.
Госзакупки и государственный бюджет в большинстве развитых стран служат путеводителем для развития и реализации промышленной политики, а также способствуют значительному увеличению доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Правда, добавляет Максименко, в нашей стране в данный момент все тормозится еще на стадии актуализации документов стратегического планирования и набора инструментов промышленной политики.
Между тем, заявление «Ростеха» о том, что российская продукция по качеству и цене не уступает зарубежной, не соответствует действительности, полагает партнер юридической компании BMS Law Firm Алексей Гавришев. Конечно, отдельные примеры наверняка есть, но по большей части, если мы говорим о высокотехнологичной продукции, зарубежные образцы просто выигрывают в качестве. Это касается и медицинской, и телекоммуникационной, и вычислительной техники.
Слова же о том, что российские компании платят налоги, здесь не очень уместны, так как при выборе высокотехнологичной продукции главную роль играют качество и эффективность техники. Развивать российские компании в этой области нужно, но акцент стоит делать на разработках и модернизации технологий, а не на принудительной покупке российской продукции, уверен юрист.
«Позволю себе немного поспорить с господином Сахненко, – заявила в интервью «Веку» и член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. – Думаю, что в России просто нет такого количества высокотехнологичного оборудования, которое необходимо крупным госкорпорациям. А если этот хайтек заявляется российским, то его иногда можно найти на Aliexpress. Вопрос, почему это так, - сложный. Главная причина, на мой взгляд, - утечка мозгов. Создатели такого рода продукции едут в известном направлении и их можно понять. Там - все условия. Там тепло, спокойно, сытно и кругом та же среда».
Поэтому, полагает Капитанова, главная задача государства - создавать такую среду здесь. Технологии - вот главный товар 21 века. Но пока Россия безнадежно проигрывает эту битву. В мире есть один безоговорочный лидер, а остальные догоняют. Но у нас есть все условия для того, чтобы догнать, уверена эксперт. Приход нового технологичного председателя правительства вселяет надежды на то, что будут и изменения в этой сфере. А там и госзакупки подтянутся. Кстати, Капитанова возражает Антонову: по ее словам, в России все же есть главный ресурс, от которого зависит сектор, - квалифицированные кадры.