Информационная служба «Века» — 04.10.2006 16:32

Государство прощается с Внешторгбанком?

Как сегодня сообщило агентство Рейтер, Внешторгбанк (ВТБ) в 2007г. намерен провести IPO на Лондонской бирже. По словам председателя правления ВТБ Андрея Костина, в течение трех-пяти лет мы планируем занять место среди 50 крупнейших банков мира.

ВТБ, который аналитики оценивают сейчас примерно в $15 миллиардов, планирует продать до 25 процентов акций на зарубежных и российских биржевых площадках, а также среди частных инвесторов внутри России. В соответствии с отчетностью МСФО, активы ВТБ за 2005 год выросли более чем на два раза: до $36,7 миллиарда, собственные средства - на 94,5 процента: до $5,28 миллиарда.

Напомним, что еще две недели назад Михаил Фрадков направил на подпись президента проект указа, исключающий Внешторгбанк из списка стратегических предприятий. Это позволит перейти ВТБ и Промстройбанку СПБ на единую акцию. Уже после этого доля государства в ВТБ сократиться на 2,5%, а затем можно будет начать процесс приватизации.

Как считает Елена Трубникова, управляющий партнер АКГ ФинЭкспертиза, проект указа, направленный Фрадковым на подпись президенту, фактически запускает процесс приватизации Внешторгбанка. Вспомним озвученное США в контексте вступления России в ВТО требование либерализации нашего банковского рынка. Не в этой ли связи предпринимаются подобные смелые движения? Да, вероятно, это первый подготовительный шаг в направлении адаптации банковской системы к пресловутому глобалистскому контексту: влить туда частную инициативу - значит обеспечить шансы, для того чтобы выиграть, в конечном счете, мировую конкуренцию. Однако тут же заметим, что при всем этом доля государства в том же ВТБ уж никак не окажется долькой на краешке бокала: в обозримом будущем она едва ли упадет ниже 70%, и даже лихой прогноз на пятилетнюю перспективу жестко оговаривает сохранение контрольного пакета.

Следует отметить, что разговоры о приватизации Внешторгбанка шли уже давно. Еще в 2002 году правительство утвердило план его приватизации, в соответствии с которым государство должно постепенно уменьшать свою долю в капитале банка сначала до 51%, а затем отказаться от контрольного пакета. В разное время представители власти говорили о намерении продать иностранным инвесторам от 10 до 25%.

Ранее предполагалось, что основными претендентами на покупку ВТБ будут Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (IFC). Однако с ЕБРР у ВТБ возникли разногласия по поводу стоимости сделки.

ВТБ основан в 1990г. 99,9% акций банка принадлежат государству в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Группе ВТБ, материнской компанией и основной единицей которой является ВТБ, принадлежат еще четыре банка в России, банки в Армении, Австрии, на Кипре, в Грузии, Швейцарии и на Украине, а также производство авиационных двигателей. Группа предоставляет банковские услуги в основном российским корпорациям, предприятиям малого и среднего бизнеса и клиентам - физическим лицам.

Как утверждает Костин, ВТБ планирует осуществлять прямые инвестиции в финансовый сектор Европы, в частности, предполагается, что на базе Московского народного банка, который в ближайшее время переименуют в ВТБ Европа, будет создано полноценное подразделение ВТБ в Западной Европе. Он подчеркнул, что рынок Западной Европы - один из самых трудных для банков. Глава ВТБ также отметил, что в мире позитивно отреагировали на покупку Внешторгбанком 5-процентного пакета EADS.

Что же заставило государство решиться на приватизацию ВТБ: грядущее вступление в ВТО или реальная необходимость? Пожалуй, и то, и другое. С одной стороны, есть понимание того, что в новых условиях тяжело будет конкурировать с зарубежными конкурентами. С другой, если на отечественном рынке ВТБ, получив государственные преференции, без труда может доминировать, то на западе так просто это не получится.
Полная версия публикации
Экономика 15.02.2007 14:32
Большой портовый передел?
Экономика 06.09.2006 13:30
Пятерочка с жирным минусом
Экономика 27.07.2006 18:19
Кому нужен закон О портах?