Пятерочка с жирным минусом

Если кто-то из читателей полагает, что прецеденты с выкладкой на полки некачественного и просроченного товара случаются только в провинциальных супермаркетах Пятерочка, то он глубоко заблуждается.

И в Москве, и в Санкт-Петербурге (где, собственно, эта розничная сеть и зародилась) многие покупатели также жалуются на некачественный товар, на отсутствие на ценниках срока его реализации, а также на то, что на всех них указана стоимость продукции за килограмм и отсутствует цена за конкретный вес.

Объем продаж Pyaterochka Holding в январе-июне 2006 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 43,4% и составил 1,58 млрд. долларов. Об этом сообщается в материалах, обнародованных недавно самой компанией. Показатель прибыли EBITDA вырос на 52% (до 149 млн. долларов). Чистая прибыль компании в январе-июле нынешнего года составила 62 млн. долларов. Как сообщает Интерфакс, данные результаты учитывают финансовые показатели торговых сетей Пятерочка и Перекресток (о своем слиянии они объявили в апреле нынешнего года) за период с 1 января по 30 июня 2006 г.

В то же время консолидированные продажи объединенной компании по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в январе-июне 2006 г., учитывающим показатели Перекрестка за период с 1 января по 30 июня нынешнего года и результаты Пятерочки с 19 мая по 30 июня 2006 г., составили 899 млн. долларов. Чистая прибыль объединенной компании составила 22 млн. долларов, валовая 246 млн. долларов. Показатель EBITDA составил 72 млн. долларов, EBITDA margin 8%.

Реклама на веке

В то же время, как сообщает "Рейтер" со ссылкой на саму компанию, чистая прибыль Пятерочки, рассчитанная по МСФО, снизилась с 68,1 млн. долларов годом ранее до 62,1 млн. в январе-июне 2006 г.

Между тем Pyaterochka Holding, управляющая розничными сетями Пятерочка и Перекресток и крупнейшим бенефициарным собственником которой является председатель совета директоров Альфа-групп Михаил Фридман с 21,6% акций, инвестировала 35 млн. долларов в строительство распределительного центра в подмосковном городе Подольске.

Как отмечается в сообщении компании, общая площадь центра составит 50 тыс. кв. метров, в том числе первой очереди 30 тыс. кв. метров. В нее входят складские помещения для обработки товаров с разными температурами хранения, ежегодно через которые будет проходить около 700 тонн грузов. Ожидается, что после открытия всего центра эффективность логистических процессов возрастет в среднем на 20%.

Заметим, что за семь лет своего существования розничная сеть супермаркетов Пятерочка, пытаясь выглядеть в глазах покупателей торговой компанией, которая заботится о потребителях с невысоким достатком, уже дважды изменяла свое позиционирование. Ранее, работая в формате жесткого дискаунтера, Пятерочка акцентировалась на слогане Низкие цены каждый день!, что, по мнению руководства сети, отражало существующую на тот момент концепцию предприятия. Чуть позже и до сегодняшнего дня аудитории доносили идею гарантии качества и низких цен, которая была в свое время материализована в конкурс покупательских частушек типа Двоечка у Вовочки, а качество в Пятерочке!. Идея этого лозунга состояла в том, чтобы донести до потребителей соображения о дополнительном преимуществе обслуживания в магазинах Пятерочка - гарантии качества и обмен товара в случае недовольства покупателем.

Однако, все эти маркетинговые ухищрения руководства компании не могут скрыть от покупателей и специалистов того, как в последнее время Пятерочка добивается тех успехов, о которых мы упоминали выше. А здесь, выяснилось, есть много интересного.

Начнем с того, что, приходя в любой магазин, покупатель надеется приобрести в нем товар соответствующего качества. У покупателей Пятерочки получается это далеко не всегда. Хотите факты? Пожалуйста. Летом нынешнего года в редакцию Димитровградской панорамы (г. Димитровград Ульяновской области) поступило несколько жалоб на реализацию некачественных продуктов в одном из магазинов розничной сети Пятерочка. Претензии высказывались в основном к мясному и рыбному отделам, где, по словам покупателей, отпускается несвежая продукция.

В ходе проведенной проверки, участие в которой приняли и активисты местной общественной организации по защите прав потребителей, были обнаружены существенные нарушения правил торговли. Это неправильно оформленные ценники на расфасованных продуктах и товары с просроченным сроком годности. В результате проверяющие были вынуждены изъять ценники на свиную печень (производитель Ульяновский мясокомбинат), на которых не был указан срок реализации продукции, а также снять с продажи 14 наименований товара.

Подобного рода фактов можно привести множество. В сентябре прошлого года, к примеру, едва не была закрыта челябинская розничная сеть магазинов Пятерочка. Причина: не только присутствие на полках просроченных товаров, но и хамство работников. Вопросы к этой сети тогда возникли у мэра Челябинска Вячеслава Тарасова, который лично посетил один из магазинов сети и потребовал затем от своего заместителя по торговле и услугам Михаила Нуждина провести тотальную проверку всех магазинов Пятерочки города.

Если кто-то из читателей полагает, что прецеденты с выкладкой на полки некачественного и просроченного товара случаются только в провинциальных супермаркетах Пятерочка, то он глубоко заблуждается. И в Москве, и в Санкт-Петербурге (где, собственно, эта розничная сеть и зародилась) многие покупатели также жалуются на некачественный товар, на отсутствие на ценниках срока его реализации, а также на то, что на всех них указана стоимость продукции за килограмм и отсутствует цена за конкретный вес. Об этом мне поведала моя соседка, пенсионерка Вера Долгова, которая является постоянной покупательницей одного из магазинов Пятерочка, расположенного в столичном микрорайоне Северное Тушино. По ее словам, в этом торговом предприятии можно приобрести продукцию с просроченным сроком годности, продукцию на развес фасуют крупными партиями, а это для одинокой пенсионерки дорого. Еще один существенный недостаток, - замечает Вера Долгова, - заключается в том, что зачастую вместо пяти касс работают только две-три. Образуются длинные очереди. Мне-то спешить некуда, а вот как быть в такой ситуации людям деловым, занятым?

Заметим также, что во многих городах России оптовые торговые компании подтверждают существование практики взимания платы торговыми сетями Пятерочка за право выставлять товар на продажу. К примеру, как утверждает директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз, за вход в региональные сети Пятерочки алкогольные компании платят от 1 тыс. до 10 тыс. долларов в год за возможность поставить на магазинную полку одну бутылку. Представить свой товар в московской сети меньше чем за 50 тыс. долларов невозможно, поэтому региональным производителям алкоголя и новичкам попасть в московскую розницу сегодня практически невозможно, - добавляет Вадим Дробиз. Касается это и других продуктов. К примеру, как утверждает УрБК, в Екатеринбурге билет на полки магазинов Пятерочка для замороженных овощей, морепродуктов и грибов обходится в 300 долларов за каждую ассортиментную позицию, с кондитеров здесь собирают по 50-1000 долларов за одну товарную позицию в одном магазине.

Между тем Пятерочка делает сейчас очередной маркетинговый ход новую имиджевую компанию под слоганом Самые близкие низкие цены!. По мнению компании, новый слоган должен в полной мере отразить нынешнее позиционирование Пятерочки: мягкий дискаунтер, расположенный рядом с домом или работой, предлагающий покупателям широкий выбор товаров по самым низким ценам. Заняться новой рекламной компанией было поручено группе ЯрЧе!. Клиенту было предложено четыре варианта сценария, один из которых сразу же был принят. Имиджевое видео под названием Молодежь будет транслироваться в эфире федеральных и региональных каналов. Рекламная компания Пятерочки будет также поддерживаться ауди-рекламой и информацией в прессе. Жаль только, что все это будет делаться за счет покупателя, то есть нас с вами.

Реклама на веке
Nomura, возможно, станет партнером "Металлоинвеста" по Удокану Ритейлеры попались в банковские сети