Грузовой перевал
Легендарный российский порт Диксон теперь открыт для захода иностранных судов. Решение правительства РФ направлено на увеличение грузопотока Северного морского пути.
В 30-е годы прошлого века Диксон был одной из наиболее упоминаемых точек на трассе Северного морского пути. Именно тут пересекались маршруты Енисейского речного флота и морских экспедиций. Он был нашим форпостом освоения Арктики. Порт принимал десятки судов ежегодно. С появлением мощной радиостанции и оборудованием портовых сооружений Диксон превратился в удобный пункт для судов, двигающихся в устье Енисея или дальше на восток, где часто в начале навигации стояли ледовые заставы. Но предсказуемо пришел в упадок в постперестроечные годы. Сейчас износ его имущественного комплекса оценивается примерно в 70%. Часть сооружений уже многие годы законсервирована за ненадобностью.
Решение федерации сулит Диксону вторую жизнь. Предполагается, что через порт пойдут грузы – преимущественно, природные ресурсы, добыча которых запланирована на Таймыре. Это потребует не только расконсервации старых, но строительства новых мощностей. Например, новый терминал нужен для вывоза угля с месторождения в районе реки Лемберова. Нефтяникам нужен терминал для углеводородов с Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений. И еще один терминал значится в планах для погрузки угля с Сырадасайского месторождения.
«Век» ранее писал об указе президента РФ, по которому через пять-шесть лет по Севморпути в год должны перевозить порядка 80 млн. тонн различных грузов. Это в десять раз больше текущих показателей. Севморпуть – кратчайший морской маршрут доставки грузов из Европы в Азию. Это примерно раза в полтора ближе, чем везти через Суэцкий канал. Но Севморпуть практически не используется бизнесом. Причин тому много. Компании исторически привыкли возить южным путем и северный вариант рассматривают, как некую сказочную, опасную экзотику. Но есть все основания считать, что как только преимущества Севморпути будут «распробованы», его популярность начнет резко расти. Что подтверждает беспокойство наших «западных партнеров». Они уже сейчас выражают недовольство очевидным фактом, что эта важная транспортная артерия контролируется Россией. Пока же главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья. Российская Арктика сейчас – пятнадцать инвестиционных проектов по его добычи. Одиннадцать связаны с освоением нефти и газа, четыре - руд и угля.
«Идет новый этап освоения Заполярья. И международный статус для Диксона значит многое. Фактически можно говорить о том, что ускорится возрождения порта, придут инвестиции, и Диксон станет центром новой арктической экономики для Красноярского края. Скептиков, которые не верят в показатель 80 млн. тонн все меньше. События разворачиваются на наших глазах: осваиваются месторождения, строится инфраструктура. Это значит, перемены ждут не только морские порты. Неизбежно возникает потребность в создании новой полярной авиасети. Накануне «Аэрофлот» заявил, что одним из маршрутов будет направление на Игарку. И, быть может, в будущем магистральная авиация вернется и на Диксон», - заявил «Веку» депутат Госдумы РФ Виктор Зубарев.
В Росморпорте сообщают, что большинство арктических инфраструктурных проектов будет реализовано на принципах государственно-частного партнерства. За последние 15 лет госпредприятие уже привлекло более четырех миллиардов рублей частных инвестиций в Арктический бассейн, что позволило нарастить портовые мощности почти на сорок миллионов тонн. Одной из проблем является то, что для проводки грузов может не хватить атомных ледоколов. Сегодня на Севморпути работают четыре гражданских атомохода – «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы». К «контрольному» 2024 году они будут существенно изношены. Строительство ледоколов нового типа уже идет. Но сдача «первенца» - «Арктики», уже затянулась на несколько лет. Сейчас спуск на воду запланирован на будущую весну. «В этом году принимаем решение о продлении эксплуатации реакторной установки ледокола «Ямал». Он сможет работать ориентировочно до 2028 года. В 2020 году завершатся научно-исследовательские работы по ледоколам «Таймыр» и «Вайгач». Ресурс реакторных установок этих судов уже продлен до 200 тысяч часов. Следующий шаг - продление их до 235 тысяч и 260 тысяч часов соответственно, в таком случае их эксплуатация возможна до 2025 и 2027 годов», - сообщил ранее генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.
Решение федерации сулит Диксону вторую жизнь. Предполагается, что через порт пойдут грузы – преимущественно, природные ресурсы, добыча которых запланирована на Таймыре. Это потребует не только расконсервации старых, но строительства новых мощностей. Например, новый терминал нужен для вывоза угля с месторождения в районе реки Лемберова. Нефтяникам нужен терминал для углеводородов с Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений. И еще один терминал значится в планах для погрузки угля с Сырадасайского месторождения.
«Век» ранее писал об указе президента РФ, по которому через пять-шесть лет по Севморпути в год должны перевозить порядка 80 млн. тонн различных грузов. Это в десять раз больше текущих показателей. Севморпуть – кратчайший морской маршрут доставки грузов из Европы в Азию. Это примерно раза в полтора ближе, чем везти через Суэцкий канал. Но Севморпуть практически не используется бизнесом. Причин тому много. Компании исторически привыкли возить южным путем и северный вариант рассматривают, как некую сказочную, опасную экзотику. Но есть все основания считать, что как только преимущества Севморпути будут «распробованы», его популярность начнет резко расти. Что подтверждает беспокойство наших «западных партнеров». Они уже сейчас выражают недовольство очевидным фактом, что эта важная транспортная артерия контролируется Россией. Пока же главное направление развития Северного морского пути связано с обеспечением вывоза минерального сырья. Российская Арктика сейчас – пятнадцать инвестиционных проектов по его добычи. Одиннадцать связаны с освоением нефти и газа, четыре - руд и угля.
«Идет новый этап освоения Заполярья. И международный статус для Диксона значит многое. Фактически можно говорить о том, что ускорится возрождения порта, придут инвестиции, и Диксон станет центром новой арктической экономики для Красноярского края. Скептиков, которые не верят в показатель 80 млн. тонн все меньше. События разворачиваются на наших глазах: осваиваются месторождения, строится инфраструктура. Это значит, перемены ждут не только морские порты. Неизбежно возникает потребность в создании новой полярной авиасети. Накануне «Аэрофлот» заявил, что одним из маршрутов будет направление на Игарку. И, быть может, в будущем магистральная авиация вернется и на Диксон», - заявил «Веку» депутат Госдумы РФ Виктор Зубарев.
В Росморпорте сообщают, что большинство арктических инфраструктурных проектов будет реализовано на принципах государственно-частного партнерства. За последние 15 лет госпредприятие уже привлекло более четырех миллиардов рублей частных инвестиций в Арктический бассейн, что позволило нарастить портовые мощности почти на сорок миллионов тонн. Одной из проблем является то, что для проводки грузов может не хватить атомных ледоколов. Сегодня на Севморпути работают четыре гражданских атомохода – «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы». К «контрольному» 2024 году они будут существенно изношены. Строительство ледоколов нового типа уже идет. Но сдача «первенца» - «Арктики», уже затянулась на несколько лет. Сейчас спуск на воду запланирован на будущую весну. «В этом году принимаем решение о продлении эксплуатации реакторной установки ледокола «Ямал». Он сможет работать ориентировочно до 2028 года. В 2020 году завершатся научно-исследовательские работы по ледоколам «Таймыр» и «Вайгач». Ресурс реакторных установок этих судов уже продлен до 200 тысяч часов. Следующий шаг - продление их до 235 тысяч и 260 тысяч часов соответственно, в таком случае их эксплуатация возможна до 2025 и 2027 годов», - сообщил ранее генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.