Инициативы Росалкогольрегулирования к убыткам?
Грядущие новогодние праздники грозят вместо традиционного роста продаж на 20-25% обернуться для производителей, импортеров и продавцов алкоголя миллиардными убытками. Причина - очередные нововведения Росалкогольрегулирования, которые ведомство стало внедрять с 1 ноября.
Кажется, для Росалкогольрегулирования, которое призвано увеличивать прибыль государства, а также регулировать и стимулировать деятельность отрасли, стало уже традицией наносить ей и бюджету миллиардные убытки.
РБК напоминает 15-летнюю историю отрасли, для которой каждое нововведение оборачивалось убытками и потерями, особенно в части внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), созданной для контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Внедрение ЕГАИС началось с производителей крепкого алкоголя в 2006 году, когда отсутствие необходимого программного обеспечения, подзаконных актов и акцизных марок нового образца привело к тому, что работа многих предприятий была остановлена. Система была временно переведена в «ручной режим», а производители и импортеры заявляли, что год работы с системой им обошелся в $1,5 – 2 млрд. (около 40 – 54 млрд. руб. по среднему курсу доллара на 2006 год).
В январе 2016 года, когда к ЕГАИС подключилось оптовое звено, в системе произошел масштабный сбой — информация в ней не отображалась, розница отказывалась принимать товар, из-за чего возле точек торговых сетей скапливались очереди из грузовиков, а стеклянная тара лопалась на морозе.
В течение октября - ноября 2017 года участники рынка жаловались на сбои в работе ЕГАИС — система не отвечала при отправке накладных, и производители и оптовики не могли отгрузить свою продукцию клиентам. Росалкогольрегулирование опровергало проблемы работы системы.
И вот в ЕГАИС новый сбой, связанный с тем, что в соответствии с приказом Росалкогольрегулирования от 14.05.2021 №158 «Об утверждении формата представления в форме электронного документа уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции» изменилась система первичной регистрации продукции.
До сих пор документы и сведения вносились в Федеральный реестр алкогольной продукции на сайте Росалкогольрегулирования. Казалось, если все хорошо работает, то зачем менять? Но в ведомстве решили иначе, внедрив электронных посредников. И с 1 ноября производители и импортеры алкоголя, чтобы начать торговать новой продукцией или внести изменения в документы той, что уже находится в обороте, должны использовать программу «Универсальный транспортный модуль» ЕГАИС или же систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Параллельно ведомство закрыло возможность использования ранее введенных уведомлений и теперь требует подачи новых уведомлений даже в случае необходимости минимальной корректировки ранее поданных сведений.
Вот тут и начались традиционные для системы сбои, которые ведомство не может уладить уже полмесяца даже несмотря на то, что 8 ноября Росалкогольрегулирование предоставило участникам рынка адаптированную версию универсального транспортного модуля.
Как отмечают производители и импортеры, до настоящего момента не обеспечена стабильная работа ни одного из предложенных вариантов, а сервис подачи уведомлений через предыдущий функционал уже отключен. По словам Ораза Дурдыева, директора по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (бренды BUD, Stella Artois, Velkopopovicky Kozel, Corona Extra и др.), его компания лишилась не только альтернативного канала подачи сведений, но и возможности подготовки своих учетных записей для перехода на новые системы.
Директор по корпоративным отношениям Heineken Алексей Воробьев отметил, что новая система «Универсальный транспортный модуль» ЕГАИС вводилась с ограниченным функционалом. Для бизнеса это, по его словам, означает невозможность введения в оборот новых сортов, мест производства и подачи уточнений к существующим на рынке брендам продукции.
Но удар пришелся не только на импортеров. Крупнейший производитель игристых вин «Абрау Дюрсо» не может вывести на рынок новые позиции из-за аналогичных проблем.
Отмечается, что только за первую декаду нововведения на складах скопилось продукции, которую нельзя поставить в торговые точки, на миллионы рублей. Подобный искусственный дефицит ударит как по производителям, поставщикам и торговле, так и по покупателям, которым уже обещали рост цен на алкоголь к Новому году на 15-20%, и теперь лишают возможности успеть закупиться к праздникам по старым ценам.
Дополнительные убытки понесут и производители. Дело в том, что с 1 декабря участники рынка должны использовать акцизные марки старого образца, и для многих из них это также связано с необходимостью подачи уведомления о начале оборота.
В самом Росалкогольрегулировании перекладывают вину на участников рынка. «Мы отмечаем рост ошибок в подготовке уведомлений о начале оборота продукции в учетных программах на стороне участников рынка», - цитирует РБК заявление ведомства, отмечая, что служба выпустила дополнительные разъяснения по заполнению уведомлений и готова оказывать консультативную поддержку по каждому конкретному случаю.
В это можно было бы поверить, если бы речь шла о единственной конторе, где информацию посадили вбивать неопытную секретаршу – вчерашнюю школьницу, но когда жалуются компании с многомиллионными оборотами, где менеджеры, что называется, «собаку съели» на решении проблем с ЕГАИС, в их массовую безграмотность и отупение верится с трудом.
А как рассказывают сами участники рынка, основная причина сбоя в том, что перед внедрением своего «Универсального транспортного модуля» в промышленную эксплуатацию служба не провела тестирование его функционала, а уровень технической поддержки не в состоянии дать участникам рынка нужные ответы на их запросы. В итоге, как отмечается, ряд импортеров уже остановил свою деятельность в части ввоза новой продукции и теперь пытается решить возникшие вопросы с Росалкогольрегулированием. Пока же сложившуюся ситуацию на форуме для людей, связанных с ЕГАИС, специалисты оценивают как хаос.
РБК напоминает 15-летнюю историю отрасли, для которой каждое нововведение оборачивалось убытками и потерями, особенно в части внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), созданной для контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Внедрение ЕГАИС началось с производителей крепкого алкоголя в 2006 году, когда отсутствие необходимого программного обеспечения, подзаконных актов и акцизных марок нового образца привело к тому, что работа многих предприятий была остановлена. Система была временно переведена в «ручной режим», а производители и импортеры заявляли, что год работы с системой им обошелся в $1,5 – 2 млрд. (около 40 – 54 млрд. руб. по среднему курсу доллара на 2006 год).
В январе 2016 года, когда к ЕГАИС подключилось оптовое звено, в системе произошел масштабный сбой — информация в ней не отображалась, розница отказывалась принимать товар, из-за чего возле точек торговых сетей скапливались очереди из грузовиков, а стеклянная тара лопалась на морозе.
В течение октября - ноября 2017 года участники рынка жаловались на сбои в работе ЕГАИС — система не отвечала при отправке накладных, и производители и оптовики не могли отгрузить свою продукцию клиентам. Росалкогольрегулирование опровергало проблемы работы системы.
И вот в ЕГАИС новый сбой, связанный с тем, что в соответствии с приказом Росалкогольрегулирования от 14.05.2021 №158 «Об утверждении формата представления в форме электронного документа уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции» изменилась система первичной регистрации продукции.
До сих пор документы и сведения вносились в Федеральный реестр алкогольной продукции на сайте Росалкогольрегулирования. Казалось, если все хорошо работает, то зачем менять? Но в ведомстве решили иначе, внедрив электронных посредников. И с 1 ноября производители и импортеры алкоголя, чтобы начать торговать новой продукцией или внести изменения в документы той, что уже находится в обороте, должны использовать программу «Универсальный транспортный модуль» ЕГАИС или же систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Параллельно ведомство закрыло возможность использования ранее введенных уведомлений и теперь требует подачи новых уведомлений даже в случае необходимости минимальной корректировки ранее поданных сведений.
Вот тут и начались традиционные для системы сбои, которые ведомство не может уладить уже полмесяца даже несмотря на то, что 8 ноября Росалкогольрегулирование предоставило участникам рынка адаптированную версию универсального транспортного модуля.
Как отмечают производители и импортеры, до настоящего момента не обеспечена стабильная работа ни одного из предложенных вариантов, а сервис подачи уведомлений через предыдущий функционал уже отключен. По словам Ораза Дурдыева, директора по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes (бренды BUD, Stella Artois, Velkopopovicky Kozel, Corona Extra и др.), его компания лишилась не только альтернативного канала подачи сведений, но и возможности подготовки своих учетных записей для перехода на новые системы.
Директор по корпоративным отношениям Heineken Алексей Воробьев отметил, что новая система «Универсальный транспортный модуль» ЕГАИС вводилась с ограниченным функционалом. Для бизнеса это, по его словам, означает невозможность введения в оборот новых сортов, мест производства и подачи уточнений к существующим на рынке брендам продукции.
Но удар пришелся не только на импортеров. Крупнейший производитель игристых вин «Абрау Дюрсо» не может вывести на рынок новые позиции из-за аналогичных проблем.
Отмечается, что только за первую декаду нововведения на складах скопилось продукции, которую нельзя поставить в торговые точки, на миллионы рублей. Подобный искусственный дефицит ударит как по производителям, поставщикам и торговле, так и по покупателям, которым уже обещали рост цен на алкоголь к Новому году на 15-20%, и теперь лишают возможности успеть закупиться к праздникам по старым ценам.
Дополнительные убытки понесут и производители. Дело в том, что с 1 декабря участники рынка должны использовать акцизные марки старого образца, и для многих из них это также связано с необходимостью подачи уведомления о начале оборота.
В самом Росалкогольрегулировании перекладывают вину на участников рынка. «Мы отмечаем рост ошибок в подготовке уведомлений о начале оборота продукции в учетных программах на стороне участников рынка», - цитирует РБК заявление ведомства, отмечая, что служба выпустила дополнительные разъяснения по заполнению уведомлений и готова оказывать консультативную поддержку по каждому конкретному случаю.
В это можно было бы поверить, если бы речь шла о единственной конторе, где информацию посадили вбивать неопытную секретаршу – вчерашнюю школьницу, но когда жалуются компании с многомиллионными оборотами, где менеджеры, что называется, «собаку съели» на решении проблем с ЕГАИС, в их массовую безграмотность и отупение верится с трудом.
А как рассказывают сами участники рынка, основная причина сбоя в том, что перед внедрением своего «Универсального транспортного модуля» в промышленную эксплуатацию служба не провела тестирование его функционала, а уровень технической поддержки не в состоянии дать участникам рынка нужные ответы на их запросы. В итоге, как отмечается, ряд импортеров уже остановил свою деятельность в части ввоза новой продукции и теперь пытается решить возникшие вопросы с Росалкогольрегулированием. Пока же сложившуюся ситуацию на форуме для людей, связанных с ЕГАИС, специалисты оценивают как хаос.