Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики, эксперт Академии военных наук — 19.08.2019 11:24

Иран и Израиль - на пороге войны

Гибралтар отклонил просьбу США продлить задержание иранского танкера Grace1, который был задержан еще в июле. Возможно, это даст отсрочку военному конфликту в Персидском заливе, на эскалацию которого нацелены США и их союзники.

Американский военный портал Critical Threats («Критические угрозы»), контролируемый разведывательным управлением Министерства обороны США (РУМО), выпустил еженедельную сводку разведданных в разделе Iran File, согласно которой «иранский режим может атаковать или угрожать интересам Израиля в ближайшие недели, чтобы сдержать предполагаемую агрессию Израиля».
Сообщается, что Тель-Авив начал воздушную кампанию против Ирана в Ираке, а также намерен принять участие в возглавляемой США миссии по безопасности на море в Персидском заливе, операции Sentinel. По данным группы военных экспертов, авторов данной разведсводки, Иран считает действия Израиля существенной угрозой национальной безопасности и по этой причине «скорректирует свой подход к росту напряженности в отношениях с США и Израилем соответственно». Недавние встречи между иранскими военными и поддерживаемыми Ираном прокси «могут указывать на то, что Иран планирует военный ответ для реагирования на будущие израильские атаки».
Авторы разведсводки со ссылкой на иранские, саудовские и израильские СМИ приписывают недавние взрывы на базах иранских прокси в Ираке Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). В результате взрывов погиб, по меньшей мере, один член Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Тель-Авив не подтвердил свою причастность к этим атакам, но цели взрывов - склады оружия - соответствуют предыдущим атакам Армии обороны Израиля против аналогичных иранских прокси в Сирии. 1 августа израильские СМИ сообщили о том, что Корпус стражей исламской революции расширил число передаваемых своим иракским союзникам баллистических ракет, чтобы предотвратить ракетные удары Израиля по Сирии. ЦАХАЛ может нанести новые удары по Ираку, если сочтет, что действия Ирана представляют угрозу безопасности Израиля. По данным РУМО, Израиль уже оказывает помощь операции Sentinel «предоставлением разведданных и иными неуказанными действиями».
Иран считает удары Израиля в Ираке и участие в операции Sentinel угрозой национальной безопасности и военной агрессией, говорится в докладе РУМО. Тегеран рассматривает Ирак и Персидский залив в качестве ключевых театров военных действий для обеспечения своей национальной безопасности и достижения необходимой стратегической глубины обороны территории Ирана. Бывший командующий КСИР, старший военный советник Духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи генерал-майор Яхья Рахим Сафави недавно заявил: «Защищая Багдад, мы защищаем Тегеран».
Однако, авторы доклада, опубликованного на сайте портала Critical Threats, считают, что цель недавних атак иранских военных «в Персидском заливе и Ираке на международные коммерческие перевозки и саудовскую нефтяную инфраструктуру - повышение цен на нефть и дестабилизация мирового энергетического рынка»
Тегеран может атаковать Израиль или угрожать его интересам, если Тель-Авив продолжит эскалацию конфликта, говорится в разведсводке Critical Threats. Сообщается также, что атакам могут подвергнуться и США: «До настоящего времени режим сдерживал свои атаки против США и их партнеров, чтобы избежать разжигания войны. Командующий КСИР генерал-майор Хоссейн Салами описал этот подход как оборонительную стратегию с наступательной тактикой. Иранские лидеры могут скорректировать этот подход в ответ на предполагаемые угрозы режиму в Ираке и Персидском заливе. 12 августа командующий Военно-морским флотом КСИР Алиреза Тангсири предупредил, что присутствие Израиля в Персидском заливе будет незаконным и может «привести к войне и конфликту в регионе». Режим рассматривает операцию Sentinel как военную агрессию и расширение до максимума давления со стороны США. Тегеран стремится сдержать предполагаемую агрессию Израиля и, вероятно, планирует неожиданный удар в случае дальнейшей эскалации.
Указываются и возможные направления ударов Ирана по Израилю. Это атаки силами подразделений ХАМАС в секторе Газа или удары иранских сил и их союзников в районе Голанских высот. «Иранские и поддерживаемые Ираном силы могут также атаковать израильские или еврейские цели по всему миру, как они это делали ранее», – говорится в докладе.
Военная разведка Пентагона получила информацию о совещании аятоллы Хаменеи и генерала Сафави «со своими доверенными лицами и партнерами из Ирака, сектора Газа и Сирии». «Такие встречи на высоком уровне необычны и указывают на то, что, возможно, они встречались, чтобы обсудить военные и иные ответы на удары Израиля в Ираке в случае дальнейшей эскалации», - пишут авторы разведсводки РУМО.
Мои источники в военных кругах Ближнего Востока предполагают, что прямой военный конфликт Ирана и Израиля может начаться уже на этой неделе. Это полностью блокирует нефтяные перевозки по Ормузскому проливу и вызовет резкий подъем цен на нефть. Предвидя такой поворот событий, Иран ускоренно достраивает нефтепровод, который свяжет нефтяной терминал Гуре, расположенный вблизи провинции Бушер вблизи восточного побережья Персидского залива, с портом Джаск в Оманском заливе на юге Ирана. Отсюда Иран сможет экспортировать свою нефть, минуя заблокированный Ормузский пролив.
В апреле 1988 года во время войны между Ираном и Ираком уже имел место военный конфликт США и Ирана в Ормузском проливе. Ирак во главе с Саддамом Хусейном хотел отторгнуть у Ирана нефтеносную провинцию Хузестан. Тогда президенту Ирака помогал Вашингтон.
Самой опасной фазой конфликта были атаки иракских военных на танкеры, заходящие в иранские порты. Под обстрелы попадали и суда третьих стран, что угрожало всему судоходству в Персидском заливе. На иранской мине подорвался американский фрегат «Самюэль Б. Робертс», который находился в нейтральных водах.
Пентагон ответил операцией «Богомол», нанеся удары по двум иранским нефтяным платформам. Тегеран вывел в море свои боевые корабли и напал на американскую эскадру. Боевые действия продлились менее одного дня, но Иран понес серьезные потери. Это был крупнейший морской бой со времен Второй мировой войны.
Американскими кораблями и авиацией были потоплены иранский фрегат «Саханд» и несколько катеров. Были также повреждены фрегат «Сабалан» и две морские платформы. Предположительно, сбит один самолет F-4. С американской стороны единственной потерей стал вертолет AH-1 «Кобра», оба члена экипажа которого погибли.
Операция «Богомол» стала крупнейшим военным столкновением между США и Ираном в ходе ирано-иракской войны. Действия ВМС США убедили иранское руководство в безнадежности продолжения войны и заставили аятоллу Хаменеи согласиться на перемирие.
23 июля 2019 года спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов презентовал российскую Концепцию коллективной безопасности в зоне Персидского залива, призванную способствовать созданию механизма сотрудничества в регионе.
Документ презентовали аккредитованным в Москве представителям арабских государств, Ирана, Турции, пятерки постоянных членов Совета Безопасности ООН, Евросоюза, Лиги арабских государств (ЛАГ) и стран - членов БРИКС. «Главные принципы, положенные в основу Концепции, – поэтапность, многосторонность и неукоснительное соблюдение международного права, прежде всего, Устава ООН и резолюции ее Совета Безопасности. Перспективная стратегическая задача, обозначенная в документе, – создание в регионе Персидского залива целостного механизма коллективной безопасности и сотрудничества с вовлечением на равноправной основе всех государств региона», – сообщили в МИД РФ. Одна из ключевых мер, предлагаемых Россией, – отказ от размещения в регионе иностранных военных баз.
Однако российские предложения повисли в воздухе по вполне понятной причине. Военно-морской флот РФ не может противостоять ВМС США и их союзников. У России вообще нет ударных авианосных групп, чтобы проецировать военную силу на отдаленных территориях.
Опубликованный на сайте Critical Threats прогноз о возможном начале прямого военного конфликта между Ираном и Израилем, по сути, является косвенным предупреждением Тегерану, который не имеет шансов на успех в войне против коалиции, включающей США и Израиль. Но если духовный лидер Ирана Али Хаменеи и руководство КСИР адекватно оценят соотношение военных сил и не пойдут на развязывание боевых действий с превосходящими силами США и их союзников, то Иран все равно рано или поздно будет принужден к сдаче своих позиций в Сирии и Ираке под давлением американских санкций. Поскольку руководство Ирана понимает это, то, возможно, развязывание военного конфликта может показаться иранскому режиму «наименьшим злом».
Полная версия публикации
Экономика 13.08.2019 09:10
Кредитные рейтинги россиян вычислят по единой формуле
Общество 13.08.2019 16:38
Скандальную судью Хахалеву отстранили от ведения процессов
Общество 14.08.2019 10:29
Ученые назвли омолаживающий организм овощ