Atlantic Council, Чарльз Лихфилд/Информационная служба «Века» — 07.12.2022 10:13

Как Россия использовала доходы от нефти и газа после вторжения на Украину, и как она справится с их сокращением

Российская экономика до сих пор демонстрировала впечатляющую устойчивость перед лицом западных санкций. Однако факторов, которые избавили Россию от немедленного финансового кризиса и позволили ей финансировать войну, относительно немного.

В данном отчете рассматривается управление российским правительством и Центральным банком доходами от нефти и газа, а также то, как они готовятся к будущему. В рамках отчета с критической точки зрения были проанализированы некоторые экономические данные.
Например, в отчете указывается, что быстрое восстановление рубля – это история в равной степени о хорошем управлении кризисом и удаче. Восстановление стало возможно благодаря мерам властей, а также положительному сальдо счета текущих операций платежного баланса РФ. В отчете также отмечается, что Россия смогла получить достаточное количество валюты для удовлетворения своих насущных потребностей с начала войны именно благодаря экспорту энергоносителей. Он настолько важен для российской экономики и доходов государства, что цены на нефть и газ влияют практические на все в экономике страны. В отчете также рассмотрели, как еще доходы от экспорта нефти и газа помогли российской экономике, и какую стратегию правительство выбрало для покрытия дефицита экономики. Однако более детальный анализ федерального бюджета показал, что даже с учетом якобы полученных в этом году доходов от нефти и газа, Министерство финансов с трудом справляется с текущими расходами, не говоря уже об инвестициях.
Без радикальных мер Центрального банка Россия могла бы столкнуться с финансовым кризисом в начале войны. Часто цитируемая цифра в $300 млрд «замороженных» активов получена на основании того, что ЦБ РФ в последний раз публиковал состав своих валютных резервов в январе 2022 года. То, что страны G7 и еще несколько стран-единомышленников решили сделать в выходные после 24 февраля, так это, по сути, заблокировать доступ ЦБ РФ и ФНБ к их активам. Но это нельзя назвать «заморозкой», ведь это подразумевает, что вводящие санкции страны знают, что за активы они замораживают – а это не так. Общая же сумма известных и идентифицированных резервов составляет менее одной трети от суммы в $300 млрд. Сейчас власти США и их союзников пытаются найти оставшиеся резервы или российское учреждение, которое ими владеет. При этом в отчете отмечается, что Центробанк РФ не облегчает задачу – последний раз регулятор публиковал отчёт о структуре своих резервов в январе и с тех пор его не обновлял.
При этом в отчете отмечается, что евро и доллары вполне могут накапливаться вне валютного баланса Центрального банка – например, в частных банках, против которых Европейский союз не вводил санкции. Если это так, то приоритетом западных политиков должно стать привнесение максимального количества неопределенности и сложностей в способности этих банков быстро перемещать деньги для обслуживания приоритетов ЦБ РФ. Разработчикам санкционной политики также необходимо сохранять бдительность в отношении необычных крупных транзакций в пользу «неприсоединившихся» к санкциям центральных банков и суверенных фондов благосостояния.
В отчете также указано, что за два десятилетия до 2022 года Центробанк никогда не выдавал кредитов больше, чем хранил в валютных резервах. Возможно, он нарушил это неписаное правило в феврале и марте. Центробанк может ожидать, что проблемы в экономике в ближайшем будущем усугубятся. Ему не хватает достаточно острых инструментов, чтобы сгладить переход к более слабому рублю. В целом авторы отчета ожидают, что 2023 год станет гораздо более сложным для ЦБ РФ.
Полная версия публикации
Культура 29.11.2022 19:34
Хелена Бонэм Картер заявила, что Джонни Депп был «полностью оправдан» в суде
Политика 30.11.2022 14:13
Национальный Рейтинг Мэров (Октябрь-Ноябрь, 2022) - часть 2
Культура 05.12.2022 19:21
Prime Video вытеснил Netflix с первого места среди стриминговых сервисов в США